Источники арбитражного процессуального права

В п. «о» ст. 71 Конституции РФ отмечается, что к ведению РФ относится арбитражное процессуальное законодательство. Следовательно, субъекты РФ не вправе принимать собственные НПА, регулирующие арбитражный процесс.

Согласно ст. 2 ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации», полномочия, порядок образования и деятельности арбитражных судов в Российской Федерации устанавливаются Конституцией РФ, Федеральным конституционным законом о судебной системе, Федеральным конституционным законом об арбитражных судах в РФ и другими федеральными законами. Порядок судопроизводства в арбитражных судах определяется, кроме вышеназванных законов, АПК РФ и принимаемыми в соответствии с ним другими федеральными законами. Аналогичная норма содержится также в ст. 3 АПК РФ.

Конституция РФ:

ü право на судебную защиту (ст. 46),

ü нормы, определяющие положение арбитражного суда как органа правосудия (ст. 118–119, 127),

ü принципы правосудия (ст. 120–123).

Федеральные законы:

ü ФКЗ «О судебной системе» детализирует и развивает отдельные конституционные положения об организации, компетенции судов и конкретизирует принципы их организации и деятельности;

ü ФКЗ «Об арбитражных судах в РФ» определяет систему, основные принципы деятельности арбитражных судов РФ, их полномочия, структуру, порядок образования и деятельности ВАС РФ, федеральных арбитражных судов округов и арбитражных судов субъектов РФ;

ü АПК РФ 2002 г. подробно регламентирует порядок производства в арбитражном суде (7 разделов, 37 глав и 332 статьи);

ü ФЗ «О третейских судах в РФ»;

ü ФЗ «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов РФ;

ü ФЗ «Об исполнительном производстве».

Подзаконные НПА:

указы Президента РФ («Об обеспечении деятельности ВС РФ и ВАС РФ» 1996 г.);

постановления Правительства РФ («О бланках исполнительных листов»).

Постановления Пленума ВАС РФ:

Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ по вопросам применения законодательства являются дополнительным к действующему закону источником АПП, поскольку выработанные в них правила правового характера производны от действующих норм права и направлены на их действенную реализацию. На данные постановления арбитражные суды могут делать ссылки в мотивировочной части решения так же, как на законы и иные нормативные правовые акты НПА.

Международные договоры:

ü Соглашение 1992 г. «О порядке разрешения споров, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности», подписанное Правительствами государств – участников СНГ.

ü Нью-Йоркская конвенция 1958 г. о признании и приведении в исполнение иностранных арбитражных решений.

ü Гаагская Конвенция о получении за границей доказательств по гражданским и торговым делам 1970 г.;

ü Гаагская Конвенция о вручении за границей судебных и внесудебных документов по гражданским и торговым делам 1965 г.;

ü Гаагская Конвенция, отменяющая требование легализации иностранных официальных документов 1961 г.;

ü Гаагская Конвенция по вопросам гражданского процесса 1954 г.

 

Билет № 12.

Рассмотрение дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц.

Ненормативный правовой акт – это односторонний правовой акт индивидуального характера, изданный соответствующим органом власти и содержащий властные предписания, обязательные для исполнения.

Порядок рассмотрения дел об оспаривании ненормативных правовых актов...:

Дела об оспаривании затрагивающих права и законные интересы лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности ненормативных правовых актов, решений рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства с некоторыми особенностями.

Производство возбуждается на основании заявления заинтересованного лица, обратившегося в арбитражный суд с требованием о признании недействительными ненормативных правовых актов или о признании незаконными решений и действий (бездействия) указанных органов и лиц.

 

Граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что:

Ø оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону или иному НПА и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности,

Ø незаконно возлагают на них какие-либо обязанности,

Ø создают иные препятствия для осуществления предпринимательской деятельности.

По тем же основаниям в арбитражный суд вправе обратиться прокурор и органы, осуществляющие публичные полномочия.

Такие заявления рассматриваются в арбитражном суде, если их рассмотрение в соответствии с федеральным законом не отнесено к компетенции других судов.

Заявление м. б. подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов. Пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

В заявлении д. б. также указаны:

1. наименование органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие);

2. название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения, время совершения действий;

3. права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым актом, решением и действием (бездействием);

4. законы и иные НПА, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемый акт, решение и действие (бездействие);

5. требование заявителя о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

6. + прилагается текст оспариваемого акта, решения.

По ходатайству заявителя арбитражный суд может приостановить действие оспариваемого акта, решения.

 

Такие дела рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий трех месяцев со дня поступления соответствующего заявления, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу, если иной срок не установлен федеральным законом. Указанный срок м. б. продлен на основании мотивированного заявления судьи, рассматривающего дело, председателем арбитражного суда до шести месяцев в связи с особой сложностью дела, со значительным числом участников арбитражного процесса.

Дела об оспаривании решений и действий (бездействия) должностного лица службы судебных приставов рассматриваются в срок, не превышающий десяти дней со дня поступления заявления в арбитражный суд, включая срок на подготовку дела к судебному разбирательству и принятие решения по делу.

Арбитражный суд извещает о времени и месте судебного заседания заявителя, а также орган или должностное лицо, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), и иных заинтересованных лиц. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, не является препятствием для рассмотрения дела, если суд не признал их явку обязательной.

Арбитражный суд может признать обязательной явку в судебное заседание представителей органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, принявших оспариваемый акт, решение или совершивших оспариваемые действия (бездействие), и вызвать их в судебное заседание. Неявка указанных лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте судебного заседания, является основанием для наложения штрафа.

Суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному НПА, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В случае непредставления органом или лицом, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать их по своей инициативе.

Арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт не соответствуют закону, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

В случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемый ненормативный правовой акт соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

В резолютивной части решения должны содержаться:

1. наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения;

2. название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение;

3. указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

Решения арбитражного суда по делам об оспаривании ненормативных правовых актов подлежат немедленному исполнению, если иные сроки не установлены в решении суда.

Со дня принятия решения арбитражного суда о признании недействительным ненормативного правового акта полностью или в части указанный акт или отдельные его положения не подлежат применению.

Копия решения арбитражного суда направляется в пятидневный срок со дня его принятия заявителю, в органы, осуществляющие публичные полномочия, должностным лицам, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие). Суд может также направить копию решения в вышестоящий в порядке подчиненности орган или вышестоящему в порядке подчиненности лицу, прокурору, другим заинтересованным лицам.

Билет № 13.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: