Вопрос 42. Логика. Язык. Мышление

Мышление — высшая форма активного отражения объективнойреальности, состоящая в целенаправленном, опосредствованном и обобщѐнномпознаниисубъектом существенных связей и отношений предметов и явлений. Человек может выразитьсвои мысли двояким образом - в языке (при помощислов, цифр, жестов и любых иных знаков) и в поступках идействиях тела. В философии довольно исследуется проблема взаимодействия языка и мышления. Наша речь не всегда тождественнамысли. В действительности, можно сказать, что речь недостаточна по отношению кмысли, которая изначально богаче смыслами. Поэтому в языке нам не всегда удаетсячетко и правильно выразить то, о чем мы думаем. Следовательно, образ действительноститак, как он возникает в мышлении и так, как он реализуется в языке, не одинаков.Логика демонстрирует правильность мышления, а соблюдение ее законов позволяет выразить в языке доказательные представления о действительности.Основоположеником логики как науки является Аристотель. Он сформулировал три закона формальной логики: тождества, непротиворечия и исключения третьего.

Вопрос 43.Проблема истины в философии.

Существует такой объект, который исследуется исключительно лишь философией иникакой другой наукой. Этот объект – истина. Все науки ищут истину, но все они,исключая философию, ищут истину в чем-то отличном от истины. Философия ищетистину об истине. Она является наукой об истине, теорией истины. Философия исследует процесспостижения истины, т.е. является теорией познания истины.

Истина бывает объективная и субъективная. Объективной истиной являются все законы природы и общества, поскольку они соответствуют объективной реальности и подтверждаютсяпрактикой человечества. Идеалисты отрицают объективную истину. Они считают, чтосодержание наших знаний зависит от субъекта, идеи абсолютного духа.Считается, что истина познается не сразу, а постепенно, частями. В каждый данный моментпознание исторически ограничено, но эти границы временны, относительны ипрактически постоянно раздвигаются в соответствии с успехами науки и техники.Поскольку познание развивается непрерывно, то и наши объективные знания в каждыйданный момент неполны, незакончены, относительны. Движение и развитие мира, отражаемое в наших знаниях, зависимостьистины от условий – все это определяет относительность истины. Человеческое мышление способно давать нам и абсолютнуюистину.Абсолютные знания содержатся в каждой науке: поскольку наши знанияобъективны, постольку в них есть зерно абсолютного. Истина абсолютная и относительная – это два вида объективной истины, различных в степени точности,полноты. В каждой объективной относительной истине есть частица абсолютной истины. Абсолютная истина складывается из бесконечной суммыотносительных истин, открываемых развивающейся наукой и практикой.

Существует несколько теорий истины:

Классическая (истина – соответствие знания своему предмету)

Когерентная (истинно то, что непротиворечиво)

Прагматическая (истинно то, что приносит пользу)

Конвенциональная (истинно то, что разделяют все или большинство)

Вопрос 44. Основные типы философских взглядов. Материализм, иидеализм.

Материализм и идеализм — противоположные способы понимания всякого вопроса и ведут к самым различнымвыводам из практической деятельности.

Философы разделились на два больших лагеря сообразно тому, как отвечали они на вопрос что первично, природа или дух? Те, которые утверждали, что дух существовал прежде природы, и которые, составили идеалистический лагерь. Те же, которые основным началом считали природу, примкнули к различным школам материализма.

Идеалистическое объяснение пытается связать явление с некоторой духовной причиной, а материалистическое объяснение связывает рассматриваемое явление с материальными причинами. В настоящее время большинство людей согласится принять материалистическое объяснение причин грозы. Современная наука шагнула далеко вперед, в значительной степени вытеснив из мировоззрения людей идеалистическую составляющую.

Пример: что вызываетгрозы?Идеалистический способ понимания этого вопроса — грозы есть следствие гнева бога,который разгневавшись, ниспосылает громы и молнии на провинившееся в чем-точеловечество.Материалистический способ понимания гроз — грозы есть действие естественных силприроды.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: