Страна | Расходы туристов, млрд долл. | Соотношение доходов в 1995 и 1994 гг., % | Доля от общеевропейских расходов, % |
1. Германия | 48,101 | 16,1 | 26,7 |
2. Великобритания | 24,625 | 11,0 | 13,7 |
3.Франция | 16,315 | 18,5 | 9,1 |
4. Италия | 12,411 | 1,9 | 6,9 |
5. Австрия | 11,699 | 25,4 | 6,5 |
6. Нидерланды | 11,455 | 4,3 | 6,4 |
7. Бельгия | 7,995 | 2,7 | 4,4 |
8. Швейцария | 6,543 | 3,4 | 3,6 |
9. Польша* | 5,5 | - | 3,1 |
10. Швеция | 5,422 | 11,5 | 3,0 |
*Изменена методика расчетов.
Источник: ВТО.
Основные страны - рецепторы международных туристских потоков также являются ключевыми генерирующими рынками. Некоторые страны, находясь среди первых по числу прибывающих туристов, могут и не являться первыми по поступлениям, как это происходит со странами Восточной Европы или с некоторыми странами Юго-Восточной Азии, например с Малайзией.
Обмен туристами и соответственно деньгами происходит между индустриальными и новыми индустриальными странами (НИС) мира. По данным ВТО, в списке первых двадцати туристских стран отсутствуют развивающиеся страны. Однако и индустриальные, и развивающиеся страны всегда осознавали потенциальную возможность международного туризма (точнее въездную его составляющую) -этого "неосязаемого" вида экспорта для оздоровления платежного баланса страны и уделяли большое внимание его развитию.
|
|
Мировой рынок международного туризма
Анализ туристского рынка в каждом туристском регионе мира освещает историю развития, текущее состояние и будущее мирового туристского сектора и преследует основные цели:
- идентифицировать те регионы, где международный туризм возрастает, и те, где он снижается;
- объяснить причины больших различий в географическом распределении числа туристов и доходов от них и динамику этих различий;
- идентифицировать страны, где международный туризм имеет большой потенциал для превращения в важный элемент экономического развития.
Географическое сосредоточение международных туристских обменов соответствует географической концентрации торговли, однако имеет два важных отличия.
Во-первых, страны с положительным балансом по поступлениям от туризма, например США, Испания, Португалия, Греция, часто имеют отрицательный баланс в торговле. Страны с отрицательным балансом по туристским обменам имеют положительный торговый баланс, например Германия, Япония.
Во-вторых, обмен туристскими услугами между индустриальными странами с аналогичными образцами спроса не обязательно является обменом продуктами подобных типов, как в торговле товарами.
Действительно, обмен товарами между индустриальными странами является прежде всего обменом продуктами одной и той же категории, например торговля автомобилями между США и Японией или продуктами питания между европейскими странами. Это так называемая внутриотраслевая торговля. В туризме обмен подобными продуктами также существует, например в секторе культурного туризма, но в меньших размерах. Как правило, происходят обмены традиционными видами туризма. Например, жители северных стран Европы в основном проводят отпуск на курортах стран Средиземноморья, а жители южных теплых стран отдают предпочтение отдыху на горнолыжных курортах.
|
|
Европа
Европейские страны по-прежнему принимают наибольшее число иностранных туристов. В 1989-1996 гг. число туристов, прибывавших в Европу, увеличилось с 274 до 347 млн человек, а денежные поступления от международного туризма - более чем в 2 раза (рис. 2.3). Однако в течение этого периода доля Европы в мировом туризме устойчиво падала - по числу туристов с 63,5 до 58,7%, а по доходам - с 51,6 до 50,7%, несмотря на значительные колебания среднегодового роста прибытий в Европу и поступлений от туризма. Например, темпы роста в 1986 г. составили 1,9%, в 1989 г. - 9%, а в 1991 г. опять снизились до 2,4% (табл. 2.7). Такая нестабильность отчасти объясняется экономической ситуацией в туристообразующих странах. Так, 1989 г. стал годом экономического роста, тогда как в 1991 г. наступил экономический спад.
Рис.2.3. Развитие международного туризма в Европе, 1989-1996 гг.
Источник: ВТО
В период с 1970 по 1980 г. Европа потеряла 2,2% общемирового рынка, в 1980-1990 гг. - 3,4, - в 1990-1997 гг. - 4%. Это также явилось результатом слабого экономического роста в туристообразующих странах.
Международный туризм чувствителен к колебаниям обменного курса. В 1980-1985 гг. доля общемировых денежных поступлений снизилась на 7%, тогда как в 1985-1990 гг. эта доля с колебаниями возросла на 1,5%, а в 1990-1996 гг. снова уменьшилась на 3,5%. В 1984 и 1985 гг. курс американского доллара резко упал по сравнению с курсами европейских валют, а в период 1985-1990 гг. стабилизировался. В 1991 г. валюты Италии и Испании были очень сильными, что негативно повлияло на конкурентоспособность их туристского продукта.
Таблица 2.7.
Год | Число туристов, млн человек | Среднегодовые изменения, % | Доля от общемирового уровня, % | Поступления, млрд долл. | Среднегодовые изменения, % | Доля от общемирового уровня, % |
1970 | 113,0 | - | 68,16 | 11,096 | - | 61,99 |
1975 | 153,859 | 36,16 | 69,22 | 26,31 | 137,011 | 64,64 |
1980 | 189,83 | 23,38 | 65,97 | 61,654 | 134,34 | 59,65 |
1985 | 214,264 | 12,87 | 65,0 | 61,181 | -0,77 | 52,67 |
1986 | 218,32 | 1,89 | 64,06 | 77,028 | 25,9 | 54,8 |
1987 | 233,623 | 7,01 | 63,7 | 96,565 | 24,36 | 56,03 |
1988 | 251,237 | 7,54 | 62,48 | 106,788 | 10,59 | 53,71 |
1989 | 274,021 | 9,07 | 63,53 | 109,98 | 2,99 | 51,6 |
1990 | 286,651 | 4,61 | 62,59 | 139,7 | 27,02 | 54,19 |
1991 | 279,836 | -2,38 | 61,3 | 135,768 | -2,81 | 52,11 |
1992 | 290,304 | 3,74 | 60,27 | 153,815 | 13,29 | 51,9 |
1993 | 296,535 | 2,15 | 59,29 | 162,573 | 5,69 | 50,16 |
1994 | 329,673 | 11,0 | 60,38 | 173,10 | 6,5 | 50,43 |
1995 | 335,363 | 1,73 | 59,24 | 202,525 | 17,0 | 51,5 |
1996 | 347,437 | 3,6 | 58,67 | 214,474 | 5,9 | 50,7 |
Начиная с 1985 г. международные путешествия европейских туристов внутри региона увеличились, в то время как число прибывающих в Европу из других регионов мира сократилось. В 1985 г. американские туристы, например, составляли 11% гостей Европы, а к 1992 г. это число сократилось до 5,4% в основном из-за слабости американского доллара по отношению к европейским валютам (рис. 2.4).
Рис.2.4. Диаграмма прибытий туристов в Европу из других регионов в 1985 и 1992 гг.
Источник: ВТО
Исследования национальной принадлежности гостей, приезжающих в Европу, показывают, что 90% - это туристы из европейских стран. Так, немцы путешествуют в основном внутри региона и составляют 19% общего числа международных туристов. Британские путешественники составляют 10% общего числа европейских туристов, французы - 7%, датчане - 6%. США являются единственной неевропейской страной среди первых десяти туристообразующих стран для Европы.
Внутрирегиональный туризм в Европе является следствием высокой концентрации международного туризма в регионе. Здесь существуют множество государственных границ на относительно малой площади и превосходная наземная пространная сеть коммуникаций.
За относительной потерей доминирующего положения Европы стоят следующие факторы:
|
|
- некоторые западноевропейские страны, в частности на юге Европы, такие, как Италия и Греция, в меньшей степени Испания и Португалия, терпят падение конкурентоспособности вследствие старения их туристского продукта;
- некоторые восточноевропейские страны испытывают трудности в приспособлении своих туристских секторов к рыночной экономике, и, кроме того, конфликт в бывшей Югославии повлиял на туризм в Европе;
- некоторые североевропейские страны, например Великобритания, Дания, Норвегия и Швеция, очень дорогие для туристов. Это неизбежно влияет на их конкурентоспособность;
- растет популярность стран Юго-Восточной Азии, которые с недавнего времени успешно развивают свою туристскую индустрию.
Тем не менее снижение доли европейского рынка в международном туризме происходит на фоне увеличения прибытий в регион и поступлений от туризма. Туристские потоки в основном направлены в центры отдыха Западной и Южной Европы. Эти зоны насчитывают 64,5% всех прибытий в Европу (табл. 2.8). Такая туристская концентрация - результат привычки проводить летние каникулы на пляжах.
Таблица 2.8.