Философия как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции философии
Философия – продукт духовного развития человечества и общественная форма сознания.
Слово «философия» образовано из двух древнегреческих слов: phileo – любовь и Sophia – мудрость. В буквальном переводе «философия» означает «любовь к мудрости». Философия зародилась в I тыс. до н. э. в странах Древнего мира: Древней индии, Древнем Китае и Древней Греции. Этот период также называют осевым временем. Т.к. она существует более 2,5тыс. лет, то за это время многое менялось в истории, культуре, жизни людей, а значит и менялась сама философия.
Философия – теоретическая форма мировоззрения. Задача философии - обобщение имеющихся у человека знаний о мире в единую систему. Таким образом, философию можно определить как исторически изменяющуюся, обобщенную систему знаний о мире, человеке и о месте человека в этом мире.
Предмет – это специфические стороны, свойства, аспекты объекта познания, которые изучаются в данной научной области. Предмет философии и ее проблемное поле определяются стремлением философии дать целостную и обобщенную рационально-теоретическую систему знаний об этих объектах. Целостное представление о данных объектах и будет мировоззрением.
|
|
Разделы философского знания:
1) Онтология - раздел философии, изучающий фундаментальные принципы бытия, наиболее общие сущности и категории сущего, учение о бытии как таковом.
2) Гносеология – теория познания, раздел философии, в котором обсуждаются вопросы возможности познания действительности, проблемы истины.
3) Аксиология - философское учение о ценностях, их месте в духовном мире человека и роли в его индивидуальной и социальной жизни.
4) Социоантропология – учение о человеке и обществе
5) История философии
3 основных направления ф-ии:
1) Материализм- взгляд на мир, согл. которому материя существует изначально, и превращается в разные формы
2) Идеализм – взгляд на мир, согл. кот. все существующее зародилось благодаря высшему разуму 3) Дуализм – взгляд на мир, сог. кот. все существующее – результат взаимодействия 2х исходных материи и духа.
Функции — педагогическая, мировоззренческая(дает теоритическ. картину мира),
познавательная(ф-ия – одна из форм познания), гуманистическая(человек обретает свою истинную сущность), методологическая(создает методы познания), критическая(открыт. сис-ма знаний, открытая критике).
Мировоззрение – взгляд на мир, на человека, на его место в нем. Мировоззрение складывается исторически в ходе социо-культурной практики. Цель миров-ия – упорядочить, познать.
Типы мировоззрений: 1) Традиционный – главное это ценности вчерашнего дня, традиции. 2) Инновационный – вера в лучшее будущее. Человек своими трудами меняет мир и себя в соответствии со своими идеалами.
|
|
Мировоззрение представляет собой понимание человеком самых общих основ и закономерностей природы и общественной жизни, связанное с осознанием им своих обязанностей перед обществом. Эти взгляды и убеждения обусловливают поведение человека и выбор им своего жизненного пути. Они всегда формируются и развиваются в связи с условиями его общественной жизни и вместе с тем под влиянием господствующих в данном обществе идей и научных теорий.
Философия древнего мира: Др. индия, Др. Китай, Др. Греция. Философия Древней Индии
Во II тысячелетии до н. э. в Древней Индии начинают формироваться наиболее ранние философские идеи. Нам они известны по древнеиндийским литературным памятникам «Веды», в которых впервые была предпринята попытка философского истолкования окружающего человека мира.
«Упанишады » (IX–VI вв. до н. э) представляют собой философские произведения, в которых в соответствии с современными представлениями излагается материал, выдерживаются характер постановки проблем и их решения. Всего известно около сотни «Упанишад».
В наиболее знаменитых «Упанишадах» появляются идеи о существовании различных видов знаний, в т. ч. логики, грамматики, астрономии, военной науки и др. В них сформулированы и обсуждаются важные философские вопросы о сущности человека, его месте и роли в окружающем мире. Авторы «Упанишад» отводили значительную роль духовному началу, рекомендовали пассивно-созерцательное поведение и полное отстранение от мирских забот.
Философия Древнего Китая
К ранним литературным (философским) памятникам Древнего Китая относится «И цзин» («Книга перемен»). Строго говоря, она является не философским произведением, а представляет собой литературно-поэтические основы перехода от дофилософских и отчасти мифологических представлений к философским воззрениям.
Среди наиболее значительных имен, определивших проблематику и развитие древнекитайской философии на столетия вперед, следует назвать Лао-Цзы и Конфуция. Их наследие позволяет получить объективное представление о философских исканиях того времени.
Сочинения Лао-Цзы заложили основы первой философской системы Древнего Китая — даосизма. Центральное место в нем принадлежит категории «дао», которое не единожды, а постоянно появляется, рождается во Вселенной. Развитие по Лао-Цзы происходит не по восходящей линии, а по кругу. Дао — это вечное непознаваемое начало, не воспринимаемое органами человеческих чувств, неизменное, не имеющее каких-либо форм, предстающее как нематериальная духовная основа всех вещей и природных явлений, в т. ч. и человека.
Как мыслитель Конфуций во многом сформировался под влиянием древнекитайских рукописей. Популярность философу принесли содержательные и многочисленные комментарии к «Книге перемен».
К основным понятиям конфуцианства относятся «жэнь» (человеколюбие, гуманность), который предстает как фундамент этико-политического учения и его конечная цель, и «ли» (почтительность, нормы общежития, социальный регламент), объединяющий широкий круг правил, регламентирующих все сферы общественной жизни.
По мнению Конфуция, в основе взаимоотношений между людьми должны лежать нравственные принципы, а в основе руководства обществом и государством — обычаи, традиции страны, уважение к предшествующим поколениям и здравый человеческий разум.