Философская мысль Древнего Востока

Древнеиндийская философия представлена ортодоксальными системами -санкхья, йога, и неортодоксальными - буддизм, джайнизм.

Санкхья говорит о существовании материальной первопричины мира - пракрити и абсолютной души - пуруши, независимой от материальной основы мира.

Философия йоги делает акцент на исследовании психологических категорий и практическое психологическое обучении.

Философия буддизма учит о существовании двух родов бытия: сансара - колесо перевоплощений живых существ, бытие проявленное и нирвана - бытие непроявленное, идеальное состояние отрешенности, потеря чувства "я".

В древнекитайской школе выделяют 6 школ:

1. Конфуцианство (благородный муж, человеколюбия и правила ритуала)

2. Моизм (усовершенствование общества через знание)

3. Школа закона

4. Даосизм (быть свидетелем, наблюдателем)

5. Школа "инь-янь" (натурфилософы)

6. Школа имен

Одной из особенностей древнекитайской философии является ее нравственно-политическа направленность.

Космоцентрический характер досократовской философии. Концепт «первоначала». (Милетская школа, атомисты).

В античности природа есть космос, сосредоточение логоса, идеал смысловой упорядоченности и совершенства, к которому принадлежит и сам человек. Природа неизмеримо превосходит человека, который должен стремиться жить в согласии с ней.

Так, например Эмпедокл (ок. 5в. до н.э.) говорил о любви и ненависти, как о движущих космических силах. Четыре начала – вода, воздух, земля и огонь ведомы двумя космическими силами – Любовью и Ненавистью. Эти четыре начала соединяются в различные комбинации силой Любви, а разрушаются под действием Вражды.

В конце 4 в. до н.э. Зеноном была основана школа Стоя. Стоики видели мир возникшим, а значит, и разрушимым. На исходе времени придет мировой пожар, в огне которого сгорит космос, и мир очистится. На пепле возродится новый мир, все повторится снова: тот же космос, обреченный на разрушение и на репродукцию. Выходит, нечто вроде теории «вечного возвращения»: всякий человек вновь родится на земле и будет таким же, как в предыдущей жизни, вплоть до мельчайших черт. Человек, занимает доминирующую позицию, ибо он, как никто другой, участвует в божественном Логосе. Человек состоит не только из тела, но и из души, которая является фрагментом космической души, душа же телесна.

Плотин (2 в. до н.э.), говорил, что материя нуждается в Душе, формирующей ее, связывающей ее с бытием. Рождение и смерть становятся не чем иным, как подвижной игрой души. Человек рождается не тогда, когда он появляется в физическом мире, но предсуществует в состоянии чистой души: «Прежде нашего рождения мы обитали свыше: мы были людьми, индивидуально определенными, и даже Богами, чистыми душами».

Почти все греческие мыслители обращаются к изучению природы и космоса (отсюда вытекает важнейшая черта античной философии – космоцентризм).

Исходя из принципа сохранения: «ничто не возникает из ничего», милетцы полагали единое вечное, бесконечное, «божественное» первоначало видимого многообразия вещей, источник жизни и существования космоса. Таким образом, в основе многообразия явлений они усмотрели некое единое правещество; воду, воздух или апейрон. (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен)

Атоми́зм — натурфилософская и физическая теория, согласно которой чувственно воспринимаемые (материальные) вещи состоят из химически неделимых частиц — атомов. (Левкипп, Декмокрит)

Проблематика Элейской школы.

Представители эллейской школы: Ксенофан, Парме-нид, Зенон.

Ксенофан - основатель эллейской школы.

Философские воззрения Ксенофана особо значимы для нас потому, что он стоял во главе монотеистов(единобожие) и во главе скептиков(подвергается критике возможность познания знания мира). Именно из его уст вырвался крик отчаяния: ничего нельзя знать достоверно! Впервые именно Ксенофаносуществил разделение видов знания, сформулировав проблему соотношения «знания по мнению» и «знания по истине». Показания чувств дают не истинное знание, а лишь мнение, видимость.

Парменид (7–6 в. до н.э.)– философ и политический деятель, центральная фигура Элейской школы. В центре его учения–неизменная, непреходящая субстанция, неделимый огненный шар. Движение в мире отсутствует, оно нам только кажется. Считал, что есть только бытие, небытия нет. Познание Парменид делит на путь истины и путь мнения. Ранее познание считалось единым. С этого момента развивается наука(отделение субъекта от объекта познания).

Одним из наиболее ярких учеников Парменида был Зенон, философ и политический деятель. В своих онтологических взглядах философ однозначно отстаивает позиции единства, целостности и неизменности сущего. Сущее, по Зенону, имеет материальный характер. Миров много и не существует пустого пространства. Согласно взглядам Зенона, все в природе происходит от тепла, холода, сухого и влажного или их взаимных перемен; люди же произошли из земли, а души их есть смесь вышеназванных начал, в которой ни одно из них не пользуется преобладанием.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: