Мотивация обучения студентов-психологов

В современных условиях в высших учебных заведениях проявляется тенденция к возрастанию роли самостоятельной деятельности студентов по овладению знаниями, умениями и навыками.

Научные исследования и накопленный в вузах опыт убеждают, что без систематической организованной и целеустремленной самостоятельной работы невозможно стать высокопрофессиональным специалистом, а главное - невозможно самосовершенствоваться после окончания вуза в процессе профессиональной деятельности. Именно поэтому самостоятельная работа студентов рассматривается как важнейшая составляющая их познавательной учебной деятельности, мощный резерв повышения качества образования, усиления эффективности учебно-воспитательного процесса.

Отсюда все определения мотивации можно отнести к двум направлениям. Первое рассматривает мотивацию со структурных позиций, как совокупность факторов или мотивов. Например, согласно схеме В.Д. Шадрикова (1982), мотивация обусловлена потребностями и целями личности, уровнем притязаний и идеалами, условиями деятельности (как объективными, внешними, так и субъективными, внутренними знаниями, умениями, способностями, характером) и мировоззрением, убеждениями и направленностью личности и т.д. С учетом этих факторов происходит принятие решения, формирование намерения. Второе направление рассматривает мотивацию не как статичное, а как динамичное образование, как процесс, механизм.(Сергейчук)

Можно отметить стабильно проявляющиеся мотивы, не утрачивающие своего значения.

Основными мотивами поступления в вуз являются: желание находиться в кругу студенческой молодежи, большое общественное значение профессии и широкая сфера ее применения, соответствие профессии интересам и склонностям и ее творческие возможности.

Самоопределения, престижность диплома о высшем образовании (именно диплома, а не образования).Ценностью становятся не знания, образование, а документ.

На разных курсах роль доминирующих мотивов меняется. На первом курсе ведущий мотив — «профессиональный», на втором — «личного престижа», на третьем и четвертом курсах — оба этих мотива, на четвертом — еще и «прагматический» (получить диплом о высшем образовании). На успешность обучения в большей степени влияли «профессиональный» и «познавательный» мотивы. «Прагматические» мотивы были в основном характерны для слабоуспевающих студентов.(Ильин)

 

Чтение как феномен.

 


Основные приемы работы с литературными источниками включают в себя деятельность, связанную с поиском, изучением, обработкой, осмыслением полученной информации, ее систематизацией и хранением.

Чтение может быть ознакомительным и углубленным. Во время ознакомительного чтения необходимо выяснить, какие сведения, необходимые для подготовки научного исследования, содержатся в документе. Ознакомительное чтение обычно осуществляется в начале работы, когда необходимо отобрать литературу по теме, составить план исследования, определить его рабочее название. Предварительный просмотр и ознакомительное чтение сопровождается составлением плана документа и выписок из него. Целью углубленного чтения является уяснение основных положений работы, системы доказательств, выводов автора исследования.

Чтение научной или специальной литературы должно сопровождаться ведением записей. Не случайно всегда говорится о необходимости чтения «с карандашом в руке». Записи должны быть предельно полными. Использование записей занимает гораздо меньше времени, чем повторное обращение, к научному источнику.

Существует ряд практических приемов, направленных на то, чтобы записи в процессе чтения занимали как можно меньше времени, но чтобы ими в дальнейшем было легко пользоваться. К таким приемам можно отнести: лаконизм в изложении и использование всякого рода сокращений; наглядность и обозримость записей и такое их расположение, которое бы помогало уяснить логические связи и иерархию понятий (это система заголовков, подзаголовков, ключевых слов, абзацы) и т.п.

Важное значение при чтении научного источника имеют и выписки. Любая небрежность в выписке данных из определенного источника обычно оборачивается значительными потерями времени на их уточнение или повторный поиск. Разновидностью выписок являются выписки-цитаты. Здесь необходимо обратить внимание на излишнее стремление выписывать все дословно. Часто бывает, что та или иная мысль без всякого ущерба может быть передана своими словами. Дословно выписывать следует лишь то, что обязательно должно быть передано именно в той форме, в какой это было у автора источника. Выписки с высокой точностью воспроизводят оригинальный материал; имеют свойство постепенно накапливаться для дальнейшего использования; отлично сочетаются в работе с другими записями. Выписки существенно облегчают и возвращают к сути прочитанного материала – например, при подготовке к экзаменам, защите диссертации и т.п. Непросто обойтись без выписок и при подготовке обычного выступления (например, на семинаре), неважно, будет ли это доклад, содоклад, реферативное сообщение или выступление в порядке обсуждения темы. Наиболее существенным недостатком выписок является:

· известная прямолинейность данного метода работы над исходным текстом (в основном это просто списывание);

· сложности с выбором наиболее важного содержания исходного источника информации;

· изучение выписанного содержания исходного источника информации вне контекста изученной работы.

Примером, облегчающим работу с литературными источниками, является использование закладок с надписями. В процессе чтения они позволяют быстро находить нужные разделы – оглавление, всякого рода указатели, перечни сокращений, таблицы и т.д. При чтении научной, учебной и специальной литературы распространена практика всякого рода пометок и выделений в источниках. Делаются они на полях или прямо в тексте, выделяя то главное, на что надо обратить внимание или вернуться еще раз; те или иные непонятные места, положения, с которыми нельзя согласиться; удачные или малоудачные выражения, цитаты, подлежащие выписке или копированию.

Существует два подхода к отбору материала для подготовки письменных работ. Первый – это стремление студента собрать его максимально много, чтобы иметь достаточно фактов, цифровых и других данных для освещения избранной темы (контрольной, курсовой и др.). Другой подход – собрать минимум материала для освещения темы, чтобы сэкономить время и труд и выполнить задание с минимальными усилиями.

В настоящее время широкое распространение получили электронные источники информации, к которым можно отнести Интернет и другую информацию, распространяемую в электронном виде. Выбор электронных источников определяется их технологичностью, то есть тем, насколько они удобны в изучении, насколько ценную информацию они в себе несут, причем ценность информации определяется ее актуальностью, а также достоверностью. К источникам информации для подготовки письменных работ относят и специализированные информационно – поисковые системы, которые представляют собой средство поиска, сбора, систематизации и анализа исходных источников информации.

Является заблуждением полагаться при отборе информации исключительно на базу данных из-за удобства использования или доступности, так как ни одна из данных не является всеобъемлющей (например, большинство статей попадают в Интернет не раньше чем через 4 месяца и достаточно редки ссылки на тезисы конференций). Базы данных могут различаться по характеру информации в них. Например, существуют справочные или исходные базы данных. Обычно справочная база данных является первым этапом поиска. При этом найдя рефераты нужных статей, у студентов может возникнуть желание их отыскать и прочитать сами статьи. Исходные базы данных – это упорядоченное собрание самих данных или источников информации. Например, журнальный фонд библиотеки можно рассматривать как исходную базу данных в печатной форме, а ее электронным аналогом была бы база данных полных текстов статей.

Основная проблема современного Интернета связана с изобилием Web- страниц. Достаточно, например, ввести в поле поиска какое то слово и поисковая система выдаст несколько тысяч ссылок на отображаемой странице. Несмотря на кажущееся обилие источников информации, используются в качестве исходных для подготовки письменных работ не все. Это связано с тем, что:

1) письменная работа имеет достаточно узкую тематическую направленность;

2) не все источники можно использовать и потому, что качество их бывает весьма посредственным;

3) часть источников бывает просто недоступна, например, по соображениям секретности и по другим причинам.

При работе с литературными источниками, студент должен знать основные методические подходы, применяемые к решению поставленных задач. Прежде чем, начать систематическое изучение источников информации, студент должен выделить слова и словосочетания, наиболее полно и специфично характеризующие содержание работы (ключевые слова), так как они лежат в основе поискового аппарата реферативных и справочно-информационных изданий (в том числе на электронных носителях). Изучение литературы по выбранной теме нужно начинать с общих работ, чтобы сформировать вначале предварительное представление о предмете и объекте исследований. Только после изучения широкого круга вопросов, близких выбранной теме диссертации, студенту следует приступить к поиску нового материала по отдельным специальным направлениям.

Сам процесс изучения литературных источников требует внимания и усидчивости читателя и состоит из отдельных этапов, общепринятых в научной среде:

· общее ознакомление с источниками информации в целом по оглавлению;

· беглый просмотр всего содержания;

· последовательное чтение всего материала в порядке его расположения;

· выборочное чтение какой-либо части источника информации;

· выписка материалов, представляющих интерес с точки зрения цели и задач исследований;

· критическая оценка выписанного материала, его обработка и выработка окончательных формулировок.

Источник: http://kursak.net/priemy-raboty-studentov-s-uchebnoj-i-nauchnoj-literaturoj/ © kursak.net

 

Компоненты читательской компетентности:

1. Владение техникой чтения (когнитивный аспект);

2. Владение приёмами понимания прочитанного и прослушанного произведения (когнитивный аспект);

3. Знание книг и умение их самостоятельно выбирать (когнитивный и мотивационный аспект);

4. Эстетическое отношение к действительности, отражённой в художественной литературе (ценностно-смысловой аспект);

5. Сформированность нравственных ценностей и эстетического вкуса, понимание духовной сущности произведений (ценностно-смысловой аспект).

Источник: Скрипова Ю. Ю. Структура читательской компетентности младших школьников // Инновационные процессы в начальном общем образовании: проблемы реализации Федерального государственного образовательного стандарта: сб. ст. по материалам Всерос. науч.-практ. конф. (с международным участием) (6–7 дек. 2012 г., г. Пермь) / под общ. ред. М. А. Худяковой; Перм. гос. гуманит.-пед. ун-т. –Пермь, 2012. – Ч. 1. – С. 330–339.

 

Исходя из возможных мотивов, я выделила бы такие типы молодёжного чтения (конечно, они далеко не всегда реализуются в «чистом» виде):

· учебное (в связи с выполнением учебных заданий);

· производственное (в связи с работой);

· чтение «чтобы узнать» (познавательное, информационное);

· чтение «чтобы научиться» (инструментальное);

· развлекательное;

· «эстетическое» (когда происходит наслаждение текстом и самим процессом чтения).

Первые два типа выглядят как чисто прагматические. Следующая пара тоже скорее прагматическая, но может быть и свободной; у конкретных читателей и читательских групп чтение такого типа может приближаться к любому другому – учебному, производственному, развлекательному и эстетическому (собственно, это и будут различные практики чтения). Последние два типа – это свободное чтение.

ü Обращение к учебной, научной, научно-популярной, справочной литературе, к периодике не является для многих респондентов «отдельным», самостоятельным занятием. Оно не просто вписано в «жизненные» сферы, оно «растворено» в них. Тем более это относится к новостной информации, получение которой для значительной части сегодняшней молодёжи неотделимо от Интернета; соответствующая читательская практика фактически является частью практики «сидения в Сети».

ü По результатам множества исследований, 70-80% молодых респондентов читают в связи с учебными целями; примерно каждый второй называет те или иные мотивы, связанные с познанием, самообразованием; каждый четвертый – связанные с эмоциональным и эстетическим удовольствием; 30-40% – мотивы, связанные с отдыхом, развлечением. Сравнение этих данных с данными о структуре и содержании чтения (порой это даже результаты одних и тех же исследований) указывает на некоторый парадокс. С одной стороны, значимость делового (учебного) чтения несомненна. С другой стороны, при анализе информации о содержании чтения эта значимость как бы исчезает. Деловое чтение здесь представлено фактически только программной художественной литературой – кроме тех случаев, когда сам исследователь в той или иной форме предлагает респондентам отметить их обращение к деловой литературе, к нон-фикшн. (Исключение составляют, пожалуй, лишь локальные исследования вузовских библиотекарей и преподавателей, «в фокусе» которых чаще всего – использование фондов, каталогов, библиотечных услуг, реже – собственно чтение «их» студентов). Достаточно слабо представлено в ответах на вопросы о содержании читаемого и познавательное («чтобы узнать»), и инструментальное («чтобы научиться») чтение – хотя соответствующие ответы о мотивах отмечает примерно половина респондентов.

ü Что-то «для учёбы» так или иначе читает каждый учащийся. (Поэтому и вызывают некоторые сомнения данные исследований Левада-центра о том, что лишь 12-16% молодых людей регулярно читают книги и журналы, а более 40% не читает их вовсе). Возможно, многие читают «некультурно», неумело, неохотно, но совсем не читать они не могут. Существует и «профессиональное» деловое чтение молодых работающих; здесь конечно, читают не все, а лишь те, чья работа этого действительно требует, кому чтение необходимо для профессионального роста, повышения квалификации, перемены профессии и т.п. При этом процесс делового (для большинства молодых людей – учебного) чтения при всей его специфике не воспринимается ими и фактически не является «отдельной» читательской практикой, а выступает лишь в качестве одного из аспектов соответствующей деятельности. Именно поэтому в ответах на вопросы типа «что вы читаете?», «что вы читали недавно?» информации о таком чтении фактически нет. Очевидно, оно, как и другие виды чтения, «растворённые» в соответствующих жизненных сферах, не может быть отдельным предметом исследования, а может выступить только составной частью предметов исследований, связанных с этими сферами.

ü Исследования молодёжного чтения, ведущиеся уже в нынешнем, XXI веке, дают интересную, богатую, разнообразную, но всё же, вероятно, не совсем адекватную картину этого чтения. Важной (хотя, конечно, не единственной) причиной такой неполной адекватности является недостаточная методологическая и методическая поддержка исследователей-непрофессионалов со стороны специалистов – социологов и культурологов. Неуклонное уменьшение (исчезновение) подобной поддержки связано как с достаточно резким отрывом теории от реальной исследовательской практики, так и с продолжающимся сужением круга специалистов в предметной области (точнее, областях), так или иначе связанных с чтением.

Источник: Самохина М.М. Чтение молодёжи: XXI век (По результатам исследований 2001–2011 гг.) http://www.library.ru/1/sociolog/text/article.php?a_uid=338

 

!!!

Берёзкина Е.И. Востребованность электронных и печатных источников информации в учебном процессе: мнение студентов // Социолог и психолог в библиотеке. Вып V. – / МАДБ, ЦБС «Киевская». – М., 2003. – С. 35-45.

 




Список использованной литературы

1. Боленко Ю.В. Психологическая готовность как компонент профессиональной подготовки специалиста / Вестник Восточно-Сибирского института МВД России. — 2012. — №01 (60) — С.3-9.

2. Виноградова М.А., Смирнова С.А. Подготовка будущих педагогов к организации комплексного сопровождения развития ребёнка в дошкольном образовательном учреждении: Монография. — Черепоыец: ЧГУ, 2013. — 158 с.

3. Мелентьева Ю.П. Чтение: явление, процесс, деятельность / Ю.П. Мелентьева: Отделение историко-филол. наук РАН; Науч. совет РАН «История мировой культуры». – М.: Наука, 2010. – 182 с.

4. Пряжников Н.С., Пряжникова Е.Ю. Психология труда: учеб.пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова. — 5-е изд., стер. — М.: Издательский центр «Академия», 2009. — 480 с

5. Субботина Л.Ю. Формирование профессиональной готовности студентов к самостоятельной деятельности / Ярославский педагогический вестник — 2011. — № 4 — Том II (Психолого-педагогические науки) — С.295-298.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: