Критерии выделения прикладных областей социальной психологии

Андреева Г.М. выделяет следующие основные области прикладных исследований и практической С.п.: промышленное производство, управление, развитие организации, массовая коммуникация и реклама, школа, борьба с противоправным поведением, наука, служба семьи, политика. Теперь немного подробнее о каждом из направлений.

Промышленное производство явилось одним из главных заказчиков на прикладные социально-психологические исследования. С.п. решает здесь определенный круг вопросов, прежде всего - проблему формирования производственных коллективов.

Предлагаются некоторые общие для всех отраслей промышленного производства принципы организации психологической службы промышленного предприятия, выделяются пригодные для любых условий ее деятельности и формируются рекомендации относительно структуры службы, задач и методов ее деятельности. Наиболее общими являются такие темы, как психологический климат коллектива, удовлетворенность трудом, текучесть рабочей силы, аттестация кадров, адаптация новичков.

Относительно новой проблемой социально-психологических исследований на промышленном производстве является проблема коммуникаций внутри производственного коллектива.

Своеобразной сквозной темой прикладных исследований является проблема управления. Социальная психология имеет здесь свой достаточно четко обозначенный аспект. Одной из важных частей в нем является вопрос о необходимых руководителю психологических качествах. Так же С.п. решает проблемы соотношения стиля руководства и эффективности групповой деятельности, проблему разрешения конфликтов, возникших на психологическом уровне, проблемы оптимизации процесса принятия решения и многое др. Решаются проблемы, которые лишь косвенно относятся к проблеме управления. Сюда можно отнести проблему оптимизации делового общения для руководителей разного ранга. Это не только прикладные исследования, но и разработка практических занятий для руководителей.

Относительно новая область С.п., получившая название "развитие организации". Исследования в области организационного развития начались с повышения квалификации управляемого персонала. В ходе работы выяснилось, что изолированно обеспечить более высокую квалификацию сотрудников не представляется возможным. Окружающая среда, в условиях которой работают организации, стала настолько сложной, что организация вынуждена все время приспосабливаться к меняющимся условиям. Но это означает, что и система подготовки персонала должна учитывать изменения в организации, причем учитывать так, чтобы создать наилучшие условия для самоактуализации сотрудников, без которой невозможно повысить эффективность деятельности организации. На этой основе и родилась концепция организационного развития.

В самом широком смысле слова организационное развитие означает создание особой культуры по использованию различных для совершенствования поведения и индивидов и групп в организации, особенно в том, что касается принятия решения, разрешения конфликтов, развитие сети коммуникаций. В более узком смысле организационное развитие предполагает обеспечение таких условий, прикоторых организация становится самообнавляющейся системой, изменяющейся в зависимости от изменения ее целей, когда разработан механизм непрерывного совершенствования структуры с учетом требования роста организации, повышение ее эффективности.

Весь этот комплекс задач должен быть выполнен при помощи внутренних и внешних "агентов изменения". Именно психолог может выполнить роль как внешнего, так и внутреннего "агента изменения". Перед ним встает задача трех видов изменений: 1) "изменение" людей (стиль поведения, квалификации, ценностных ориентаций и т.п.); 2) изменение управленческих технологий (совершенствование методов принятия решения, формирование команд и пр.); 3) изменение самой структуры организации (изменение ее целей, совершенствование системы коммуникации и т.д) Психолог должен создать условия для руководства и персонала, в которых они самостоятельно могли бы принимать оптимальное решение.

 Массовая коммуникация и реклама. Проблематика социально-психологических исследований в этой сфероразрабатывается достаточно активно. Все компоненты пятичленной формулы, раскрывающей структуру коммуникативного процесса, являются объектами прикладных исследований: коммуникатор, сообщение, аудитория, канал, эффективность. Формы деятельности психолога в рекламе также весьма многообразны.

Школа. Весь комплекс проблем этой дисциплины представлен в сфере образования: и общение, и функционирование коллектива, и межгрупповые отношения, и вопросы социализации. Здесь необходимо решать проблемы психологического просвещения, профилактики, консультирования, психодиагностика, психокоррекция. В области просвещения учетилей и родителей социальный психолог концетрирует свое внимание на проблемах общения, восприятии людьми друг друга, на проблемах юношеских и внутрисемейных конфликтов, на специфике социализации для детей разного пола. В области профилактики акцент на социально-психологические проблемы призван выявить такие причины неблагополучного поведения, которые коренятся в условиях семейного окружения, групп сверстников или возникают вследствие затруднений ученика в общении с одноклассниками.

Борьба с противоправным поведением не "чисто" социально-психологическая сфера деятельности, поскольку традиционна она относится к компетенции юридических наук. Однако, обвальный рост преступности в нашей стране требует объединения всех усилий для его преодоления. Область профилактики противоправного поведения - эта область, в которой может сказать свое слово и С.п.

Большой блок проблем относится к условиям формирования противоправного поведения личности. Особое значение при этом имеет выяснение вопроса о роли тех первичных ячеек микросреды, в которых формируется личность: семья и школьный класс. Наука одна из относительно новых сфер приложения С.п. В наше время возрастает значение коллективных форм деятельности - это ставит ряд новых прикладных задач. прежде всего выявление особенностей научного коллектива по сравнению с другими типами трудовых коллективов, совершенствование социально-психологического климата в нем, способов управления, повышения эффективности его деятельности и т.д. Социальный психолог здесь может осуществлять три вида деятельности. Первый вид деятельности состоит прежде всего в разработке рекомендаций на основе диагностики конкретных ситуаций в каждом коллективе. Втрой вид деятельности - это консультационная работа. Третий вид работ - это непосредственно обучение руководителей научных коллективов методам управления в той их части, которая связана со знанием социально-психологических механизмов общения и взаимодействия.

Служба семьи. Здесь можно выделить несколько классов задач. Первая часть таких задач связана с подготовкой молодых людей к созданию семьи. Сюда входит обеспечение так называемой службы знакомств, а также помощь в преодолении психологических барьеров, мешающих установлению взаимоотношений с представителями другого пола. Вторая часть задач относится к уже существующим семьям. Главный вопрос здесь - регулирование семейных взаимоотношений, способствующее повышению устойчивости семьи.

Политика - относительно новая сфера деятельности в нашей стране, хотя вообще такой опыт в мировой С.п. давно накоплен. Перечень проблем политики, в анализе которых есть место для С.п., очевиден: это психологические факторы принятия решений, психологические условия их восприятия; роль личностных характеристик и имиджа политического деятеля; политическая социализация и многое другое. Здесь можно выделить следующие направления: 1. участие в разработке и принятии решений; 2. систематический анализ динамики общественного мнения; 3. прямое консультирование политических деятелей перед их публичными выступлениями; 4. создание психологических портретов оппонентов, а в более широком смысле - психологическое обеспечение различного рода переговоров.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: