Проблематика средневековой философии. Апологетика и патристика

Средневековая философия охватывает исторический отрезок со 2 по 14 вв. и представляет собой совокупность религиозно-философских учений.

В этот период господствующей становится религиозная идеология (теоцентризм). В соответствии с христианским вероучением, мир рассматривается как творение Бога. Человек есть также творение Бога, а его сущность состоит в его духовности.

Средневековая философия выдвинула проблему об отношении Бога к сотворенному им миру, задачу рационального обоснования веры, рассмотрение знания как божественного откровения. Именно в эту эпоху зародилась философия истории, неразрывно связанная с осмыслением логики исторического процесса и общественного прогресса.

Вещный мир трактовался как внешняя видимость в противоположность духовному миру. Поэтому мировоззренческим содержанием средневековой философской парадигмы становится религиозно-идеальная интерпретация действительности, а высшим критерием реальности провозглашается духовность. Земной и божественный миры воспринимаются как несоизмеримые; в то же время, спасение человека связывается с искуплением через страдания и смерть.

Выдающимся представителем средневековой патристики является Аврелий Августин (3-4 в.), создавший целостную картину мироздания как образец для последующих западных мыслителей. Согласно его убеждению, цель истории осуществится не на Земле, а на Небе – в том, что уже не будет историей, которая разворачивается во времени, а будет концом без конца. Дав новую, линейную трактовку времени, Августин подчеркнул принципиальную возможность возникновения нового и поставил вопрос о времени как историческом.

АПОЛОГЕТИКА в общем смысле - это любая защита христианства от обвинений и критики со стороны его противников; в специальном - раздел богословия, имеющий целью такое раскрытие и обоснование истин христианской веры, которое должно дать ответ каждому вопрошающему, а также опровержение неверных религиозных, философских и иных мировоззренческих взглядов, противостоящих христианству.

Патристика, завершившая процесс становления и утверждения христианской философии, знаменовала период формирования исходных принципов средневековой философской мысли авторитетнейшими религиозными мыслителями – «отцами церкви». Следует отметить, что большое влияние на данные принципы оказали идеи неоплатонизма, в частности – идея трех уровней бытия (Единое, Ум, Душа).

Проблема универсалий в средневековой схоластике. Томизм.

Схоластика - это тип религиозной философии, для которого характерно принципиальное господство теологии над всеми другими формами познания, знания. С другой стороны, схоластика является методом, который состоял преимущественно в просмотре и сравнении высказываний предыдущих мыслителей и Библии и выводе нового синтеза. (Прокл, Арристотель)

Схоластика – господствующий тип средневековой теологической философии, отличительными чертами которой являлись необходимые для её утверждения: оторванность от реальной действительности, замкнутость, консерватизм, крайний догматизм, полное и беспрекословное подчинение религиозным идеям, схематичность, назидательность, учительство.

Схоласты подразделяли знание на два вида:

1) сверхъестественное, даваемое в откровении, то есть то, что имел в виду Бог, закладывая ту или иную мысль в Библии;

2) естественное, отыскиваемое человеческим разумом, то есть то, что сумел человек «расшифровать» из текста Библии, как он понял идеи Бога.

В средневековой схоластике выделяется одна из важнейших проблем – проблема универсалий – общих понятий. По отношению к универсалиям в средневековой философии появились два противоположных направления – номинализм и реализм.

Реализм – направление теологической философии, сторонники которого считали реально, подлинно существующими (т. е. подлинным бытием) не сами вещи, а их общие понятия – универсалии. (Ансельм Кентерберийский, Гильом из Шампо)

Номинализм – направление теологической философии, сторонники которого считали реально существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимали как имена вещей. (Пьер Абеляр, Дунс Скот)

Томи́зм — «ведущее направление в католической мысли», основанное на учении Фомы Аквинского (13 век).Доктрина томизма выступает не столько учением о догматах веры, сколько учением о способах постижения этого учения посредством разума.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: