Виды экспериментов по условиям их проведения

По условиям проведения различают 1) лабораторный, 2) естественный эксперименты.

Лабораторный эксперимент проводится в специально оборудованных помещениях при строгом соблюдении определенных правил, благодаря чему полученные результаты отличаются высокой степенью достоверности надежности. Выделяют аналитический и синтетический разновидности лабораторного эксперимента. Первый предназначен для изучения отдельных сторон психической деятельности (например, эмоционального напряжения), а второй - изучения в лабораторных условиях деятельности, приближающейся по своей структуре к реальной (работа испытуемого на тренажере).

Естественный эксперимент проводится в обычных, привычных для испытуемого условиях, изменения которых в целях изучения психических явлений осуществляется исследователем. Различают исследовательский естественный эксперимент, когда, например, изучаются особенности познавательной деятельности учащихся в процессе педагогического взаимодействия, и обследовательский, близкий по характеру к психодиагностическому.

 

Виды экспериментов по объекту психологического исследования.

Объектом экспериментального исследования могут быть самые разнообразные проявления психики, что в конечном счете определяет содержание исследования и его направленность. Основными видами исследования являются:

- мотивационно-потребностная сфера личности (мотивация потребности);

- исполнительно-регулирующая сфера личности (интеллект, способности, их проявления в конкретных видах деятельности - педагогичес:кой, врачебной, спортивной, музыкальной, художественной и др.);

- изучение личности как индивидуальности со стороны ее биопсихической организации (свойства нервной системы, темперамент, психофизиологические особенности) и социальной детерминации (характерологические черты);

- исследование личности как субъекта социальной деятельности и системы межличностных отношений (личность в группах и коллективах);

- изучение личности как идеальной представленности в других людях (индивидуальное сознание и самосознание);

- особенности развития и формирования психики в онтогенезе (проблемы периодизации психического развития, аномалий психического развития).

 

Классификация экспериментов по их технической оснащённости.

По технической оснащенности выделяют исследования использующие:

- аппаратурные средства (психофизиологические исследования, основанные на изучении электроэнцефалограммы, электромиограммы, кожно-гальванической реакции, электроокулограммы, электрокардиограммы и других физиологических показателей состояния испытуемого, получаемых на основе применения аппаратуры);

- бланковые средства, к которым можно отнести анкеты, личностные опросники, вербальные тесты интеллекта;

- компьютерные технологии, используемые как в ходе, проведения исследования, так и при обработке полученных данных.

 

Классификация экспериментальных исследований организационному признаку.

По организационному признаку выделяют исследования:

1. построенные по принципу пoпеpeчных срезов, когда сопоставляются данные, полученные на основании опроса разных людей (разных групп) или одного итого же человека (одной и той же группы) через сравнительно большой промежуток времени;

2. лонгитюдного характера, реализующие метод продольных срезов, когда прослеживается динамика изучаемого психического явления, т.е. осуществляется сравнение данных, полученных через короткие временные промежутки в течение длительного периода (психическое развитие ребенка от момента рождения до юношеского возраста);

3. комплексного характера, когда изучение одного объекта осуществляется представителями разных наук и различными средствами, что позволяет установить связи и зависимости между явлениями разного типа; например, между физиологическим, психологическим и социальным развитием личности.

 

Классификация методов экспериментального исследования в соответствии с этапами его проведения.

На основании глубокого анализа состояния психологической науки Б.Г. Ананьевым разработана классификация методов, соответствующая этапам научного исследования. Первую группу составляют организационные методы (сравнительный, лонгитюдинальный и комплексный), которые действуют на протяжении всего исследования, определяя его организацию. Вторая, самая многочисленная, группа включает в себя эмпирические методы. Это обсервационные методы (наблюдение и самонаблюдение), экспериментальные методы (лабораторный, полевой, естественный, формирующий, или психолого-педагогический, эксперимент), психодиагностические методы (тесты стандартизированные и прожективные; анкеты, социометрия, интервью и беседы), приемы анализа процессов и продуктов деятельности (хронометрия, циклография, профессиографическое описание), оценка изделий и выполненных работ (праксиметрические методы), моделирование (математическое, кибернетическое и т. д.), биографические методы (анализ дат, фактов и событий жизненного пути человека, документов, свидетельств и т. д.). Третью группу методов составляют приемы обработки данных: количественный (математико-статистический) и качественный анализ. В четвертую группу – интерпретационных методов — входят различные варианты генетического (фило– и онтогенетический) и структурного методов (классификация, типологизация и др.).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: