Вопрос 23. Общая характеристика и особенности русской философии

Русская философия – феномен мировой философской мысли. Ее феноменальностьзаключается в том, что русская философия развивалась исключительно автономно,самостоятельно, независимо от европейской и мировой философии.В то же время русскую философию отличают глубина, всесторонность, достаточноспецифический круг исследуемых проблем, порой непонятных для Запада.

Основы предмета русской философии составляли: проблема человека, космизм, проблемы морали и нравственности, проблемы выбора исторического пути развития, проблема власти, проблема государства, проблема социальной справедливости, проблема будущего.

Характерными чертами русской философии являются:

•сильная подверженность религиозному влиянию

•целостность: стремление заниматься не отдельной проблематикой, а всем комплексомактуальных проблем;

•большая роль проблем морали и нравственности;

•конкретность;

•широкое распространение в массах, понятность простому народу.

Этапы:

1) Философия средневековой Руси. Важнейшими событием, определившим формирование философии в этот период, стали принятие христианства на Руси.

2) Философия эпохи Просвещения. Россия активно воспринимаетзападную культуру. Большой вклад в развитие философии в этотпериод внес М.В. Ломоносов Центральная тема его научных и художественных произведений –тема величия человеческого разума.

3) Классическая русская философия.

ХIХ век – «золотой» век русской культуры. Расцвет философской мысли стал одной изсоставных частей общего подъема русской культуры.

4) Русская философия ХХ века.Этот период можно подразделить на 3 этапа.Философия «серебряного века» русской культуры. Философия русского зарубежья. И философия советского периода.

Вопрос 24. Религиозно-философское учение Соловьева.

Русская религиозная философия конца XIX первой половины ХХ веков связана свозникновением философской системы Космизма. Её можно разделить на два направления: мистическое и научное. В направлении мистическом необходимо в первую очередь выделить В.С.Соловьева.Соловьев попытался создать целостную мировоззренческую систему,которая связала бы воедино запросы религиозной и социальной жизни человека. Основой такогомировоззрения, по замыслам Соловьева, должно стать христианство. Особенность подхода Соловьева заключается в том, что онратовал за объединение всех христианских ветвей. Другой важной особенностью Соловьеваявляется то, что он попытался включить христианское мировоззрение новейшие достижения науки. Центральная идеяфилософии Соловьева - идея всеединства. При разработке этой идеи он отталкивался отславянофильской идеи соборности, но придал ей всеохватывающее, космическое значение. Основной принцип всеединства: все едино в Боге. Всеединство - это, прежде всего, единствотворца и творения. Окружающий мир, не может рассматриваться как совершенное создание,исходящее из творческой воли одного божественного художника. Для правильного пониманияБога, мало признавать абсолютное существо, необходимо принимать внутреннююпротиворечивость. Соловьев был сторонником диалектического подхода к действительности. Поего мнению действительное нельзя рассматривать в застывших формах. София - ключевое понятие системы Соловьева. Поэтому его учение носит также названиесофилогия. Понятие Софии вводится Соловьевым для того, чтобы заявить, что мир - это нетолько творение Бога. Основой мира является душа мира - София, которую следуетрассматривать как связующее звено между творцом и творением, придающее общность Богу,миру и человечеству.

Вопрос 25. Русский космизм.Русский космизм – особое мировоззрение, получившее развитие в XIX – XXвеках.

Его признаками считаются:

1) рассмотрение мира, космоса как единого целого, человека – в неразрывной связис космосом

2) в развитии космоса решающуюроль играет творческая активность человека

3) признание необходимости соединения усилий людей, единства человечества.

В идеологии космизма важное место занимают идеи преодоления смертностичеловека, освоения космоса, любви как связующей и преображающей силы. Вотечественном космизме выделяют религиозно-философский космизм и естественнонаучный.Один из наиболее ярких представителей религиозного течения в космизме - Федоров. Федоров полагал, что неустройство нашей жизни — следствие дисгармонии в отношенияхчеловека к природы.По мнению философа, люди должны ―приводить мир в порядок, вносить в негогармонию.Общее дело мыслилось Федоровым как путь к просветлению, самообновлениюлюдей, становлению мира между народами. Эгоизм порождает такое зло, как смертностьлюдей. Федоров считал, что важнейший долг науки — преодолеть смертность иобеспечить людям бессмертие.Наиболее значительный представитель естественнонаучного направления в космизме – В.И Вернадский. Выдающийся ученый. Вернадский разработал теорию биосферы как совокупности живого вещества,покрывающего Землю. Вернадский сделал вывод о зарождении ноосферы – сферыразума. Становление ноосферы –объективный процесс, предполагающий развитие отношений между людьми,прекращение войн. Учение Циолковского относится к естественнонаучномунаправлению, несмотря на его фантастические элементы. Мыслитель рассматриваеткосмос как живое, одухотворенное целое, населенное высокоразвитымиживыми существами. Мир и человек находятся в процессе развития, разумчеловека – орудие развития.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: