Философская система Гегеля начинается с учения о логике. Вопрос о логике он решает с позиции идеализма. Логика включает объективную логику (учение о бытии и сущности) и субъективную логику (учение о понятии).
Объективная логика – это логика доприродного мира, находящегося в состоянии до сотворения мира Богом. Это абсолютная идея. Бог и абсолютная идея тождественны как первопричины, но они различны в своем состоянии. Бог всегда равен самому себе, абсолютная идея непрерывно развивается от абстрактных определений к определениям более полным и конкретным.
После объективной логики в дело вступает субъективная логика (учение о понятии). Она проделывает тот же путь при помощи понятий, суждений и умозаключений и одновременно отражает историю практического движения культуры, в процессе которой человек осваивает (познает) мир.
Саморазвитие идеи приводит логику к возникновению природы. Природа – это инобытие, т. е. иная формы бытия идеи. Смысл и значение природы в том, чтобы опосредовать собою божественный и человеческий дух в их развитии – развертывании.
Целью диалектического развития абсолютной идеи является осознание и абсолютное познание своего собственного пути черезсозерцание, представление и понятийное мышление.
На ступени созерцания дух предстает в виде искусства, на ступени представления – в виде религии и на высшей ступени – в виде философии. Философия – это вершина мировой истории и культуры, и конечная стадия самопознания – это абсолютная истина.
Основные части философской системы Гегеля - логика, философия природы и философия духа.
Гегелевская логика как система изложения диалектического метода.
Логика Гегеля - это одновременно его диалектическое учение. Гегель исходил из того, что процесс познания развивается диалектически. Он применил диалектику к процессу познания и вопреки Канту доказал познаваемость мира, возможность постижения истины. Предметом логики он считает мышление как таковое, мышление вообще, чистое, абсолютное, сверхчеловеческое мышление.
Инструментом познания является логическое мышление, а основной формой — понятие. «Абсолютное понятие» есть абсолютное тождество субъекта и объекта.
Гегель отождествляет «понятие» с самой сущностью вещей.
Диалектика Гегеля - это учение о всеобщей связи и развитии, это философия мироздания, взгляд на мир в целом.
Наш мир - это постоянный процесс становления (если что-то уничтожается, то возникает что-то новое, идет развитие по спирали, все возвращается, но идет вперед по спирали.)
3 закона диалектики Гегеля:
1. Закон единства и борьбы противоположностей (источник развития в борьбе противоположностей)
2. Закон взаимного перехода, количественных и качественных превращений. (накопившиеся количественные изменения приводят к качественным изменениям и к механическому развитию)
3. Закон отрицания (зерно в земле - сгнивает - росток - новое зерно, любая стадия в процессе развития сменяется новой стадией, которая затем сменяется еще более новой стадией)
Спираль - иллюстрация закона отрицания отрицания.
Философия И. Фихте и Ф. Шеллинга.
Философия Иоганна Фихте (18–19 в.) – это деятельная философия, философия свободы. Абсолютное «Я» – это деятельное «Я», реализующее себя в преодолении различных препятствий, в свободном творчестве. Фихте понимал мир как деятельность человека. Сознание само порождает себя. Оно не завершено и всегда является процессом. Философия – это «наукоучение».
Фихте выдвигает 3 основоположениянаукоучения:
1) «Я» полагает «Я»;
2) «Я» полагает «неЯ»;
3) «Я» полагает «Я» и «неЯ» полагает «Я».
Из активного, деятельного отношения сознания к миру Фихте выводит принцип единства противоположностей: соотношение «Я» и «неЯ». Фихте впервые формулирует основной вопрос философии как вопрос об отношении сознания к бытию.
Фридрих Шеллинг (18–19в) был объективным идеалистом. У Шеллинга субъект тождественен объекту. Природа – это форма бессознательной деятельности разума, изначально наделенная мощной творческой силой, порождающей сознание. Природа – это не средство для реализации нравственных целей человека, не материал для человека, а нечто, гораздо большее.
Антропологический материализм и философия религии Л. Фейербаха.
Л. Фейербах (19 в.) свое творчество направил на критику христианской религии, идеализма Гегеля и утверждение антропологического материализма. Он считал, что для религии и идеализма общей основой является абсолютизация человеческого мышления, противопоставление его человеку и превращение в самостоятельно существующую сущность.
Корни и тайна религии и идеализма находятся на земле. Человек как родовое существо в своей деятельности лишь опосредованно связан с идеeй, с общим, которое преобладает над единичным. Люди не понимают, что эти общие идеи есть их же творения, и приписывают им сверхъестественные свойства, превращая их в абсолютную идею Бога.
Чтобы преодолеть такое понимание идеи, нужно понять человека как земное существо с его мышлением. Предметом философии должны быть не дух и не природа, а человек.
Человек для Фейербаха – это духовно-природное существо, важнейшей характеристикой которого является чувственность. Люди связаны между собой природными, естественными узами и, прежде всего, чувством любви. Вместе с тем Фейербах упускает очень важную особенность человека – его социальную сущность.
Философия марксизма.
Формирование марксистской философии идет в 40 – 50 - е годы 19в.
Марксизм - это социально-философская концепция, где раскрывается органическая связь природного и социального, индивидуального и общественного, субъективного и объективного, материального и духовного.
Маркс исходит из того, что общество специфическая саморазвивающаяся система, которая отличается от других систем прежде всего:
· способом существования (материальное производство)
· спецификой законов
· наличием духовного производства.
Общество развивается и функционирует в природе. Человек, удовлетворяя свои потребности, с помощью орудий труда, создаёт общественное отношение, превращает т руд в сознательную, целенаправленную деятельность, которая постепенно становится свободной, творческой.
Истина, её критерий – практика. Теория служит практике, а практика теории.Практика – особая проблема: предметная деятельность, направленная на преобразование природы и общества; это характеристика человеческой жизнедеятельности.
Вся общественная жизнь по Марксу – есть практическая, т.к. основа всей общественной жизни – трудовая деятельность. Результат её – изменение материальных и духовных отношений. Практика – источник целей, интересов, потребностей и средств их реализации.