Имущество участнико мор.предприятия подвергается опасности, повреждению и гибели, которые вызваны явлениями стихийного хар-ра, несовршенствоанием техники, а также происшествиями на море.
При этом убытки судовладельцу возмещ.в след.случаях
- посадка судна на мель
- пожар
- необходимость вызова спасателей
- столкновение
- необх.возмещ.ущерба др судовладельцу при столкновении, и грузовладельцу при повреждении и утрате груза.
Страховщик гарантирует страхователю страхование имущественных прав в тех случаях. когда отв-ть по дог-ру или вследствии причинения вреда не наступает вовсе или же приводит к частичному возмещению.
Есть 2 вида страхования:
- договорное(страх-к закл договор со страхователем и за пор.сумму обязуется возметсить стр-лю ущерб при наступлении страх.случая
- взаимное страхование-это некоммерч.вид деятельности и не предусм.принесения прибыли. Стр-ли объединяются в общ-ва или клубы и созд.фонд за счет членов общ-ва и из этого фонда возм.убытки его членов.
Основные страховые понятия:
|
|
Страховщик - организация, кот за вознаграждении принимает на себя риск возникновения убытков в имуществе страхователя, в пользу кот.закл.договор
Страхователь -лицо, заключившее со страховщиком договор страхования
Страховые риски -опасности или случайности, ввиду возможности наступления которых устанавливаются обязательства по страхованию
Страховой случай -само возникновение этих обстоятельств.
В мор.страховании речь идет об опасностях и случайностях, угрожающих судну и грузу.
Страх.риски хар-ся след.признаками:
- они могут произойти при перевозке. Однаок, не явл.для неё неизбежными.
- Эти обстоятельства не должны быть следствием умышленным или грубо неосторожных правонарушений со стороны страхователя или иного лица. Уполномоченного на получение страховки
- При закл дог-ра у торон не должно быть сведений о наступлении указанных обстоятельств. Тк ДМС есть дог-р о возмещении возможных, а не уже возникших убытков.
Страховой интерес - имущество, которое страх-ль имеет вииду сохранить. Чаще всего –это груз, фрахт, судно, ожидаемая прибыль от груза
Страховая стоимость -фактическая стоимость застрахованного имущетсва.
Страховая сумма -сумма в пределах которой считается застрахованным соотв.имущество.
Франшиза - часть убытков, не подлежащие возмещению по дог-ру. Бывает:
- Условная(убытки не подлежат возмещению, при том усл, что они не превышают опр размера, но елси превышают этот размер, то убытки возмещаются в полном объеме)
- Безусловная(убытки возмещаются во всех случаях. За вычетом опр.части.)
Страховая премия -денежная сумма, предусмотренная в дог-ре, кот.причитается страховщику ввиде вознаграждения за страхование.
|
|
Чрезмерное страхование -это страхование имущества на сумму, превышающую действительную стоимость. В этом случае дог-р признается недействительным в части страх суммы, кот превышает страх.стоимость.
Двойное страхование -если объект застрахован у нескольких страховщиков одновременно на сумму,кот. в итоге превышает страховую стоимость, все сраховщики отвечаают только в раз-ре страх.стоимости(т.е. каждый отв.пропорционально своим долям участия)
Перестрахование -если вы страхуетесь у одной фирмы, но страховщик чувствует, что не потянет эти риски(расходы), то он може от своего лица застроховать вас у др.страховщика. в этом случае, посл.страх-к оплачивает риски др.страх=ку, с которым вы закл договор.
Риски:
- Риск утраты –гибели, недосдачи, повреждения груза-судна
- Риск деиктный, т.е.в опр.случаях договорной отв-ти
- Предпринимательский риск-риск убытков от предприним.деят-ти
Выгодоприобретатель.
Договор мор.страхования может быть заключен страх-лем в свою пользу или в пользу выгодовприобретателя. не зависимо от того, указано имя или наименование выгод-ля в дог-ре мор.страх
При заключении дог-ра мор.страх.без указания имени или наименования выгод-ля, страховщик выдает страх-лю страх полис или иной страх.док-т на имя предъявителя.
В случае закл.ДМС в пользу В. Страх-ль несет все обязанности по дог-ру. В.также несет все обяз-ти по ДМС,если дог-р закл по его поручению или без его поручения, но при усл.что в последующем В.выразит свое согласие на страхование.
При страх-нии в пользу В.стр-ль пользуется всеми правами по ДМС без доверенности В.
При выплате страх.возмещения стр-к имеет право потребовать представления страх.полиса или др.страх док-та.
В случае отчуждения застрах.груза ДМС сохраняет силу, при этом на приобретателя такого груза переходят все права и обяз-ти страх-ля.
В случае,если до отчуждения страх.груза страх.премия не уплачена, о обяз-ти её уплатить несут как страхователь груза,та ки приобретатель.
В случае отчуждения застрах.судна. ДМС прекращается с момента отчуждения судна. В случае отчуждения застрах.судна во время рейса-по требованию страх-ля ДМС остается в силе до окнчания рейса и на приобретателя такого судна переходят все права и обяз-ти страх-ля
Абандон
В случае пропажи судна без вести, страховщик отв в раз-ре всей страх-суммы. Если ммущество застраховано от гибели, страх-ль или В.может заявить страх-ку об отказе от своих прав на застрахованное имущество-это абандон -и получиь всю страх.сумму в след.случаях:
- Пропажа судна без вести
- Полная фактическая гибель
- Полная конструктивная гибель
- Экономически нецелесообразно устранение поврждения
- Захват судна-груза. Застрах.от такой опасности, если захват превышает 6 мес.
Заявление об абандоне должно быть сделано в теч.6 месяцев с момента настпуления вышеуказанных обстоятельств. По истечению 6 мес.права на абандон –утрачиваются. Если после возмещения страх возмещения-судно окажется не погибшем, страхк может требовать возврата страхвозмещения за вычетом той части, кот соотв.реальному ущербу.на усл.абандона, ср-ль обязан передать страх-ку все док-ты и док-ва, а также сообщить все сведения, кот необх. Для осуществления страховщиком всех прав.
При звключние ДМС выдается:
- Страховой полис
- Сертификат страхования
- Генеральный полис
- Условия страхования.
Договор заключается в письменной форме. Объектом морского страхования - любой имущественный интерес, связанный с торговым мореплаванием. Документ, подтверждающий факт заключение договора - страховой полис. В нём указывается страховая премия - это сумма, причитающаяся страховщику за то, что он принял имущество на страхование. В случае наступления страхового случая выплачивается страховая сумма. Определяет размер страховой суммы страховая стоимость товара.
|
|
Существует также генеральный полис – документ на все отправляемые и получаемые страхователем грузы, действующий в течение определённого срока
Билет № 22
Общая авария
К общ аварии относятся убытки, понесенные намеренно,чрезвычайно, разумно, в целях общ.безоп-ти, и связанные с торг.мореплаванием. эти убытки распред-между судном.грузом,фрахтом. Возмещаются из взноса на общ аварию, кот вносит судовладелец.
Расходы и убытки признаваемые общей аварией:
- расходы на заход судна в порт-убежище
- расходы на перемещение груза, топлива, предметов снабжения, в целях устранение повреждения судна
- расходы на временный ремонт повреждений, причиненных общеаварийными пожертвованиями
- расходы, вызванные задержкой судна ради общей безопасности (з/пл., и т.п.)
- расходы на спасание, в целях, сохранения от общей опасности - судна, фрахта и груза. Не зависимо от того было оговорено в дог-ре или иным способом
- убытки причиненные выбрасыванием груза за борт
- убытки, причиненные судну грузу в связи с тушением пожара, в том числе выбрасыванием судна на берег или затоплением горящего судна
- убытки, причиненные судну грузу намеренной посадкой судна на мель
- убытки, причиненные судну повреждением двигателей и др.машин при снятии с мели
- Чрезвычайные расходы, на облегчение судна. Находящегося на мели путем перегрузки груза
Не признаются общ аварией:
- Если расходы проведены исключительно в целях переукладки груза, вызванные смещением
- Если необх-ть ремонта не связана с ч-с или несчастным случаем
Частной аварией признается:
- Стоимость выбрашенного за борт груза с нарушением правил и обычаев
- Убытки, причиненные тушением пожара, в следствии воздействия дыма или нагревания
- Убытки, причиненные обрубанием обломков или др частей судна, которые ранее были повреждены или фактически утрачены
- Убытки, причиненные форсированной работой двигателей или др машин
- Любые убытки и потери, понесенные судном или грузом связанные с увеличением продолжительности рейса.
Общ.стои-ть имущества, судна. Груза и фрахта, на соновании кот.устан.взносы-контрибуционная стоимость определяется на основе действительной чистой стоимости.
|
|
Контриб.стоимость-опр.в момент выгрузки, исходя из стоимости, указ. В торг. Счете, а при остутствии счета-стоимость груза в данный момент.
Контр.стоимость опр.без учеьа обстоятельств, что судно на момент общ.аварии зафрахтовано по БЧ или ТЧ.
Определение размера убытков:
- убытки от повреждения судна, определяются исходя из стоимости ремонта, того, что
повреждено или утрачено
- убытки от гибели судна составляют разницу между стоимостью судна в
неповрежденном состоянии и выручка, от продажи того, что осталось от судна
- убытки от гибели или повреждения груза определяются в соответствии со стоимостью груза
в момент его выгруз
Подтверждается общая авария документом – диспашем, в котором определены размер общей аварии и расчёт расходов на неё для каждого участника. Составляются диспаши уполномоченными лицами – диспашерами.
Сторона, кот.требует распределения общ.аварии обязана док-ть что заявленные убытки действительно должны быть общ.аварией. лица, затронутые в диспаше-уведомл.письменно. данные открыты для ознаокмления. Диспаша регистрируется в реестре диспашей.
Если допущена ошибка в диспаше, то м.б.исправлена посредством добавления к ней –аддендума.
Оспориь можно в теч 6 месяцев со дня получения, с обязат.извещением диспашера.
Суд может:
- Оставить диспашу в силе
- Внести изменения
- Отменить и поручить сост.новую
Билет № 23