Содержание коррекционной работы направлено на обеспечение коррекции недостатков в физическом и психическом развитии различных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья и оказание помощи детям этой категории в освоении основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
Содержание коррекционной работы обеспечивает:
Ø выявление особых образовательных потребностей детей с ограниченными возможностями здоровья, обусловленных недостатками в их физическом и психическом развитии;
Ø осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
Ø возможность освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья основной общеобразовательной программы дошкольного образования и их интеграции в образовательном учреждении.
2.1.6.1. Психолого – медико-педагогическое обследование детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для успешности воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья необходима правильная оценка их возможностей и выявление особых образовательных потребностей. В связи с этим особая роль отводится психолого-медико-педагогической диагностике. Эту функцию в ДОО выполняет созданный приказом заведующего психолого – медико – педагогический консилиум.
Следовательно, изучение ребенка включает медицинское и психолого-педагогическое обследование.
Медицинское обследование включает в себя: с изучения данных анамнеза (изучение медицинской документации ребенка и беседа с родителями (или лицами, их заменяющими)).
Педагоги и воспитатели знакомятся с результатами медицинского обследования по документации: изучают историю развития ребенка, заключения специалистов. Это поможет им сориентироваться в имеющихся у ребенка проблемах и создать необходимые условия для его развития в дошкольном учреждении.
Психолого-педагогическое обследование является одним из компонентов комплексного подхода в изучении особенностей развития ребенка (психологическое - познавательная деятельность, речь, эмоционально-волевая сфера, личностное развитие; педагогическое изучение предусматривает получение сведений о ребенке, раскрывающих знания, умения, навыки, которыми он должен обладать на определенном возрастном этапе, установление основных проблем в обучении, темпа усвоения материала, выявление особенностей образовательной деятельности дошкольников с ОВЗ).
Его результаты могут рассматриваться в совокупности с другими данными о ребенке. Полученные сведения позволяют в дальнейшем целенаправленно вносить коррективы в организацию процесса воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Специалисты ПМПк формулируют коллегиальное заключение, знакомят с ним родителей (законных представителей), направляют на обследование в детскую поликлинику, а затем - для обследования и определения образовательного маршрута – на территориальную психолого – медико-педагогическую комиссию. Специалисты ПМПК определяют ребёнку образовательный маршрут. Воспитанники, зачисленные в группу компенсирующей направленности и далее сопровождаются специалистами ПМПк: при необходимости составляется индивидуальный коррекционный маршрут, динамика усвоения программы рассматривается на заседании ПМПк в течение учебного года и всего срока обучения, определенного ТПМПК
2.1.6.2. Система коррекционной работы
Система логопедической помощи
Коррекционная работа с детьми с тяжелым нарушением речи выстраивается с учетом возрастных психофизиологических возможностей и индивидуальных психологических особенностей детей и речевых возможностей детей с разным уровнем речевого недоразвития.
Учебный год в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР (ОНР) начинается первого сентября, длится десять месяцев (до первого июля) и условно делится на три периода:
I период — сентябрь, октябрь, ноябрь;
II период — декабрь, январь, февраль;
III период — март, апрель, май, июнь.
В сентябре всеми специалистами проводится углубленная диагностика развития детей, сбор анамнеза, составления и обсуждения со всеми специалистами группы плана работы на первый период работы.
С 15 сентября начинается организованная образовательная деятельность с детьми.
В январе подводятся итоги и анализ работы за первое полугодие, и составляется план работы на второе полугодие. В мае подводятся итоги работы за год. Результаты работы рассматриваются на заседаниях ПМПк.
Коррекционная работа проводится по подгруппам и индивидуально. Количество подгрупп и детей в подгруппах определяется учителем-логопедом самостоятельно и корректируется в течение года в зависимости от успехов и индивидуальных особенностей в развитии детей.
Формы работы учителя-логопеда с детьми:
· подгрупповая работа (совместная образовательная деятельность и совместная игровая деятельность педагога с детьми).
Подгрупповая работа с детьми – 4 раза в неделю.
Программой предусмотрены следующие направления работы:
- формирование лексико-грамматических средств языка;
- развитие связной речи;
- развитие фонетико - фонематической стороны речи;
· индивидуальная работа (совместная деятельность педагога и ребенка, самостоятельная деятельность ребенка).
Индивидуальная работа учителя-логопеда с детьми проводится 2-3 раза в неделю, по необходимости – ежедневно.
На индивидуальных коррекционных занятиях учитель - логопед развивает ощущения и подвижность органов артикуляции, внимание к ним, отрабатывает артикуляционные уклады, вызывает, автоматизирует и дифференцирует звуки в различных позициях, формирует правильное речевое дыхание, работает над слоговой структурой слова, исправляет отдельные нарушенные грамматические категории, предлагает игры и упражнения на развитие психических функций и формирование сенсорных эталонов на вербальном материале.
Содержание логопедической работы по коррекции тяжелых нарушений речи представлено в «Примерной адаптированной программе коррекционно –развивающей работы в группе компенсирующей направленности ДОО для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет» // Н.В.Нищева – СПб: «ИЗДАТЕЛЬСТВО ДЕТСТВО -ПРЕСС», 2015 год.
Система психологической помощи
Психологическую помощь участникам воспитательного процесса в ДОО оказывает педагог-психолог.