Классификация экспериментальных психологических исследований по направлению исследований

По направлению исследований можно выделить:

1) научно-познавательные

2) прикладные психологические исследования.

В научно-познавательных психологических исследованиях преимущественно добываются знания, которые обогащают соответствующую область психологической науки, но не всегда находят практическое применение. Это, как правило, исследования теоретического характера, касающиеся принципиального решения проблем, связанных с познанием человека, например исследования, посвященные общественной природе сущности личности, условиям и факторам формирования личности и др.

В прикладных психологических исследованиях выдвигаются и научно проверяются предположения, практическая реализация которых должна дать существенный эффект.

В свою очередь прикладные психологические исследования могут иметь два направления: а) прикладные теоретические исследования и б) прикладные научно-практические исследования.

Прикладные теоретические исследования основаны на сборе известных фактов, изучении литературы, анализе и обобщении жизненного опыта личности. Особенностью таких исследований является то, что исследователь не собирает сам эмпирические данные и не ставит эксперимент. Выводы и рекомендации, полученные в ходе такого исследования, проверяются на практике, выступающей в данном случае как естественный эксперимент по проверке достоверности проведенного исследования без предварительного проведения эксперимента. Примером такого исследования является изменение учебной программы и внедрение ее в практику при наличии предположения, что внедряемый вариант программы положительно скажется на уровне и глубине получаемых учащимися знаний. Если это подтверждается, то данный проект принимается, а гипотеза исследования подтверждается.

Прикладное научно-практическое исследование предполагает выдвижение и научную проверку гипотез, т.е. обязательным условием, такого исследования является подготовка и проведение эксперимента. Поэтому эти исследования часто называют экспериментально-прикладными, при этом подразумевается, что практическая реализация результатов приведет к существенному эффекту. Так, в прикладных психолого-педагогических исследованиях эксперимент предполагает улучшение практики воспитания и обучения детей, подготовку и повышение квалификации педагогов, руководителей системы образования.

 

Виды экспериментальных психологических исследований по цели исследования.

По цели различают 1) поисковый, 2) решающий, 3) констатирующий, 4) формирующий, 5) контрольный эксперименты и соответствующие им виды психологических исследований.

Так, поисковый эксперимент проводится, в том случае, когда изучаемая область психологического явления относительно неизвестна и система гипотез отсутствует.

Если при наличии двух или нескольких конкурирующих проблем эксперимент позволяет выбрать одну из них, то такой эксперимент принято называть решающим.

Констатирующий эксперимент проводится с целью выявления (констатации) уровня развития психического процесса, состояния, свойства, т.е. носит диагностический характер. Поэтому исследование, в основе которого лежит такой эксперимент, нередко называют диагностическим.

Формирующий эксперимент применяется с целью направленного формирования (совершенствования, корректирования) психологических процессов, свойств личности. Его использование предполагает в процессе активного воздействия исследователя на испытуемого формирование в ходе учебных занятий определенных показателей процессов памяти, внимания, мышления (обучающий эксперимент) или уровня развития личностных качеств – моральных, волевых и др. (воспитывающий эксперимент).

Контрольный эксперимент осуществляется с целью проверки каких-либо зависимостей. Например, уровня коммуникабельности под влиянием тренинга обучения.

 

Виды экспериментов по методическому подходу.

По методическому подходу принято различать экспериментальные психологические исследования, реализующие 1) объективный, 2) субъективный, 3) проективный подходы.

Объективный подход предполагает такое построение исследования, в основе которого лежит успешность (результат) и способ (особенности) выполнения деятельности. Примером таких исследований являются исследования, где применяются тесты интеллекта-методики, с единственно возможным правильным ответом на тестовое задание.

Субъективный подход реализуется в исследованиях, построенных на основе выявления личностной позиции испытуемого к рассматриваемому явлению. К таким исследованиям относятся исследования, в которых применяются, стандартизированные самоотчеты испытуемых, например тесты-опросники, шкальные техники, индивидуально ориентированные техники.

Проективный подход предполагает проведение исследования с применением так называемых проективныx методик, в которых недостаточно структурированный материал, выступающий в качестве "стимула", при соответствующей организации всего эксперимента порождает процессы фантазии, раскрывающие те или иные характеристики субъекта.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: