Проблема человека в философии и науке. Концепции антропогенеза

Вопрос о природе человека, его происхождении, месте в мироздании, предназначении обсуждается в философии уже более 2500 лет. Философский взгляд на человека как личность включает исследование проблемы происхождения человека и общества, смысла жизни и свободы в жизнедеятельности личности. Философию человек интересует как существо космогеосоциорациодуховное. Мы являемся частичкой элемента жизни, мы носители разума. Человека можно понять, лишь поняв мир человека. Философия стремится постичь человека в аспекте его ценностей и взаимосвязи с бытием. А вот науку ее объект интересует как изолированный остров.
Человек – высшая ступень развития живых организмов изученной людьми природе; биосоциальное разумное существо, обладающее абстрактным мышлением и речью, самосознанием. Достаточно сильно отличаются друг от друга понимание человека в восточной и западной цивилизациях. Эти отличия касаются отношения человека к самому себе, миру, природе, обществу. Для человека восточной цивилизации характерна неразрывная связь с природой, нацеленность на гармоничное вживание в природу, в окружающую среду, а не стремление к деятельному ее изменению, как это свойственно человеку западной цивилизации. Адекватное представление о человеке может быть получено при философском осмыслении научных данных о человеке. Термин «антропология» означает учение о человеке, а философская антропология, соответственно, является философским учением о человеке, или философией человека.
Антропогенез (от греч. anthropos - человек, genesis - развитие) - процесс эволюции предшественников
современного человека, палеонтология человека. Также - наука, изучающая этот процесс.
Концепции антропогенеза:
§Существуют разные подходы к познанию нашего прошлого. В самом общем виде их можно разделить на креационизм (религиозный подход), глобальный эволюионизм (философский подход) и теорию эволюции (научный подход).

 






Проблема сознания в истории философии и науки

Сознание – способность человеческого мозга целенаправленно, обобщенно и оценочно отражать объективную реальность в чувственных и логических образах, в результате чего достигается познание и преобразование окружающей действительности. В то же время сознание, выступая как особое свойство психики, осуществляет и контроль функционирования самой психики. В философии сознание рассматривается как целостная система. Память обеспечивает единство всех сознательных эл-в, внимание дает возможность концентрироваться на каком-то определенном объекте. На основе интеллекта, способности к ощущениям, внимания и памяти формируются чувства и понятийные образы. В сфере сознания выделяется три уровня: сверхсознательное, осознаваемое, бессознательное.

В сферу осознаваемог о входят все части нашего жизненного мира, которые контролируются нашим Я или потенциально могут быть им контролируемы за счет волевых усилий.

Бессознательное оказывает на нашу сознательную жизнь воздействие за счет врожденных инстинктов, вытесненных аффектов и комплексов, автоматизмов поведения и т.д. З. Фрейд, который по настоящему стал изучать бессознательное, к области бессознательного относил сексуальное (Эрос) и агрессивное (Танатос) влечения, которые никогда не были сознательными. Кроме того, в бессознательном находится материал, который был подвергнут «цензуре» и вытеснен из сознания (неприятные или трагические события и переживания, «запретные» желания и пр.). Основная проблема души состоит в том, чтобы справиться с тревогой. Тревога возникает тогда, когда возникает угроза того, что какая-либо вытесненная потребность может прорваться в сознание и подчинить себе поведение человека. Для того, чтобы справиться с тревогой существуют сновидения и психологическая защита. Например, человеческие сновидения Фрейд считал «Царской дорогой» к бессознательному.

Проблема сознания тесно связана с проблемой бытия. Во-первых, это раскрытие бытия духовного в его собственной сущности; во-вторых, раскрытие бытия человека. Есть нечто, присутствующее в человеке, принципиально отличающее его от всего живого. Это нечто выражает внутренний мир человека. Разные мыслители в различные времена пытались определить это нечто, называя его душой, психикой, сознанием, мышлением, идеальным и т.п.

Почему в процессе познания внутренний мир человека неизменно выступает на первый план? Отвечая на эти вопросы, французский философ А. Бергсон подчеркивал: «Из всего, что существует, самым достоверным и всего более нам известным, неоспоримо, является наше собственное существование, ибо понятия, имеющиеся у нас о других предметах, можно считать внешними и поверхностными, тогда как познание самого себя есть познание внутреннее, глубокое».

Сознание — внутренний мир эмоций, мыслей, идей и других духовных явлений, которые непосредственно не воспринимаются органами чувств и не могут быть преобразованы как объекты в предметно-практической деятельности.

Сознание существует как субъективная реальность, как идеальное. Сознание проявляет себя:

1) как отношение к действительности;

2) как отношение в действительности, т.е. оно есть и реальное дело.

Но проявляется оно не явно, а опосредованно:

1) через язык;

2) целеполагающую деятельность людей.

Природа сознания становится предметом исследования не только философии, но и физиологии, психологии, социологии, кибернетики, информатики и других специальных гуманитарных и естественных наук. Результаты их исследований становятся основой для философских выводов о природе сознания.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: