Априорные формы чувственности

Чувственность – это способность получать представления тем способом, каким предметы воздействуют на нас. Посредством чувственности предметы нам даются как явления. То в явлении, что соответствует ощущениям, Кант называет его материей, а то, благодаря чему многообразное в явлении может быть упорядочено определённым образом, – формой. Материя всех явлений дана нам только апостериори. Чистая форма всех явлений должна целиком находиться готовой в душе априори, т.к. то, в чём ощущения могут быть упорядочены и приведены в известную форму, само в свою очередь не может быть ощущением. Таким образом, в трансцендентальной эстетике мы изолируем чувственность, во-первых, от понятий рассудка, а во-вторых, от всего, что принадлежит ощущениям, «так чтобы осталось только чистое созерцание и одна лишь форма явлений» – единственное, что может быть нам дано чувственностью априори. Кант выделяет две априорных формы чувственности: пространство и время. Пространство есть форма внешнего чувства, время – внутреннего.

Кант приводит два аргумента в пользу своей позиции, которые он называет метафизическим и трансцендентальным истолкованием. Метафизическое истолкование содержит то, благодаря чему понятие показывается как данное априори. Его суть сводится к следующим положениям:

1. пространство и время не есть эмпирические понятия, выводимые из опыта, т.к. сам опыт становится возможным прежде всего благодаря представлению о пространстве и времени. Пространство и время – необходимые априорные представления, лежащие в основе всех созерцаний. Мы никогда не можем представить себе отсутствие пространства или времени, но вполне можем представить отсутствие предметов в пространстве или явлений во времени. Пространство и время – условия возможности явлений.

2. пространство и время не являются дискурсивными понятиями. Понятия – это всегда частичные представления, их можно дополнить, конкретизировать. А пространство и время всеохватны и едины. Поэтому они суть лишь чистые формы чувственного созерцания.

Итак, пространство и время – субъективные условия чувственности, сами по себе вне субъекта они есть ничто. Тем не менее относительно всех явлений, т.е. в отношении всех вещей, которые могут встретиться нам в опыте, они необходимым образом объективны. Таким образом Кант сохраняет эмпирическую реальность пространства и времени, хотя признаёт их трансцендентальную идеальность.

Категории рассудка.

Один из ключевых терминов кантовской философии. Категориями, или предикаментами, Кант называет элементарные понятия чистого рассудка (в отличие от чистых, но производных понятий – предикабилий). В трактовке Кантом категорий можно выделить три существенных момента. 1) Категории связываются им с логическими функциями, или формами, суждений. Отличие категорий от логических функций (напр. логической функции обусловливания от категории причины) состоит лишь в том, что последние структурируют отношения между понятиями, тогда как первые имеют предметный смысл. Привязка категорий к логическим функциям позволяет Канту доказать априорное происхождение основных понятий метафизики, а также систематизировать категории, построив их таблицу на основе классификации форм суждений (Кант полагал важнейшим преимуществом своего списка категорий перед аристотелевским его необходимый характер и наличие единых внутренних принципов классификации. Однако последователям Канта уже его система категорий казалась недостаточно строгой). Кант выделяет четыре класса категорий: количества, качества, отношения и модальности. В каждом классе три категории (в целом соответствующие схеме: тезис – антитезис – синтез, хотя третья категория все же не является суммой первых двух). Категории количества включают понятия единства, множества и целокупности, категории качества –

понятия реальности, отрицания и ограничения, категории отношения – коррелятивные понятия субстанции и акциденции, причины и действия, а также понятие взаимодействия, и, наконец, категории модальности – понятия возможности и невозможности, существования и несуществования, необходимости и случайности. Таблица категорий задает контуры многих разделов кантовской философии. 2)Категории трактуются Кантом в качестве объектных понятий, т.е. понятий, единственно благодаря которым можно превратить субъективную ассоциативную связь представлений в общезначимую. 3) Категории отождествляются Кантом с необходимыми функциями единства представлений в сознании. Ни одна перцепция, не подчиняющаяся категориальным правилам связи представлений, не может быть осознана нами. Три аспекта категорий тесно связаны и взаимно обусловливают друг друга, сходясь к ключевому, третьему моменту. Акцентуация того, что категории представляют собой функции единства представлений в сознании, позволяет Канту решить главную проблему своей теоретической философии, касающуюся возможности синтетических суждений a priori. В практической философии Кант своеобразно преломляет категории чистого рассудка в “категории свободы”, имеющие сходную топику, но принципиально иной смысл и содержание.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: