Онтология и гносеология Р. Декарта

ОНТОЛОГИЯ - раздел философии, учение о бытии (в отличии от гносеологии - учения о познании), в котором исследуется всеобщие основы, принципы бытия, его структураи закономерности; термин введен нем. философом Р. Гоклениусом (17 в.).

ГНОСЕОЛОГИЯ (или теория познания) -философское учение о способности человека познать действительность, постичь истину, учение об источниках познания и формах, в которых процесс познания совершается. Исходным пунктом гносеологии явл. материалистическое или идеалистическое решение основного вопроса философии.

Один из основателей рационализма Нового времени Р. Декарт (16–17 в.) стремился разработать универсальный метод познания, исходя из рационализма (разумный, целесообразный, обоснованный), признающего единственным источником достоверного знания разум. Декарт полагал, что в человеческом познании имеется ряд врожденных идей, в первую очередь, идея Бога. Основным методом познания Декарт считал дедукцию, т. е. следование от общего к частному. Содержание рационального метода (дедукция) состоит у Р. Декарта в анализе, разложении полученных знаний на отдельные компоненты, доведенные до уровня очевидного. Образцом научного знания, которому должна подражать философия, является математика (математическая дедукция).

По Декарту, единственное, в чем мы не можем сомневаться, это в том, что мы обладаем сознанием, и в том, что существуем – Cogitoergosum (лат. «Я мыслю, следовательно существую»). Для различия истинного и неистинного знания человек должен использовать разум.

Основные принципы его метода: 1) нельзя принимать за истинное то, что не является очевидным; 2) следует делить исследуемую систему на множество частей и каждую подвергать тщательному анализу; 3) следует вести исследование от простого к сложному; 4) необходимо проводить конечное обобщение всех объектов исследования, ничего не упускать из вида, приходить к синтезу.

Бог у Декарта является гарантом возможности постижения истины. Только он может вселить в души людей мысль о совершенном существе. Он дал природе изначальные законы движения и может сохранять и поддерживать мир своей волей. Философ считал, что Бог заранее создал людей греховными и ошибающимися.

Одной из основных черт философии Р. Декарта является дуализм. Он полагал, что в мире существуют две независимые друг от друга субстанции: духовная и материальная, душа и тело.

Философия Т. Гоббса и Д. Локка.

Т. Гоббс (16–17) известен своими работами: «О теле», «О человеке», «О гражданине». Главная его работа носит название «Левиафан» (Левиафан – это библейское чудовище, олицетворяющее государственную власть).

Гоббс разделяет сенсуалистическую идею о том, что нет ни одного понятия в человеческом уме, которое не было бы порождено в органах ощущения. Без ощущений нет ни представлений, ни памяти, ни других компонентов человеческого сознания. Но такого знания недостаточно для науки. Гоббс связывал человеческое мышление с языком. Язык – средство хранения и передачи информации.

Т. Гоббс считал, что мир материален. Материя есть единственная субстанция, все многообразие мира – это ее формы и проявления. Материя вечна, в то время как тела – временны.

Материю и мышление разделять нельзя, поскольку мыслит сама материя. Бестелесная субстанция невозможна, она субъект всех изменений.

Дж. Локк (17–18) развивает теорию познания, которая основывается на принципах эмпиризма и сенсуализма. Исходный пункт его теории познания и человека – отрицание врожденных идей, включая идею Бога. Все знание приобретается из опыта, он индивидуален, а не результат социального воздействия. Опыт состоит из идей, которыми Локк обозначает ощущения и чувственные образы памяти. Внешний опыт – это ощущения свойств тел и их восприятие, а опыт внутренний (рефлексия) – это познание души о своей деятельности, полученные через самонаблюдение. Приобретенные из опыта идеи – это еще не знание, а только материал для него. Чтобы стать знанием, все это должно быть переработано рассудком – простые идеи преобразуются в сложные.

Дж. Локк выделяет 3 вида знаний: 1) исходные (чувственное знание единичных предметов); 2) демонстративные (умозаключение, сравнение и отношение понятий); 3) интуитивное знание (высшая оценка разумом истины).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: