Понятие материи в истории философии и науки

Материя как объективная реальность является предметом изучения всех наук, каждая из которых исследует какой-то определенный вид м-рии или ее свойство.

В основе современных научных представлений о строении материи лежит идея о сложной системной организации ее. Любой материальный объект как система уникален и неповторим, но некоторые объекты, обладающие общими признаками структуры, можно объединить в определенные классы, виды, уровни, в свою очередь связанные друг с другом.

Окружающий нас материальный мир можно представить как специфически различающиеся, но генетически связанные неорганическую, органическую (живую) и социально организованную материю. В каждой из них следует выделить структ. уровни, качественно отличающиеся др. от др. и подчиняющиеся своим особым законам.

В неживой природе: 1) субмикроэлементарный, 2) микроэлементарный, 3) ядерный, 4) атомарный уровни и соответствующие им поля, 5) молекулы; 6) макромир, представляющий собой совокупность твердых, жидких и газообразных тел и явлений, или суператомный уровень организации неорганической материи; 7) планетарные системы; 8) звезды, галактики и системы галактик; 9) Метагалактики и 10) Вселенная, мир – мегамир в целом.

В живой материи можно выделить: 1) нуклеиновые кислоты (ДНК и РНК) и белки как системы доклеточного уровня; 2) клетки и одноклеточные организмы; 3) многоклеточные организмы (растения и животные); 4) популяции; 5) виды; 6) биоценозы; 7) биосфера.

В рамках биосферы начинает развиваться принципиально новый тип материальной системы – человеческое общество.

В социально организованной сфере материального мира формируются структурные уровни: 1) человек; 2) семья; 3) производственный коллектив; 4) социальные группы, включающие и исторические формы, и общности людей; 5) классы; 6) государства; 7) союзы государств; 8) общество в целом, человечество.

Мир един, вечен и бесконечен, в мире не существует ничего, что не было бы движущейся материей или что не было бы ею порождено. Материя проявляет себя только через качественно специфические виды, каждому из которых соответствует своя форма движения и пространственно-временная организация.

Материя структурирована и системно организована. Определенный уровень организации материального мира изучается конкретными науками. Данные естественных и общественных наук о строении и свойствах конкретных видов материй, форм ее движения, пространства и времени постоянно изменяются и углубляются, уточняя теоретические модели, составляющие целостность научной картины мира..

Конкретно-научные представления о материи, ее видах и свойствах никогда не будут исчерпывающими, с каждым новым открытием они углубляются, уточняются, заменяются новыми.

 

Философия природы. Коэволюционный императив и экологические ценности современной цивилизации.

Природа является одной из форм бытия. Понятие природы многозначно. Являясь одной из важнейших универсалий культуры, оно отражает эволюцию человеческих представлений о природе, а также развитие естественнонаучных и философских знаний о ней. В настоящее время понятие «природа» используется в трех основных значениях:

· все существующее (сущее, бытие);

· естественная среда обитания человека;

· сущность вещей.

В онтологии имеет значение выявление предельных оснований природы в первом и во втором значении этого слова

Природа - вся совокупность естественных условий существования человека и человеческого общества. Живая природа – базис, без кот. не было бы ни челов-ва, происшедшего от животных предков, ни общ-ва, кот. пришло на смену первобытному стаду этих предков. В мире - процесс обмена веществ м/у человеком, обществом и природой. Общество есть продолжение природы.

Философия природы исследует проблемы, связанные с пониманием отношения человека и природы. Природа является одной из форм бытия. Представления о природе в истории науки и философии определялись мировоззрением и культурой. В античной философии понятием «природа» обозначался мир в целом, а также сущность вещей (первооснова). Эти значения дополняли друг друга. Вся естественная среда обитания человека- макрокосмос, а природа человека – микрокосмос. Античное мировоззрение ощущало себя в гармонии с окружающим миром. В средневековой философии, в связи с общей установкой на превращение философии в служанку теологии (богословия), природа разделялась на два вида: природу творящую (т. е. природу Бога) и природу сотворенную. Сотворенная природа в эту эпоху утрачивает свое значение и переходит в разряд низшего вида бытия. Вознесенный Богом над природой человек больше не ощущает себя в гармонии с природой. Он больше не интересуется познанием природы и ее технико-экспериментальным освоением, а полностью посвящает себя служению и изучению природы Бога. Начиная с эпохи Возрождения человек приступает к активному овладению природой.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: