Вопрос 13. Новая философия. Бэкон и Декарт

Философия Нового времени — период развития философии в западной Европе в 17—18веках, характеризующийся становлением капитализма, бурным развитием науки и техники, формированием экспериментально-математического мировоззрения. Этот период также называют эпохой научной революции. Две основные группы:

1)рационалисты ( предполагали, что всё знание должно начинаться с определённых «врождённых идей», присутствующих в уме). Рене Декарт, Барух Спиноза, Готфрид Лейбниц и Николай Мальбранш.

2)эмпиристы( знание должно начинаться с чувственного опыта). Фрэнсис Бэкон, Джон Локк, Джордж Беркли и Дэвид Юм.

ФрэнсисБэкон (1561–1626) – английский философ и государственный деятель.

Бэкон выразил дух новой науки, призвав к опыту и эксперименту.Первый философ, поставивший перед собой задачу создать научный метод. Взгляды сформировались на основе достижений натурфилософии Возрождения, включали в себя аналитический подход к исследуемым явлениям и эмпиризм. Работы: "О достоинстве и приумножении наук", "Новый Органон",«Новая Атлантида».

Выдвигает свое понимание науки, принципы которой - способности человеческой души: память, воображение, разум. Высшая задача познания всех наук - господство над природой и усовершенствование человеческой жизни. Знание - сила, но только такое знание, которое истинно.

Метод Бэкона - постепенное образование новых понятий путем истолкования фактов и явлений природы. Только с помощью такого метода можно открывать новые истины, а не топтаться на месте. Проблема индукции - главенствующая роль. Индуктивный метод – необходимые этапы: сбор фактов и их систематизация. Идея составления трех таблиц исследования: таблиц присутствия, отсутствия и промежуточных ступеней. Кто хочет найти формулу тепла - тот собирает в 1 таблице случаи тепла, стремясь отсеять все, что с теплом не связано. В 2 таблице - собирает вместе случаи, которые подобны случаям в 1, но не обладают теплом. В 3 таблице собирают случаи, в которых тепло присутствует в разной степени. Используя эти 3 таблицы можно выяснить причину, которая лежит в основе тепла, а именно - движение. В этом проявляется принцип исследования общих свойств явлений, их анализ. В индуктивный метод Бэкона входит и проведение эксперимента. Важно варьировать эксперимент, повторять его, перемещать из одной области в другую, менять обстоятельства. После этого можно перейти к решающему эксперименту.

Эмпирический метод Бэкона - в максимальной степени опирается на разум при анализе фактов. Сравнивал свой метод с искусством пчелы, которая, добывая нектар из цветов, перерабатывает его в мед собственным умением.

Проводит разграничение между антиципациями природы и интерпретациями природы. Антиципации природы - это понятия, сконструированные «скороспело и без обдумывания»; Интерпретации природы «выводятся из вещей иным способом исследованием из данных, весьма отдаленных друг от друга».

Развитию науки мешают заблуждения человеческого ума – идолы (или призраки): 1 - идолы рода (в ограниченности человеческого ума и несовершенстве органов чувств; это сказывается в стремлении человека рассматривать природу по аналогии с собой; присущи всем людям).

2 - идолы пещеры (возникают индивидуально у каждого человека благодаря специфическим условиям воспитания; при этом каждый человек как бы смотрит на мир из своей пещеры). 3 - идолы рынка(поражают формами общения между людьми, прежде всего неточностью языка, неправильным словоупотреблением; присущи большим группам людей). 4 - идолы театра(порождаются слепой верой в авторитет, в частности традиционных философских учений, которые своей искусственной формой напоминают театральное представление; присущи большим группам людей). Освободив ум от «идолов», а дух от поспешных «антиципаций», человек может обратиться к изучению природы.

Рене Декарт (1596-1650)-французский философ, математик, механик, физик и физиолог. Вслед за Бэконом провозгласил необходимость создания философии, которая бы служила практике. Бэкон рекомендовал идти в познании от частного к все более общему, Декарт - в достижении истины двигаться от общих положений к частным, абсолютизируя дедукцию.

Необходимо подвергать сомнению все, что принято на веру и что вообще принимается за истину. Сомневаясь во всем, человек не должен сомневаться в одном - в том, что он сомневается, т.е. мыслит, осуществляет акт самосознания. «Я мыслю, значит - я сущест­вую».

Завышал роль разума. Сильна и теоло­гическая традиция. Бог вложил в человека естественный свет разума. Все ясные идеи порождены Богом и идут от Него, а потому они объективны.

Сохранил принципиальные взгляды средневековых мысли­телей на понятие субстанции. Субстанция определяется как всякое сущее вообще, которое не нуждается в своем бытии ни в чем, кроме самого себя. Сюда относится Бог и сотворенный мир.

Познавательная деятельность человека слагается из 3 классов идей:

1)идеи, полу­чаемые людьми извне в результате постоянных их контактов с предметами и явлениями;

2)идеи, образуемые в нашем уме на основе первых идей. (Они могут быть или фан­тастичными или реалистичными).

3)врожденные идеи, изначально присущие духовной субстанции, не связанные ни с каким опытом, сугубо рационалистические. В процессе познания врожденные идеи играют наиболее важную роль.

Развивает рационализм: в акте познания разум человека не нуждается в чувствительных вещах, т.к. истинность знаний находится в самом разуме, постигаемых им представлениях и понятиях.

Разум - главный и единственный источник знаний. Математические, геометрические методы - единственный всеобщий метод познания. Исследования во всех науках начинаются с отыскивания самоочевидного, ясного, не нуждающихся в чувственном материализме и логических доказательствах.

Дедукция - единственный метод познания. Начинать надо с методологического сомнения. Сомневаться можно во всем, кроме существования самого сомнения. Сомнение - акт мышления. “Я мыслю, следовательно, я существую”. Существует достоверное познание. Не мышление порождает бытие тела, а бытие мышления более достоверно, чем бытие тела, природы. Первопричина - Бог - не может обманывать человека, познание чувствительного восприятия мира возможно.

Задача - использовать познавательные способности правильно. Истинность познания вытекает из существования врожденных идей. Врожденные идеи - не готовые истины, а предрасположения разума. В познании главная роль принадлежит разуму, а не ощущениям (утверждение рационализма). Разум достигнет истинного знания, если будет исходить из достоверного метода. На основании рационализма создал учение о рационализме.

4 правила:

1) ясность и отчетливость познания, не вызывает никаких сомнений;

2) разделять всякий исследовательский вопрос на столько частей, сколько требуется для лучшего понимания;

3) мыслить по порядку, начиная с простых и постепенно поднимаясь до сложных вещей;

4) полнота познания - нельзя упускать ничего существенного.

Работы Рене Декарта: «Рассуждение о методе», «Размышления о первой философии».

 

14. Локк и Лейбниц. Проблема врожденного знания.

 

Джон Локк (1632 – 1704)

Родился в Рингтоне (Бристоль) в семье адвоката. Его отец командовал одним из отрядов парламентской армии Кромвеля, сражавшейся против роялистов. Учился в Оксфордском университете, где заинтересовался медициной. Подружился там с Бойлем. Увлекался естественно-научными опытами.

В 1667 г. Поступил домашним врачом и воспитателем к графу Шефтсбери, там Локк наблюдал за сыновьями графа и написал книги, ставшие впоследствии классикой педагогики. Вместе с Шефтсбери, когда его отношения с королем и его правительством стали резко конфликтными, Локк последовал в эмиграцию. Несколько лет он пробыл во Франции, а с 1683 г. жил в Нидерландах, вплоть до «славной революции» 1688 г., после чего вернулся в Англию.

Только после возвращения на родину Локк опубликовал свои книги. Самая значительная из них «Опыт о человеческом разумении». Локк в своих работах основывается на психологическом и генетическом материале, использует факты детской психологии и психологии дикарей.

Первая часть книги «Опыт о человеческом разумении» посвящена доказательству того, что у человека нет врожденных знаний. Свою концепцию знания Локк основывает на принципе «нет ничего в уме, чего прежде не было бы в чувствах». По Локку у человека нет врожденных понятий. Сознание ребёнка – это чистая доска, всё, что там появляется, это результат воздействия внешних по отношению к человеку вещей и обстоятельств на его органы чувств (внешний опыт). У маленького ребёнка нет понятия числа, целого и части, нет признаков интеллекта (Платон и другие: у человека понятие числа и признаки интеллекта врожденные). Дикари могут считать только до 5. Следовательно, нет никаких врожденных понятий. На любое утверждение найдется человек, считающий иначе. Локк также отрицает врожденность идеи Бога. Он указывает
на атеистов, отрицающих всякое существование бога, и даже на целые народы (притом не только на недавно открытые и нецивилизованные), не имеющие идеи Бога (Локк имел в виду монотеистическую идею единого и единственного Бога).

Во второй части «Опыта …» Локк рассматривает идею как некое первичное переживание. Простые идеи человек берёт из внешнего опыта. Так же Локк рассматривает внутренние переживания человека – рефлексию (внутренний опыт). Простые идеи рефлексии – это суждения человека, например, фраза «Мне грустно» - это суждение человека о себе, которому другой человек должен поверить. Из простых идей формируются сложные:

· По средствам соединения (твердое+холодное+влажное+блестящее = лед);

· По средствам сравнения (сравниваем зиму и лето, получаем идею климата, погоды);

· Абстракция (есть понятие тела, тело занимает место, абстрагируемся от тела и расширяем место, получаем идею пространства).

Идеи обладают качествами. Качества могут быть первичными и вторичными. Первичные – это физические и механические свойства, продиктованные самими вещами, миром, они безусловно существуют и одинаковы для всех. Например, объем тела, его пространственные характеристики. Вторичные качества не вполне реальны. Они реальны, так как есть некоторые обстоятельства реального мира, но другие могут воспринимать их иначе. К ним, например, относятся вкус, цвет, обоняние.

Локк не просто эмпирик, но и материалист. Есть ощущения, но в своей основе они имеют реальный мир, реальных вещей. В своих рассуждениях был грубее Декарта (Декарт: а не сон ли всё, что я вижу? Достоверность картины мира). «Если ты скептик, то поголодай, поймешь, что мир существует».



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: