Задачи
• формировать умение пересказывать содержание небольших сказок и рассказов, как уже знакомых, так и впервые прослушанных на занятии;
• развивать умение описывать предметы и игрушки, сравнивать их;
• совершенствовать навыки повествовательной речи: дети придумывают рассказы по содержанию картинки, подводятся к составлению рассказов из собственного опыта (по аналогии с содержанием картинки);
• помогать детям выявлять и выражать в речи причинно-следственные связи («Люди зимой тепло одеваются, потому что...»), что способствует овладению некоторыми компонентами рассуждения;
• подводить дошкольников к осознанию структуры связного текста (начало, продолжение и конец); знакомить с некоторыми способами соединения предложений и частей высказывания между собой; поощрять включение детьми в повествовательные тексты элементов описания, рассуждения, диалогов действующих лиц, точных и образных слов.
Старшая группа
Развитие речи
Задачи (общие)
|
|
• приобщать дошкольников к богатству русского и белорусского языков, формировать ценностное отношение к ним;
• развивать активную речь детей, содействовать налаживанию их речевого общения в совместных играх и других видах деятельности, учить пользоваться неречевыми средствами коммуникации — жестами, мимикой, движениями;
• стимулировать общение на белорусском языке.
Словарь
Задачи:
• обогащать словарный запас детей на основе углубления знаний о предметах и явлениях окружающего мира;
• учить употреблять в речи слова, наиболее точно обозначающие свойства, качества, признаки предметов (хрупкий,прозрачный, бесцветный, звонкий), а также материал, из которого они сделаны (дерево, пластмасса, стекло, металл,
ткань и т. п.);
• содействовать дальнейшему развитию у детей видовых и родовых понятий, умения осуществлять их дифференциацию (тарелка глубокая и мелкая, транспорт наземный, подземный, воздушный, водный; одежда зимняя, летняя, демисезонная);
• углублять представления детей о том, что слово имеет значение, смысл (шепотом — 'тихо говорить', на цыпочках — 'тихо идти') и что слова в разговоре необходимо употреблять в соответствии с их значением;
• воспитывать интерес к значению слова, особенно мотивированного («Почему это растение называется вьюнок?», «Как вы думаете, почему эти ягоды называются черникой, голубикой, земляникой?»);
• содействовать дальнейшему развитию у детей понимания таких языковых явлений, как антонимия (свежий хлеб — черствый хлеб; свежая рубашка — грязная, мятая рубашка), синонимия (свежий хлеб — мягкий, теплый хлеб; свежая рубашка — чистая рубашка), многозначность слова (острый нож, острый язык, острая горчица), учить активно использовать их в речи;
• знакомить с доступными дошкольникам фразеологизмами (спустя рукава, из пустого в порожнее и т. п.); подводить детей к пониманию образных выражений в загадках, объяснению смысла поговорок, поощрять использование их в своей речи.