Общение сущность содержание структура

Общение – сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека

Для наиболее полной характеристики общения рассмотрим его типологию. Самой общей классификацией является выделение непосредственного и опосредованного общения.

Непосредственное общение – это общение прямое, без посредников.

Опосредованное общение - это может быть опыт предшествующих поколений, технические средства массовой коммуникации.

Также общение мы подразделяем на формальное и неформальное.

Общение, обусловленное социальными функциями, называется формальным. Партнеры в этом случае могут ничего не знать друг о друге, так как в этом нет необходимости. Важно знать социальные роли.

Например, социальная роль пассажира транспорта предполагает, что в ответ на требование контролера он предъявляет ему проездной билет, а в случае его отсутствия – оплатит штраф.

Общение неформальное. Оно наполнено личностным смыслом, обусловлено теми личностными отношениями, которые установились между партнерами. Высшая форма неформального общения – дружба.

По целям общение делится на биологическое и социальное.

Биологическое - это общение, необходимое для поддержания, сохранения и развития организма. Оно связано с удовлетворением основных органических потребностей.

Социальное общение преследует цели расширения и укрепления межличностных контактов. Существует столько частных видов общения, сколько можно выделить подвидов биологических и социальных потребностей. Основные из них: деловое и личностное.

Деловое общение обычно включено в совместную продуктивную деятельность людей и служит средством повышения качества этой деятельности. Его содержани­ем является то, чем заняты люди, а не те проблемы, которые затра­гивают их внутренний мир.

Личностное общение, напротив, сосредоточено в основном вок­руг психологических проблем внутреннего характера: поиск смысла жизни, определение своего отношения к зна­чимому человеку, к тому, что происходит вокруг, разрешение какого-либо внутреннего конфликта.

Нас будет интересовать деловое общение, т.е. общение, имеющее цель вне себя, и служащее способом организации и оптимизации того или иного вида предметной деятельности: производственной, научной, коммерческой и т.д.

Коммуникативная сторона общения проявляется через действия личности, сознательно ориентированные на их смысловое восприятие другими людьми.

Интерактивная сторона общения (от англ. interaction - взаимодействие) представляет собой взаимодействие (и воздействие) людей в процессе межличностных отношений.

Перцептивная сторона общения (от лат. perception - восприятие) проявляется через восприятие и оценку людьми социальных объектов (других людей, самих себя, групп, других социальных общностей).

Все стороны общения взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Опираясь на концепцию А.А. Леонтьева, перечислим основные структурные компоненты общения:

· предмет общения – это другой человек, партнер по общению;

· потребность в общении состоит в стремлении человека к познанию и оценке других людей, а через них и с их помощью – к самосознанию, к самооценке;

· мотивы общения – это то, ради чего оно предпринимается;

· действия общения – это целостный акт, адресованный другому человеку (две основные категории действий – инициативные и ответные);

· задача общения – это цель, на достижение которой в конкретной ситуации направлены разнообразные действия, совершаемые в процессе общения;

· продукт общения – образования духовного и материального характера, создающиеся в итоге общения.

 

Механизмы межличностного восприятия

Механизмы социальной перцепции — (По А.А. Реан) это способы, посредством которых люди интерпретируют, понимают и оценивают другого человека. Идентификация- это способность и умение человека отойти от своей позиции, «выйти из своей оболочки» и взглянуть на ситуацию глазами партнера по взаимодействию. Эмпатия — постижение эмоционального состояния, проникновение — вчувствование в переживания другого человека. Децентрация — способность и умение человека отойти от своей позиции и взглянуть на партнера и на ситуацию взаимодействия как бы со стороны, глазами стороннего наблюдателя. Социальная рефлексия — осмысление индивидом того, как он воспринимается партнером по общению. А. А. Бодалев (1996) отмечает, что интенсивность и полнота проявления коммуникативной рефлексии напрямую зависят от субъективной значимости партнера. Аттракция — особая форма восприятия и познания другого человека, основанная на формировании по отношению к нему устойчивого позитивного чувства. Механизм каузальной атрибуции связан с приписыванием причин как своему поведению, так и поведению другого человека. Исследования атрибуции анализируют «психологию здравого смысла», посредством которой человек объясняет повседневные события.

В процессе межличностного восприятия характер атрибуции зависит от следующих показателей:
1) от степени типичности или уникальности поступка;
2) от социальной желательности или нежелательности поступка;
3) от того, является ли субъект восприятия участником события или его наблюдателем.





Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: