Доказательства бытия Бога

Фома Аквинский многие идеи почерпнул у Аристотеля, в частности, он в противовес августинцам считал, что природа – это тоже предмет философии и что Бога можно понять через природу.

Фома Аквинский отверг онтологическое доказательство бытия Бога Ансельма Кентерберийского. Он привел 5 доказательств бытия Бога. В основе своей они почерпнуты у Аристотеля, ориентированы на его представления об отношениях мира и бога. Кое-что в них заимствовано из последующей философско-теологической традиции. Главное же состоит в том, что Фома Аквинский насытил свои доказательства креационистским содержанием, полностью отсутствовавшим у Аристотеля. В своих доказательствах Фома Аквинский считает мир конечным, а бога бесконечным, вне мира.

1. «Все, что движется, имеет причиной своего движения нечто иное», ибо нечто не может быть движущим и движимым в одно и то же время и в одном и том же отношении. При этом движение следует понимать не только в механическом смысле, но и в том, в каком Аристотель говорил об изменении вещей и явлений природы как переходе из потенциального состояния в актуальное. Поскольку, следовательно, невозможно самодвижение предмета и каждый из них движим другим, другой — третьим, то в этом ряду должен быть некий последний «предмет», каковым и может быть аристотелевский перводвигатель, или бог.(У движения есть причина – тоже движение и так далее, бесконечная цепочка движений, если нет конца, то нет причины, нет причины – нет следствия, нет первого движения, значит есть конец – это и есть бог.)

2. Второй путь составляет довод, состоящий в понятии производящей причины. В развитии данного довода с наибольшей силой проявляется отмеченная выше роль философа, исследующего «собственные причины» вещей. Здесь, как и в предшествующем доводе, его мысль, полагает Фома, должна дойти до убеждения в существовании первичной производящей причины, т. е. опять же бога. Как и в доводе «из движения», из представления о множестве причинных рядов делается произвольный вывод о существовании единственной производящей причины, которой приписывается абсолютная творческая роль в оконеченном мире.

3. Третий путь составляет довод, отправляющийся от понятия случайности (или возможности) и необходимости. Наблюдение
непрерывных изменений, совершающихся в окружающем нас мире, приводит к выводу о бесчисленных возможностях, или случайностях, характеризующих любую вещь или любое событие. Но мир в целом не может быть какой-то случайностью, не имеющей никакой причины. Он требует представления о некоей абсолютной необходимости, которой, может быть только бог.

4. Четвертый путь называется доводом от степеней совершенства, наблюдаемых во всем сущем. Все вещи, существа, люди обнаруживают
различную степень красоты, блага, истинности, того или иного совершенства. Но степень этого совершенства измеряется неким абсолютным мерилом, неким пределом всех этих достойнейших качеств. Им опять же может быть только бог. В этом доводе аристотелевская основа— бог, противостоящий конечному миру.

5. Совершенство мира. Мир совершенен, но он ограничен и ни одна из его частей не может задавать законы, следовательно, законы пришли не из самого мира, значит, они пришли от бога. Бог «есть разумное существо, полагающее цель для всего, что происходит в природе».

 

Августинизм полностью дематериализовал человеческую душу, объявляя ее, в сущности, единственной целью человеческого существования, тело же рассматривалось как презренное орудие души, запросы которого она должна игнорировать, и чем полнее, тем лучше для посмертных судеб человека.В противоположность платоновско-августинианской традиции, рассматривавшей вселение души в тело человека как некое наказание для нее и видевшей в телесном существовании души значительную ущербность, Фома Аквинский считал соединение души и тела нормальным явлением бытия. Человек в качестве их единства представляет собой полную субстанцию, в то время как посмертное существование души, обособившейся от тела, составляет неполную субстанцию. Тело вовсе не оковы для души, а ее необходимое дополнение. Здоровье тела не препятствует святости. Познание – свойство души, но человек познает через тело, следовательно, в процессе познания тело и душа едины.

*Доминиканский орден – основоположники инквизиции. Если человек отклоняется от принятых взглядов на религию, науку и темы близкие, то их надо 2 раза увещивать, если не переубеждаются, то отдать городским властям (то есть казнить).

 




Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: