Значение и сущность подготовительного этапа психологического исследования

Постановка проблемы - есть теоретический или фактический вопрос, требующий разрешения. Постановка научной проблемы предполагает определенную последовательность действий: обнаружение дефицита информации. Осознание потребности в устранении этого дефицита. Описание проблемной ситуации на естественном языке. Формулирование проблемы в научных категориях и терминах.

Постановка проблемы сопровождается неизбежно определением объекта и предмета исследования. Выдвижение гипотезы. Исследователь выдвигает предположение, способное, на его взгляд, заполнить имеющийся по данной проблеме дефицит информации. Это предположение в виде научной гипотезы и следует проверить в дальнейшем исследовательскими действиями. Если гипотеза подтвердилась, то ее принимают, если не подтвердилась, то отвергают.

Планирование исследования. На этой стадии продумывается весь процесс исследования, решаются организационные вопросы. Планируется последовательность действий. Определяется конкретный контингент испытуемых или респондентов.

Выбор методов и методик психологического исследования. Основными методами научного исследования являются: наблюдение, эксперимент, моделирование.

Метод – способ выполнения чего-либо, принцип и способ сбора, обработки или анализа данных, принцип воздействия на объект.

Методика – форма реализации метода, совокупность приемов и операций (их последовательность и взаимосвязь). С помощью методики фиксируют характеристики поведения и воздействуют на объект. Следует отдавать предпочтение тем методикам, которые достаточно полно описаны в руководствах по их применению. Очень важна степень разработанности методики. В руководстве должны быть представлены развернутые интерпретации шкал, описана апробация методики, отражены количественные и качественные результаты апробации, даны рекомендации относительно формы и содержания заключения и другие необходимые составляющие руководства в соответствии с требованиями стандартов.

 

Критерии выбора проблемы психологического исследования.

Проблема – осознание субъектом невозможности разрешить трудности и противоречия, возникшие в данной, ситуации, средствами наличного знания и опыта. Проблемы, выбираемые для эксперимента, должны отвечать критериям актуальности исследования, новизны и практической значимости.

Актуальность означает необходимость решения проблемы в данный момент времени, ее своевременное соответствие потребностям дня.

Новизна относится к предполагаемому решению проблемы и устанавливается в результате изучения попыток ее решения.

Практическая значимость определяется тем, на сколько найденное решение проблемы позволяет изменить реальное состояние дел в лучшую сторону.

Так, в качестве примера проблемной может быть тема "Особенности устойчивости внимания у детей с различным уровнем умственного развития". Данная проблема является актуальной, поскольку организация процесса обучения учащихся во многом зависит от степени развития их психических познавательных процессов (памяти, мышления, воображения, ощущений, восприятий). Актуальность ее определяется и тем, что в ряде случаев в одном и том же классе учатся и умственно отсталые дети, и дети с нормальным уровнем развития способностей, а в условиях фронтальной формы обучения учителю не всегда удается найти приемлемый темп изложения материала. Новизна состоит в том, что в результате исследования предполагается выработка новых, не имевшихся до этого времени форм учебно-воспитательного взаимодействия учителя с учащимися, а практическая значимость проблемы – в рекомендации по перестройке установившегося учебного процесса на основе учета уровня умственного развития детей.

 

Определение целей и задач психологического исследования.

Цель – это те, научные и практические результаты, которые должны быть достигнуты в итоге проведения исследования.

Несмотря на некоторое сходство (направление исследований), между проблемой и целью существуют и различия. Формулировка проблемы обычно является общей, а формулировка цели – достаточно конкретной. Если в проблеме лишь констатируется некоторый трудноразрешимый вопрос, то формулировка цели содержит в себе результаты, которые должны быть получены в процессе решения данной проблемы.

Задачи в отличие от цели представляют собой содержание всех последовательных этапов организации и проведения исследования.

Одним из требований, предъявляемых к постановке и формулировке целей и задач исследования, является четкость, определенность, конкретность. При нарушении этого требования довольно трудно установить в процессе исследования, достигнута ли конечная цель эксперимента и получены ли те результаты, на которые рассчитывал исследователь.

Объект исследования – это определенная совокупность свойств и отношений, которая существует независимо от познающего, но отражается им, служит конкретным полем поиска.

Объект исследования в педагогике и психологии – это некий процесс, некоторое явление, которое существует независимо от субъекта познания и на которое обращено внимание исследователя.

Предмет. В предмете исследования фиксируется то свойство или отношение в объекте, которое в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. В предмет включаются только те элементы, связи и отношения объекта, которые подлежат изучению в данной работе. Определение предмета – установление границ поиска.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: