Арбитражныесудырассматриваютвозникающиеизадминистративныхииныхпубличныхправоотношенийдела.
1.Обоспариваниинормативныхправовыхактов,затрагивающихправаизаконныеинтересызаявителявсферепредпринимательскойиинойэкономическойдеятельности,еслифедеральнымзакономихрассмотрениеотнесеноккомпетенцииарбитражногосуда(гл.23АПКРФ).
2.ОбоспариванииненормативныхправовыхактоворгановгосударственнойвластиРФ,органовгосударственнойвластисубъектовРФ,органовместногосамоуправления,решенийидействий(бездействия)государственныхорганов,органовместногосамоуправления,иныхоргановидолжностныхлиц,затрагивающихправаизаконныеинтересызаявителявсферепредпринимательскойилиинойэкономическойдеятельности(гл.24АПКРФ).
3.Обадминистративныхправонарушениях,еслифедеральнымзакономихрассмотрениеотнесеноккомпетенцииарбитражногосуда(гл.25АПКРФ).
4.Овзысканиисорганизацийиграждан,осуществляющихпредпринимательскуюиинуюэкономическуюдеятельность,обязательныхплатежей,санкций,еслифедеральнымзакономнепредусмотренинойпорядокихвзыскания(гл.26АПКРФ).
Другиедела,вытекающиеизадминистративныхииныхпубличныхправоотношений,еслифедеральнымзакономихрассмотрениеотнесеноккомпетенцииарбитражногосуда.
ПроцессуальныйпорядокрассмотренияперечисленныхделустановленвразделеIIIАПКРФ.
ВыделениевАПКРФправовыхнорм,регулирующихпроизводствоподелам,вытекающимизадминистративныхииныхпубличныхправоотношений,всамостоятельныйразделсвидетельствуетопоявленииварбитражномпроцессеновоговидасудопроизводства,несмотрянаточтодискуссияпопроблемесуществованиясамостоятельногопроизводстваподелам,возникающимизадминистративныхииныхпубличныхправоотношений,нарядуспроизводствами-исковымиособым,ужедлительноевремяведетсявнаукегражданскогопроцесса.ВАПКРФ1992,1995гг.лишьперечислялисьподведомственныеарбитражномусудуотдельныекатегориидел,вытекающиеизадминистративныхправоотношений(ст.22АПКРФ).Этиделарассматривалисьпоправиламисковогопроизводства.
Возбуждениеделданнойкатегорииосуществляетсянепутемподачииска(исковогозаявления),апутемобжалования,т.е.подачейжалобыилизаявления.Лица,участвующиевделах,возникающихизадминистративныхииныхпубличныхправоотношений,именуютсянесторонами,азаявителями,лицами,подающимижалобу,лицами,отвечающимипожалобе,заинтересованнымилицами.
Прирассмотренииданнойкатегориидел,помнениюученых,выступающихзасамостоятельностьданноговидасудопроизводства,немогутприменятьсянекоторыекатегорииисковогопроизводства:увеличениеилиуменьшениеисковыхтребований,отказотиска,признаниеиска,изменениепредметаилиоснованияиска(встречнаяжалоба).
Закономпредусмотренысокращенныесрокирассмотрениядел,возникающихизадминистративныхииныхпубличныхправоотношений(ч.1ст.194,ч.1ст.200,ч.1ст.205,ч.1ст.210,ч.1ст.215АПКРФ).
Урегулированыособенностисудебногоразбирательства,принятияиопубликованиясудебногорешенияподеламобоспариваниинормативныхправовыхактов(ст.ст.194-196АПКРФ),судебногоразбирательстваивынесениярешенияподеламобоспариванииненормативныхправовыхактов,решений,действий(бездействия)органовидолжностныхлиц(ст.ст.200,201АПКРФ),рассмотренияиразрешенияделопривлечениикадминистративнойответственности(ст.ст.205,206АПКРФ),судебногоразбирательстваивынесениярешенияподеламобоспариваниирешенияадминистративногоорганаопривлечениикадминистративнойответственности(ст.ст.210-211АПКРФ),судебногорассмотренияиразрешенияделовзысканииобязательныхплатежейисанкций(ст.ст.215-216АПКРФ).
Врядеслучаевприрассмотрениидел,возникающихизадминистративныхииныхпубличныхправоотношений,приоритетнымиявляютсянормыфедеральныхзаконов,напримерКодексРоссийскойФедерацииобадминистративныхправонарушениях(далее-КоАПРФ)(ст.30.7-привынесениирешенияподеламобоспариваниирешенияадминистративногоорганаопривлечениикадминистративнойответственности).
56.Особенностирассмотренияарбитражнымисудамиделобоспариваниинормативныхправовыхактов.
Подведомственностьиподсудность
Согласнодействующемувнастоящеевремязаконодательству,положенияч.3ст.191АПКРФограничиваюткомпетенциюарбитражногосудавотношениирассмотренияделобоспариваниинормативныхправовыхактовпопредметномупризнаку.Даннаястатьяпредусматривает,чтоарбитражныйсудрассматриваетневседелаобоспариваниинормативныхправовыхактов,относящихсяксферепредпринимательскойиинойэкономическойдеятельности,атолькотеизних,которыесоответствующимифедеральнымизаконамипрямоотнесеныккомпетенцииарбитражногосуда(например,прямыессылкиимеютсявНКРФиФедеральномзаконе"ОгосударственномрегулированиитарифовнаэлектрическуюитепловуюэнергиювРоссийскойФедерации"ит.д.).
Вслучаеесливарбитражныйсудпоступитзаявление,несоответствующееуказанномувышекритерию,такоезаявлениеподлежитвозвращениюзаявителюприменительнокпорядку,установленномуп.1ч.1ст.129АПКРФ.Приэтомпринятоекрассмотрениюделоподлежитпрекращениюнаоснованиип.1ч.1ст.150АПКРФ.
Приподачезаявленииварбитражныйсудследуетчеткоформулироватьсвоитребованияприменительноктому,какоерешение,сучетомтребованийпроцессуальногозаконодательства,можетпринятьсуд:признатьоспариваемыйнормативныйправовойактилиотдельныеегоположениянесоответствующимииномунормативномуправовомуакту,имеющемубольшуююридическуюсилу,инедействующимиполностьюиливчасти.
Заявителюприподготовкезаявлениятакженеобходимоповозможностиболеечеткоопределитьсясправовойприродойоспариваемогоакта,посколькуотэтогозависитпроцессуальныйпорядокрассмотрениядела.Приэтомследуетучитывать,чтонормативныеправовыеактымогутустанавливатьобщеобязательныеправилаповедениявотношениикакконкретныхлиц(например,тарифынатепловуюиэлектрическуюэнергиюобязательныдлянеограниченногокругапотребителейконкретнойэнергоснабжающейорганизации),такиконкретныхобъектов(например,публичныеземельныесервитутыпредоставляютправонеопределенномукругулицнасоответствующееиспользованиеземельногоучастка).
АПКРФтакжепредусматривает,чтозаявлениеобоспариваниинормативногоправовогоакта,помимотребованияопризнаниинормативногоправовогоактанедействующим,должносодержать:
-наименованиеорганагосударственнойвласти,органаместногосамоуправления,иногооргана,должностноголица,принявшихоспариваемыйнормативныйправовойакт;-название,номер,датупринятия,источникопубликованияииныеданныеобоспариваемомнормативномправовомакте;
-праваизаконныеинтересызаявителя,которые,поегомнению,нарушаютсяданнымоспариваемымактомилиегоотдельнымиположениями;
-названиенормативногоправовогоакта,которыйимеетбольшуююридическуюсилуинасоответствиекоторомунадлежитпроверитьоспариваемыйактилиегоотдельныеположения(ст.193АПКРФ).Кзаявлениюдолженбытьприложентекстоспариваемогонормативногоправовогоакта.
Важноотметить,чтоприоспариваниинормативногоправовогоактасудневправеприостановитьегодействиенапериодрассмотрениядела.Вкачествезаявителейподеламобоспариваниинормативногоправовогоактамогутвыступатьнетолькоюридическиелицалибофизическиелица,осуществляющиепредпринимательскуюдеятельностьбезобразованияюридическоголица,ноииныелица.Вчастности,вслучаях,предусмотренныхфедеральнымзаконом,атакжевсилуст.ст.52,53АПКРФпрокурор,государственныеорганы,органыместногосамоуправленияииныеорганы(втомчислеинеимеющиестатусаюридическоголица)вправеобращатьсясискамиилизаявлениямиварбитражныйсудвзащитупубличныхинтересов.
Вкачествелица,участвующеговделе,долженвыступатьсоответствующийорганилидолжностноелицо,принявшееоспариваемыйнормативныйправовойакт(независимоотналичияилиотсутствиястатусаюридическоголицауданногооргана).
Вслучаееслипроцедурапринятиянормативногоправовогоактапредусматриваетучастиевправотворческомпроцессенесколькихоргановилидолжностныхлиц,данныелицадолжныбытьпривлеченыкучастиювделелибовпорядкепроцессуальногосоучастия,либовкачестветретьихлиц(например,когдадокументпринимаетсяпредставительныморганомвласти,аподписываетсяглавойорганаисполнительнойвластиибонормативныйактпринимаетсянесколькимиорганамивластисовместноилисогласовываетсяскаким-либоорганомвласти).
Действующеезаконодательствотакжепредусматриваетслучаиобязательногоучастиявсудебномзаседанииоргановгосударственнойвласти(повопросам,относящимсякихкомпетенции).Вчастности,этокасаетсяантимонопольныхорганов,органов,осуществляющихконтрольныефункциинарынкеценныхбумаг.Еслиоспариваемыенормативныеправовыеактыотносятсяксоответствующейтематике,тосудуследуетуведомитькомпетентныегосударственныеорганыовозможностиихучастиявделе.
Особенностидоказывания
Бремядоказывания.Наорган,должностноелицо,которыепринялиакт,возлагаетсяобязанностьдоказыванияследующихфактов:соответствиеоспариваемогоактафедеральномуконституционномузакону,федеральномузаконуииномунормативномуправовомуакту,имеющимбольшуююридическуюсилу;наличиеуорганаилидолжностноголицанадлежащихполномочийнапринятиеоспариваемогоакта(ст.194АПКРФ);обстоятельства,послужившиеоснованиемдляпринятияакта.
Заявительжедолжендоказать:наличиенарушенияегоправизаконныхинтересоввсферепредпринимательскойиинойэкономическойдеятельности;незаконноевозложениенанегокаких-либообязанностейилисозданиедругихпрепятствийдляосуществленияпредпринимательскойиинойэкономическойдеятельности(ст.192АПКРФ).
Следуетотметить,чтоважнымдоказательствомподеламданнойкатегорииявляетсяофициальныйтекстоспариваемогонормативногоправовогоакта,посколькутакимдокументомможноподтвердитьаутентичностьоспариваемогоакта(какпосодержанию,такипоформе).
Делаобоспариваниинормативныхправовыхактоврассматриваютсяколлегиальнымсоставомсудейбезучастияарбитражныхзаседателей,вдвухмесячныйсроксодняпоступлениязаявлениявсуд.Предварительноезаседаниепроводитсясудьейединолично.
Поданнойкатегорииделсудвправесамостоятельнолибопоходатайствузаявителяобязатьпредставителейгосударственныхорганов,органовместногосамоуправления,иныхорганов,должностныхлиц,принявшихоспариваемыйакт,явитьсявсудебноезаседаниедлядачиобъяснений.
Судприрассмотренииделанесвязандоводами,содержащимисявзаявленииобоспариваниинормативногоправовогоакта,ипроверяетоспариваемоеположениевполномобъеме.Данноеположениезаконаобусловленопубличнымхарактеромспора.Крометого,принимаярешение,суддолженучесть,чтопроверенноеоднаждыположениенормативногоправовогоактанеможетбытьпредметомрассмотрениявновь(ч.7ст.194АПКРФ),чтопредполагаетвсестороннююоценкуобстоятельствдела.
Спубличнымхарактеромспорасвязанотакжеспециальноеправило,предусматривающее,чтоотказотзаявленныхтребований(налюбойстадиипроцесса)непрепятствуетрассмотрениюдела.
Статья195АПКРФпредусматривает,чтоподеламрассматриваемойкатегориисудвправепринятьодноиздвухвозможныхрешений:опризнанииоспариваемогоактаилиотдельныхегоположенийсоответствующимииномунормативномуправовомуакту,имеющемубольшуююридическуюсилу,либоопризнанииоспариваемогонормативногоправовогоактаилиотдельныхегоположенийнесоответствующимииномунормативномуправовомуакту,имеющемубольшуююридическуюсилу,инедействующимиполностьюиливчасти.
Невозможностьположительногоразрешенияспораварбитражномсудеможетбытьсвязанатакжесотсутствиемузаявителяправанаобращениевсуд.
Судебнаяоценкаоспариваемойправовойнормыподаннойкатегорииделнеможетноситьабстрактногохарактера,несвязанногоснарушениемзаконныхправиохраняемыхзакономинтересовзаявителя.Этоозначает,чтоприотсутствииданныхопримененииоспариваемойправовойнормывотношениизаявителяупоследнегоотсутствуетправонаобращениеварбитражныйсудстребованиемобоспариваниинормативногоправовогоакта.
Вотношениигосударственныхорганов,обращающихсястребованиемопризнаниинедействующимнормативногоправовогоакта,аналогичныйвопросразрешенследующимобразом.Еслиорган,обратившийсясзаявлением,неуказалвнем,какиеименнопубличныеинтересынарушеныпринятиемданногоакта,судвправепринятьрешениеоботказевудовлетворениитребований(п.7информационногописьмаВАСРФот13августа2004г.N80"Онекоторыхвопросах,возникающихвсудебнойпрактикеприрассмотренииарбитражнымисудамиделобоспариваниинормативныхправовыхактов").
Возможентакжеотказвудовлетворениитребованийподеламобоспариваниинедействующихнормативныхправовыхактов.Ктаковымможноотнестиакты,невступившиевзаконнуюсилу,действиекоторыхприостановлено,атакжеакты,утратившиесилу(всвязисистечениемсрокадействия,отмененныедругимактомлибовдругихслучаяхутратыюридическойсилы).Причинапринятиятакогорешенияаналогичнаситуациисотсутствиемузаявителянарушенногоправа,посколькуакт,неимеющийюридическойсилы,неможетнарушатьправаизаконныеинтересысубъектовэкономическойдеятельности.Исключениемизэтогоправилаявляютсяакты,признанныенедействующими,ужерассмотренныеварбитражномсуде.Вслучаееслиимеетсявступившеевзаконнуюсилурешениесудапоранеерассмотренномуделу,проверившеепотемжеоснованиямсоответствиеоспариваемогоактаиномунормативномуправовомуакту,имеющемубольшуююридическуюсилу,арбитражныйсудпрекращаетпроизводствоподелу(ч.7ст.194АПКРФ).
Резолютивнаячастьрешенияподелудолжнасодержать:
1)наименованиеорганаилилица,принявшихоспариваемыйакт;название,номер,датупринятияакта;
2)названиенормативногоправовогоакта,имеющегобольшуююридическуюсилуинасоответствиекоторомупровереноспариваемыйакт;
3)указаниенапризнаниеоспариваемогоактасоответствующимнормативномуправовомуакту,имеющемубольшуююридическуюсилу,инаотказвудовлетворениизаявленноготребованияилинапризнаниеоспариваемогоактанесоответствующимнормативномуправовомуакту,имеющемубольшуююридическуюсилу,инедействующимполностьюиливчасти.
Решение,принятоеарбитражнымсудом,вступаетвзаконнуюсилунемедленнопослеегопринятия.
Законпредусматриваетвозложениенаорган,принявшийоспариваемыйакт,обязанностипоприведениюактавсоответствиесзакономилиинымнормативнымправовымактом,имеющимбольшуююридическуюсилу.
Всоответствиисостатьей196АПКРФвступившеевзаконнуюсилурешениеарбитражногосудаподелуобоспариваниинормативногоправовогоактанаправляетсяарбитражнымсудомвофициальныеизданиягосударственныхорганов,органовместногосамоуправления,иныхорганов,вкоторыхбылопубликованоспариваемыйакт,иподлежитнезамедлительномуопубликованиюуказаннымиизданиями.Решениеарбитражногосудаподелуобоспариваниинормативногоправовогоактапубликуетсяв"ВестникеВысшегоАрбитражногоСудаРоссийскойФедерации"ипринеобходимостивиныхизданиях.
Особенностирассмотренияарбитражнымисудамиделобоспариванииненормативныхправовыхактов,решенийидействий(бездействия)государственныхорганов,органовместногосамоуправления,иныхоргановидолжностныхлиц.
Даннуюкатегориюпосвоейзначимостиможноотнестикоднойизнаиболееважныхкатегорийдел,рассматриваемыхарбитражнымисудами.Обэтомсвидетельствуетупоминаниеуказанногоспособасудебнойзащитывст.12ГКРФ-защитагражданскихправосуществляетсявтомчислепутемпризнаниянедействительнымактагосударственногоорганаилиорганаместногосамоуправления.
Делаобоспариваниизатрагивающихправаизаконныеинтересылицвсферепредпринимательскойиинойэкономическойдеятельностиненормативныхправовыхактов,решенийидействий(бездействия)государственныхорганов,органовместногосамоуправления,иныхорганов,должностныхлиц,втомчислесудебныхприставов-исполнителей,рассматриваютсяарбитражнымсудомпообщимправиламисковогопроизводства,предусмотреннымАПКРФ,сособенностями,установленнымивгл.24АПКРФ(ч.1ст.197).Тоесть,посуществу,подобныеделарассматриваютсявпорядкеадминистративногосудопроизводства,еслииныеправилаадминистративногосудопроизводстванепредусмотреныфедеральнымзаконом(ч.1ст.189АПКРФ).
Ст.33АПКРФуказываетрядслучаев,когдаделарассматриваютсяарбитражнымсудомнезависимооттого,являютсялиучастникамиправоотношений,из-закоторыхвозниклиспорилитребование,юридическиелица,индивидуальныепредпринимателиилииныеорганизациииграждане(специальнаяподведомственность).
Ктакимслучаямзаконотноситделапоспорамоботказеилиуклоненииотгосударственнойрегистрацииюридическихлиц,индивидуальныхпредпринимателей,атакжедругиедела,возникающиеприосуществлениипредпринимательскойиинойэкономическойдеятельности,вслучаях,предусмотренныхфедеральнымзаконом.
Федеральныйзаконпредусматривает,чтоправомнаобжалованиененормативныхактовгосударственныхорганов,органовместногосамоуправленияобладаюттакже:
1)прокурор-еслиоспариваемыйактзатрагиваетправаизаконныеинтересыорганизацийигражданвсферепредпринимательскойиинойэкономическойдеятельности(ст.52АПКРФ);
2)граждане,организацииииныелицавправеобратитьсяварбитражныйсудсзаявлениемопризнаниинедействительныминенормативныхправовыхактов,незаконныхрешений,принятыхпутемпрямоговолеизъявленияграждан,решенийидействий(бездействия)органовместногосамоуправленияидолжностныхлицместногосамоуправления(ст.78Федеральногозаконаот6октября2003г.N131-ФЗ"ОбобщихпринципахорганизацииместногосамоуправлениявРоссийскойФедерации");
3)антимонопольныеорганыобращаютсясзаявлениямиопризнаниинедействующимилибонедействительнымиполностьюиличастичнопротиворечащихантимонопольномузаконодательствунормативныхправовыхактовилиненормативныхактовфедеральныхоргановисполнительнойвласти,органовисполнительнойвластисубъектовРФ,органовместногосамоуправления,иныхосуществляющихфункцииуказанныхоргановилиорганизаций,атакжегосударственныхвнебюджетныхфондов,ЦентральногобанкаРоссийскойФедерации(п.6ч.1ст.23Федеральногозаконаот26июля2006г.N135-ФЗ"Озащитеконкуренции");
4)налоговыеорганыстребованиямиопризнаниирегистрациипредприятиянедействительной-еслинарушаетсяустановленныйпорядоксозданияпредприятияилиучредительныедокументынесоответствуюттребованиямзаконодательства(п.11ст.7ЗаконаРФот21марта1991г.N943-1"ОналоговыхорганахРоссийскойФедерации");
5)органыисполнительнойвластипорынкуценныхбумаг-еслионивыступаютвзащитугосударственныхиобщественныхинтересовиохраняемыхзакономинтересовинвесторов(ст.14Федеральногозаконаот5марта1999г.N46-ФЗ"Озащитеправизаконныхинтересовинвесторовнарынкеценныхбумаг").
Вовсехиныхслучаяхспорыобобжалованииненормативныхправовыхактоворганизациями,неявляющимисяюридическимилицами,должностнымилицамиигражданами,неимеющимистатусаиндивидуальногопредпринимателя,неподлежатрассмотрениюварбитражномсуде.Привозникновенииподобногоспоразаявителямследуетобращатьсявсудобщейюрисдикции.
Вслучаеесливарбитражныйсудпоступилозаявление,несоответствующееуказаннымвышекритериям,такоеделоподлежитпрекращениюнаоснованиип.1ч.1ст.150АПКРФ.
Повопросамподсудностизаявительдолженучитывать,чтоделаобоспариванииненормативныхправовыхактовПрезидентаРФ,СоветаФедерациииГосударственнойДумыФедеральногоСобранияРФ,ПравительстваРФ,несоответствующихзаконуизатрагивающихправаизаконныеинтересызаявителявсферепредпринимательскойинойэкономическойдеятельности,рассматриваютсяВАСРФкаксудомпервойинстанции.
Поделамданнойкатегориивозможнатакжепередачаделаизодногоарбитражногосудавдругой,еслиобесторонызаявилиходатайствоорассмотренииделапоместунахождениябольшинствадоказательств(п.2ч.2ст.39АПКРФ).
Вцеляхправильнойформулировкизаявляемыхтребованийнеобходимоиметьпредставлениеоразличияхмеждуненормативнымправовымактом,решением,действиемибездействиемгосударственногооргана,органаместногосамоуправления,иныхоргановидолжностныхлиц.
Общимдлявсехуказанныхактов,решенийидействийявляетсяихперсонифицированныйхарактерисвязьсреализациейвластныхполномочий.Различиявпервуюочередьнеобходимопровестимеждуненормативнымправовымактомирешением.
Решения,упоминаемыевгл.24АПКРФ,вотличиеотненормативныхправовыхактовимеютпроцедурныйхарактерпоотношениюкматериально-правовомуобязательству,возникшемунаоснованиипринятияненормативногоправовогоакталибонаиныхпредусмотренныхзакономоснованиях.
Еслиисходитьизтакогопринципа,топриформулировкезаявляемыхтребованийследуетучитыватьхарактероспариваемогоакта(первичныйилипроизводный,процедурный).
Далее,решенияотдействийможноразличать,во-первых,поналичиюсоответствующихреквизитов(наименование,наличиепостановляющейчасти),во-вторых,посодержанию(безусловнаяреализациявластныхполномочий).
Чтокасаетсядействий,тонеобходимоучитывать,чтокнимотноситсявсе,чтонеможетрассматриватьсявкачествененормативногоправовогоактаилирешения.
Оспариваемыедействиямогутбытьоформленыписьменнолибонеиметьписьменногооформления.Ивтомивдругомслучаедействияможнооспоритьварбитражномсуде.
Однаковсилуспецификиреализацииадминистративныхполномочийдействиявластногохарактера,какправило,оформляютсяписьменно.Коспариваемымдействиямможноотнести,вчастности,требованиеобуплатенедоимки,государственнуюрегистрациюимущественныхправюридическихлицииндивидуальныхпредпринимателей,наложениеарестанаимуществоит.д.
Вотношенииобжалованиябездействияследуетучесть,чтопоследнееможетсопровождатьсяиопределеннымидействиями(например,отказввозвратепереплатыпоналогуприобщембездействии-невозвратеналога).Вэтойситуацииможнооспоритькакдействия,такибездействие.
Крометогобездействиеможнооспоритьтогда,когдазаконилиинойнормативныйправовойактустанавливаетсрокдлясовершениядействийиуказанныедействиянесовершаются.
Процессуальноезаконодательствопредусматриваетспециальныетребованиякзаявлениюобоспариванииненормативныхправовыхактов,решенийидействий(бездействия)государственныхорганов,органовместногосамоуправления,иныхорганов,должностныхлиц.
Так,согласноч.1ст.199АПКРФ,помимообщихтребованийвзаявлениидолжныбытьуказаны:наименованиеорганаилилица,которыепринялиоспариваемыйакт,решение,совершилиоспариваемыедействия(бездействие);название,номер,датапринятияоспариваемогоакта,решения,времясовершениядействий;праваизаконныеинтересы,которые,помнениюзаявителя,нарушаютсяоспариваемымактом,решениемидействием(бездействием);законыииныенормативныеправовыеакты,которым,помнениюзаявителя,несоответствуютоспариваемыйакт,решениеидействие(бездействие);требованиезаявителяопризнанииненормативногоправовогоактанедействительным,решенийидействий(бездействия)незаконными.
Всилуприведенныхнормзаконавкачествезаинтересованноголицавзаявлениинеобходимоуказатьорганилилицо,принявшееоспариваемыйакт.
Приэтомправовыборачьидействияилиактыоспаривать(органаилидолжностноголица)принадлежитзаявителю.Ппринимаякрассмотрениюискиналогоплательщиковобобжалованиидействий(бездействия)должностныхлицналоговыхорганов,судыдолжныисходитьизтого,чтовкачествеответчикапотакомуспоруистецвправеуказатькакконкретноедолжностноелицоналоговогооргана,такисамналоговыйорган.Истецневсегдаимеетвозможностьпредъявитьисккконкретномудолжностномулицу(вчастности,есликмоментупредъявленияискасоответствующеелицоуволилосьизналоговогоорганалибоистцунеизвестно,какоедолжностноелицообязаносовершитьистребуемоедействие).Входерассмотренияназванноговышеисковоготребования,предъявленногокналоговомуоргану,приналичииоснованийсудвправепривлечьконкретноедолжностноелицовкачествевторогоответчика.
Втожевремяследуетучесть,чтоотименивластногоорганавбольшинствеслучаеввправевыступатьруководительорганаилиегозаместители(впределахкомпетенции).
Однакорядполномочийосуществляютотименивластногоорганадолжностныелица,неявляющиесяегоруководителями(например,государственныйрегистраторправнанедвижимоеимущество-судебныйпристав).
Еслиобжалуютсяакты,решенияилидействиявластногооргана,заявительдолжениметьввиду,чтовкачествеучастникаспоравзаявлениинеобходимоуказыватьименнототорган,которыйпринималоспариваемыйакт,решение,совершалоспариваемыедействиялибобездействовал.Данноеправилоследуетприменятьивтехситуациях,когдаоспариваемыерешенияилидействиясовершалисьвластныморганом,неявляющимсяюридическимлицом(например,коллегиальныморганом-комиссией,советомит.д.).
Необходимоучитывать,чтопонятие"государственныйорган,органместногосамоуправленияилиинойорган"несовпадаетспонятием"юридическоелицо",втовремякакзаконотноситкподведомственностиарбитражногосудаименноделаобоспариванииненормативныхправовыхактов,решенийидействий(бездействия)государственныхорганов,органовместногосамоуправления,иныхорганов.
Указываявзаявлениинанеобходимостьвозложениянаорганилидолжностноелицообязанностипоустранениюпоследствийпринятияоспариваемогоакта,решенияилисовершенияоспариваемыхдействий,важноиметьввиду,чтотакоепредложениенеможетрассматриватьсявкачествесамостоятельноготребования.Этолишьодинизвозможныхспособовисполнениясудебногоакта,предлагаемыхсудузаявителем.Приэтомправовыбораспособаисполнениясудебногоактаприудовлетворениизаявленныхтребованийотноситсякпрерогативесуда.
АрбитражныйпроцессуальныйкодексРФпредусматриваетспециальныетребованияксоставуприлагаемыхдокументов.Вчастности,кзаявлениюнеобходимоприложитьтекстоспариваемогоакта,решения(ч.2ст.199).Указанноетребованиекорреспондируетспорядкомисчислениясрокадляподачизаявлениявсуд.Заявлениеможетбытьподановарбитражныйсудвтечениетрехмесяцевсодня,когдагражданину,организациисталоизвестноонарушенииихправизаконныхинтересов,еслииноенеустановленофедеральнымзаконом(ч.4ст.198АПКРФ).
Судебнаяпрактикасвязываетначалотечениясрокаподачизаявлениясполучениемзаявителемоспариваемогоакта.Поэтомуприподачезаявленияузаявителядолжениметьсяэкземпляроспариваемогоакта,решения.
Правовыепоследствияпропускасрокадляобжалованиядействующимзаконодательствомнепредусмотрены.Темнеменеесоблюдениетребованийпроцессуальногозаконодательствасосторонызаявителяявляетсяважнойпредпосылкойразрешенияспорапосуществу.
Приподачезаявлениявозможнаподачаходатайстваобобеспечениитребований.Вкачествеспециальнойобеспечительноймеры,котораяможетбытьпринятасудомподеламданнойкатегории,законпредусматриваетприостановлениедействияоспариваемогоакта,решения(ч.3ст.199АПКРФ).
Подприостановлениемдействияненормативногоправовогоакта,решениявч.3ст.199АПКРФпонимаетсянепризнаниеакта,решениянедействующимврезультатеобеспечительноймерысуда,азапретисполнениямероприятий,предусматриваемыхданнымактом,решением.Еслидействия,предусмотренныененормативнымправовымактом,решением,ужеисполненылибоихисполнениеначалось(внесеныизменениявпубличныйреестр,списанысредствасосчетаит.п.),необходимовыяснить,насколькоиспрашиваемаяобеспечительнаямерафактическиисполнимаиэффективна.
Ходатайствонеможетбытьудовлетворено,еслизаявительнепредставилдоказательства,свидетельствующиеотом,чтовслучаенепринятияобеспечительноймерымогутвозникнутьпоследствия,указанныевч.2ст.90АПКРФ,заисключениемслучаев,когдатакиепоследствиянапрямуювытекаютизсуществаоспариваемогоакта,решения(п.2информационногописьмаПрезидиумаВАСРФот13августа2004г.N83"Онекоторыхвопросах,связанныхсприменениемчасти3статьи199АрбитражногопроцессуальногокодексаРоссийскойФедерации").
Недопустимоприостановлениедействияактов,решенийгосударственныхииныхконтролирующихорганов,еслиданноеприостановлениеможетнарушитьбалансинтересовзаявителяиинтересовтретьихлиц,публичныхинтересов,атакжепривестикутратевозможностиисполненияоспариваемогоакта,решенияприотказевудовлетворениитребованиязаявителяпосуществуспора.
Приразрешениивопросаоприостановлениидействияоспариваемогоакта,решениявозможнопредложениеовстречномобеспечениикакусловиипринятияобеспечительныхмер.
Приостановлениедействияоспариваемогоакта,решениянепрепятствуетпринятиюиныхобеспечительныхмервотношениизапретанасовершениедействий,связанныхспринятиемоспариваемогоакта,решения,неохватываемыхсудебнымзапретом,вытекающимизприостановлениядействияоспариваемогоакта,решения.
Крометого,судприподачеходатайстваоприостановлениидействияоспариваемогоактавправеустановитьзапретнасовершениетолькоопределенныхдействий.Данныйзапретневполноймереохватываетвышеуказанноепонятиеприостановлениядействияоспариваемогоакта,решения.
Изизложенногоследует,чтоприостановлениедействияоспариваемогоакта,решениянеможетрассматриватьсявкачествеединственнойобеспечительноймерыподеламданнойкатегориииуказаннаямерадолжнаприменятьсянарядусдругимиобеспечительнымимерами.
Всвязисприостановлениемдействияоспариваемогоакта,сучетомопределениясуществаэтоймерывинформационномписьмеПрезидиумаВАСРФот13августа2004г.N83"Онекоторыхвопросах,связанныхсприменениемчасти3статьи199АрбитражногопроцессуальногокодексаРоссийскойФедерации"какзапретаисполнения,судомможетбытьвыданисполнительныйлистдляпринудительногоисполнения.