Вопрос 33. Основные законы диалектики

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений.

Согласноданному закону, развитие происходит путем количественных изменений, которые вызывают качественные изменения, протекающие в формескачков.Качество — это внутренняя определенность предмета. Изменяя качество предмета, мыполучаем другой предмет.Количество – это внешняя, болеедоступная восприятию, характеристика качества.Характеристика предмета в его качественной и количественной определенностивыражается мерой. Мера определяет те количественные границы, в которых качествопредметасохраняется.Количественные изменения предмета, то есть прибавление к нему или убавление от неговещества, энергии, информации, непрерывны до тех пор, пока они не перейдут мерупредмета. Качественные изменения представляют собой коренное преобразованиесущественных свойств предмета. Они происходят в форме скачка. Скачок — это разрывнепрерывности количественных изменений, дающий начало новому качеству.

Закон единства и борьбы противоположностей.

Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. Единство и борьба - это две стороны процесса взаимодействия противоположностей.

Закон отрицания отрицания.

Закон отрицания отрицания объясняет направлениеразвития из последовательности сменяющих друг друга диалектических отрицаний.Под отрицанием понимается переход объекта вновое качество, обусловленное развитием свойственных ему внутренних и/или внешнихпротиворечий.

Вопрос 34. Гносеология.

Гносеология – раздел философии, изучающий знания и процесс познавательной деятельности.

Гносеология изучает очень большой круг проблем: особенности процесса познания; взаимосвязь объекта и субъекта познания; отношение знания к действительности; возможность познания мираструктуру познавательного процесса; природу познания и т. д.

Одна из самых важных проблем гносеологии – проблема истины. Эта проблема характеризует соответствие знания реальности. Существует несколько теорий истины:

Классическая (Истина – знание, соответствующее предмету)

Когерентная (Истинно то, что непротиворечиво)

Прагматическая (Истинно то, что приносит пользу)

Конвенциональное (Знание истинно, если его разделяют все или большинство)

Вопрос 35. Специфика научного знания.

Если обыденное познание отражает только те объекты, которые полезны сейчас, то наука способна изучатьи такие, которые могут стать предметом освоения в практикедалекого будущего. В научном познании выделяют два уровня -эмпирический и теоретический.Эмпирическое исследование базируется на непосредственном практическомвзаимодействии исследователя с изучаемым объектом. Оно предполагает осуществлениенаблюдений и экспериментальную деятельность. В теоретическом же исследованииотсутствует непосредственное практическое взаимодействие с объектами. На этом уровнеобъект может изучаться только опосредованно, в мысленном эксперименте, но не в ходереального действия.

Критерии научного знания:логическая непротиворечивость; верификация; фальсификация; полнота; внелогические критерии (простота, красота).

Вопрос 36. Социально-историческая форма познания. Диалектикасубъективного и объективного познания.

Издревле существовали различные формы познания, однако, одной из главных можносчитать социально-историческую. Основываясь на различном уровне развития общества, познание меняло своиметоды и цели. Если изначально истоком знания были чувства, то в дальнейшемлидирующее место занял разум, который стализучать объекты не просто ради любопытства или интереса, а ради получения новых знаний.С течением времени менялись социальные запросы общества, поэтому и расширялисьгоризонты для познания. Постепенно человек стал задаваться всѐбОльшими вопросами обытии, о смысле жизни, о природе, и это требовало эволюции познания. В результатепоявились различные формы познания:научное;религиозное;мифологическое;философское;художественное.

Основываясь на исторических знаниях, возможно предугадатьбудущее событие, какую-нибудь тенденцию или вывести закономерность, которая можетобъяснить существующую проблему или решить поставленную задачу. Зная социально-исторические факторы, вполне возможно успешно руководить обществом людей,основываясь на их историческом пути, а также на ошибках, которые были сделаны ранее.Такая форма знания даѐт нам возможность проводить анализ каких-либо событий, опираясь на знания, полученные из прошлого, основываясь на мысляхучѐных и выдающихся людей прошлого.

Диалектика – учение о развитии и взаимосвязях.Объективная диалектика - развитие реального мира (природы и общества).Субъективная диалектика - это диалектическое мышления. Познание есть отражение реальной действительности и её объективных законов в сознании человека. Законы диалектики являются в то же время законами теории познания (для объекта)илогики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: