ИсториякоммерческойюрисдикциивРоссии(коммерческиесудыXIXв,арбитражныекомиссии20-хгодовХХв.,государственныйиведомственныйарбитраж,арбитражныесуды)

Развитиесистемыхозяйственнойюрисдикции,завершившеесяпреобразованиеморгановгосударственногоарбитражавсистемуарбитражныхсудов,отражаетпроцессстановлениявРоссиинезависимойиэффективнойсудебнойвласти.Историясвидетельствуетовозможностяхразновариантногоподходакразрешениюспоровмеждусубъектамипредпринимательскойдеятельности.Вомногихстранаххозяйственныеспорыразрешаютсяврамкахобщейсудебнойсистемы,либоспомощьюквазисудебныхорганов,либоспециализированнымисудами(например,поспорамвсферефинансовых,налоговыхотношений).

ПервоеупоминаниеосуществованииособыхсудовдляторговогосословиявРоссии,посвидетельствуД.А.Фурсова,имеломестов1135г.^{4}КаксистемакоммерческиесудывРоссиипоявилисьвначалеXIXв.Первыйкоммерческийсуд,разрешавшийторговыеспоры,былоснованвОдессев1808г.поаналогиисподобнымисудебнымиучреждениями,существовавшимивоФранциивтуэпоху *(5). КакпишетИ.В.Архипов,исследовавшийисториюкоммерческогосудоустройстваисудопроизводстваРоссиивXIXв.,инициативувсозданиипервогокоммерческогосудапроявиломестноекупечество,значительнуючастькоторогосоставляливыходцыизФранции.ОпределеннуюрольсыгралигерцогРишелье,которыйпредварительноодобрилданнуюидеюипередалходатайствокупцовпоинстанции.Интересно,чтодажесамоходатайствообучреждениикоммерческогосудабылонаписанонафранцузскомязыке,чтопротиворечилосложившимсятрадициямофициальногоделопроизводства*^).

УказомимператораНиколаяIот14мая1832г.былиутвержденыУчреждениекоммерческихсудов*Ј7)иУставторговогосудопроизводства,которыедействоваливплотьдо1917г.Послевведениявдействиесудебныхуставов(включаяУставгражданскогосудопроизводства)в1864г.всевидыторговыхсудов,заисключениемкоммерческих,былиупразднены.Согласност.28Уставагражданскогосудопроизводствавтехместностях,накоторыенераспространялосьведомствокоммерческихсудов,спорныедела,относящиесякторговойподсудности,разрешалисьобщимигражданскимисудами.КакписалК.И.Малышев,коммерческиесудыпосвоемуисторическомупроисхождениюбылиорганамисословнойюрисдикции,котораявпоследствиисталаосновыватьсянаразвитииторговойпромышленности *^).

ВотличиеоткоммерческихсудовФранции,полностьюсостоявшихизпредставителейкупечества,аналогичныесудывРоссиибылиорганизованынасмешанныхначалах *(9). Всоставкоммерческогосудавходилипредседательсуда,егозаместитель(товарищпредседателя)иопределенноечислочленовпоштату,назначенныхправительствомиизбранныхкупечеством.Подсудностьделкоммерческимсудамтолковаласьдостаточноограничительно.Так,порядуразъясненийГражданскогоКассационногоДепартаментаПравительствующегоСенатаРоссииподиском,вытекающимизторговогооборота,признавалсялишьтакойиск,которыйвытекализсделки,представлявшейсяторговойнетолькопоотношениюкответчику,ноипоотношениюкистцу:приналичииторговогохарактерасделкитолькопоотношениюкоднойизсторонискнепризвалсяподсуднымкоммерческомусуду *(10).

Количествокоммерческихсудовувеличивалось,нокначалуXXв.ихосталосьтолькочетыре-вМоскве,Петербурге,ВаршавеиОдессе.Опытихработыпоказал,чтоторговыеделамогутбытьвполнеразрешаемыиобщимисудами.КаксвидетельствовалрусскийученыйЕ.В.Васьковский,вред,приносимыйдвойственностьюсудов,былтемболеезначителен,чтокоммерческиесудыбылиобособлены,одниитежезаконытолковалисьневсегдаодинаковоиоднородныеделаразрешалисьразлично.Такиепротиворечиявсудебнойпрактике,помнениюЕ.В.Васьковского,подрывалиединствоправопорядкаинарушалипринциправенствагражданпередзаконом *(11).

В20-хгг.,впериодновойэкономическойполитики,врамкахобщейсудебнойсистемыдействовалиарбитражныекомиссии,кподсудностикоторыхотносилисьделапоспораммеждугосударственнымипредприятиямииучреждениями.АрбитражныекомиссиибылиобразованывсоответствииспостановлениемЦИКиСНКРСФСРот21сентября1922г.Деятельностьарбитражныхкомиссийрегулироваласьцелымрядомправовыхактовтойэпохи:ПоложениемобарбитражныхкомиссияхпоразрешениюимущественныхспоровмеждугосударственнымиучреждениямиипредприятиямиРСФСРот12января1925г.,ПоложениемобАрбитражнойкомиссииприСовететрудаиобороныСоюзаССРот6мая1924г.идругимиактами.

Арбитражныекомиссиирассматривалиделавсоставетрехчленовсобязательнымучастиемюристаихозяйственногоруководящегоработника.Деларассматривалисьпоправилам,установленнымГПК,занекоторымиисключениями,вытекавшимиизособенностейарбитражныхкомиссий *(12). Приэтомподведомственностьделарбитражнымкомиссиям,посвидетельствуА.Г.Гойхбарга,толковаласьсугубоограничительноипредпочтениеотдавалосьразрешениюспороввобщихсудах *(13).

Всвязиспереходомнаадминистративныеметодырегулированияхозяйственныхотношенийарбитражныекомиссиибылиупраздненынарядусмногимидругимиструктурамирыночнойэкономики.В1931г.былаобразованасистемаоргановгосударственногоарбитража,котораявыполняларазличныефункции.ПервоеположениеогосударственномарбитражебылоутвержденопостановлениемЦИКиСНКСССРот3мая1931г.Затемпринималсяряддругихправовыхактов,регулирующихдеятельностьгосударственногоарбитража,последнимиизкоторыхбылиЗаконСССРот30ноября1979г."ОгосударственномарбитражевСССР"иПравиларассмотренияхозяйственныхспоровгосударственнымиарбитражами,утвержденные5июня1980г.СоветомМинистровСССР.

Государственныйарбитражвыполнялдвойственныефункциивсистемеуправлениянароднымхозяйствомтойэпохи.Государственныйарбитраж,соднойстороны,являлсяорганомгосударственногоуправления,наделеннымдляэтогорядомполномочийвсферехозяйственныхотношений(включаяправопринятиянормативныхактов),и,сдругойстороны,разрешалвозникающиевданнойсфереспорымеждупредприятиями.Одновременнодействоваласистемаведомственныхарбитражей,обеспечивающаяразрешениехозяйственныхспоровмеждупредприятиямиврамкаходногоминистерстваиведомства.

Внаучнойлитературетойэпохиоживленнообсуждалсявопросоправовойприродеоргановгосударственногоарбитража.Былвысказанзначительныйдиапазонразличныхмнений:государственныйарбитражрассматривалсяивкачествеорганагосударственногоуправления,икакорганруководстванароднымхозяйством;вкачествеорганазащитыгражданскихимущественныхправ;какспециальныйорган,сочетающийвсебечертыорганагосударственногоуправленияисудебногооргана,идр. *(14) Проблемы,поднимавшиесяспециалистами,иподходы,высказанныеими,вособенноститехавторов,которыеобосновывалиюрисдикционно-судебнуюприродуоргановгосударственногоарбитража,выступилитеоретическойосновойдлярешениявопросовпреобразованиягосударственногоарбитражаварбитражныйсуд.


 

7. Реформаарбитража,еепричины.Становлениеиразвитиесудебно-арбитражнойсистемыРоссии(1991–2008годы).СовременноесостояниекоммерческойюрисдикциивРоссии.

Всвязиспринятиемв1991-1992г.ЗаконаРФ"Обарбитражномсуде"иАПКсистемагосударственногоиведомственногоарбитражабылаупраздненасееодновременнымпреобразованиемварбитражныесуды.Потребностистановленияновойэкономикииотказотадминистративногоруководстваэкономикипривелкпоявлениюмножествасубъектовхозяйственнойдеятельности,которыенаходилисьмеждусобойвотношенияхнесоподчинения,акоординациииравенства.Всеэтопотребовалоиадекватныхформправовогорегулированияиразрешенияконфликтовмеждусубъектамихозяйственнойдеятельности,включаянеобходимостьсозданияарбитражныхсудов.ВКонституцииРФ1993г.былоокончательнозакрепленосамостоятельноеместоарбитражныхсудоввсистемеоргановсудебнойвластиРоссии.

Необходимостьдальнейшегосовершенствованияарбитражногопроцессуальногозаконодательствапривелакразработкеипринятиюв1995г.двухновыхактов:Федеральногоконституционногозакона"ОбарбитражныхсудахвРоссийскойФедерации",которыйявляетсяправовойосновойдействующейсистемыарбитражногосудоустройства,иАПК,которыйдействовалдо2002г.

24июля2002г.ПрезидентомРоссиибылподписанновыйАрбитражныйпроцессуальныйкодексРоссии,третийзапоследниедесятьлет,значительноусовершенствовавшийиболеетщательнорегулирующийпорядоксудопроизводстваварбитражныхсудах,учитывающиймеждународно-правовыестандартысправедливогоидоступногоправосудия.Такоеразвитиеарбитражно-судебнойсистемыпозитивноиспособствуетвцеломположительнойдинамикесудебнойреформывРоссии.СодержаниеновогоАПКможносвестикдвумосновнымкатегориям-преемственность(учетсложившихсяположенийарбитражногопроцессуальногозаконодательства)иразвитие(стремлениеосовременитьарбитражныйпроцесссучетомновыхсоциально-правовыхреалийимеждународногоопыта).

ПринятиеновогоАПКявляетсязначимымсобытиемдляразвитиянетолькосистемыарбитражныхсудов,ноивцеломвсейсудебнойсистемынашейстраны.Можновполнеконстатироватьтообстоятельство,чтосудебно-арбитражнаясистемасостоялась,заняласвоеместовобщейсудебнойсистемеРоссии,построеннойнапринципахфункционального,анелинейногоединства.Приоценкетогообстоятельства,чтоданныйАПК-третийпосчету,следуетисходитьнеизколичественныхпоказателей,аизреальныхобщественныхпотребностей,которыетребуютсовершенствованиясудебнойсистемыкакосновногоусловияпостепенногодвиженияРоссиинапутикправовомугосударству.Кольскоронашастраназадесятилетиепрошлаколоссальныйпутьреформ,тоизаконодательствовэтотпериоднеможетненоситьпереходногохарактераитребуетпостоянногообновленияпомереразвитияматериальногозаконодательства,измененияполитическойсистемыисамогодухавремени.

Значимостьсовершенствованияименнопроцессуальногозаконодательстваобъясняетсятем,чтобесконечныешлифовкаидоработкаматериальногозаконодательствабудутбесполезными,есливобщественесозданасистемаправовогопринужденияегоучастниковкисполнениюихобязательствкакпереддругдругом,такипередгосударством.Согласност.18КонституцииРоссииправаисвободычеловекаигражданинаявляютсянепосредственнодействующими.Ониопределяютсмысл,содержаниеиприменениезаконов,деятельностьзаконодательнойиисполнительнойвласти,местногосамоуправленияиобеспечиваютсяправосудием.ПоэтомувпринятииновогоАПКипроявляетсятасвязьгосударства,праваиотдельногочеловека,котораяпереводитконституционныеположенияоправозащитныхфункцияхоргановправосудиявплоскостьихпрактическойреализациипутемсозданиярабочихмеханизмов,которыеуженаконкретномуровнепозволяютконкретномугражданинуполучитьсудебнуюзащитуегоправисвобод,вданномслучае-всферепредпринимательскойиинойэкономическойдеятельности.


 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: