Наука как форма рационально-теоретического познания. Соц. начимость и культурная ценность научных знаний

Наука - это познавательная деятельность общественного субъ­екта, направленная на выработку и развитие объективных, систем­но организованных и обоснованных знаний о законах реальности. Наука как соц. институт возникает в Новое время (XV - XVII вв.), как деятельность в XVII-XIX в. Развитие капитализма влияет на возникновение науки через господствующую идеологию - протестантизм. Протестантизм перестраивает обыденное сознание в духе рационализма и практицизма. Успех в делах объявляется богоугодным делом.

Науки - естественные и общественные. Ряд наук изучает сам процесс познания - логика, Ф. и т.д.

Основные особенности научного познания:

1. обнаружение объективных законов действительности. Цель научного познания - объективная истина.

2. наука ориентирована на воплощение в практике

3. результат научного познания - целостная развивающаяся система понятий, теорий и т.д.

4. особый язык науки - категориальный аппарат

5. наука работает с идеальными объектами

6. занятие наукой требует особой подготовки субъекта познания

7. наука формирует знания о методах научного познания, т.е. методологию

Отличие науки от обыденного познания:

1. форма организации научного знания - рационально-логическая, позволяющая представить знание в правиле, формуле и т.д.

2. наука ориентируется на познание сущности

Место и роль науки в жизни и культуре того или иного общества в значительной мере зависят от его мировоззренческих, т. е. его ценностно-культурных ориентаций.

в греко-римскую эпоху научные знания лишь дополняли философское представление о мире, в соответствии с которым Космос – это геометрически правильное, гармоничное, эстетически совершенное образование. В Средние века уже философия была дополнением к теологии. Природа представлялась сотворенной Богом и зависимой от него. Лишь в Новое время наука смогла сформировать свою собственную картину мира, а научное мировоззрение – стать «ядром» новоевропейской культуры. Наконец, сформировалась установка на возможность практического переустройства мира. Результатом такого миропонимания и инициированных им социальных действий стало появление техногенной (индустриальной) цивилизации с ее постоянно совершенствующейся техникой, рациональными формами организации труда и методами управления.

XX век с его войнами, тоталитарными режимами, социальными и научно-техническими революциями, технологическими катастрофами смог окончательно убедить человечество в том, что ставка лишь на науку и технику отнюдь не решает, а часто, наоборот, мешает решению общественных проблем.

Манипулирование «веществом» природы, особенно когда это касается таких сложных саморазвивающихся объектов, как животные и люди, биосфера, должно обязательно регулироваться ценностными установками: нравственными, правовыми, религиозными.

Формы науч. знания: факт, проблема, гипотеза, теория, науч. идея.

Факт- это форма эмпирич.знания, достоверность к-го доказана. Объективный факт-это событие,явление совершившееся в реальности,которыем.б. объектом познания. Науч. Факт - это отражение объективного факта в сознании, т.е. его описание, явл-ся основой теоритич. построений.

Проблема -это вопрос,в котором мы обращаемся к природе, практике, теории.

Гипотеза -предполагаемый ответ.

Теория -это развивающаяся система объективно верных, проверенных практикой науч. знаний, объясняющих закономерность явлений в данной области. Оформляется, когда гипотеза подтверждается.

Науч. Идея - это общий способ разрешения проблемной ситуации.

Научное познание развёртывается на двух основных уровнях – эмпирическом и теоретическом.

Критерий их различения есть – это те методы, которые преимущественно использует учёный в процессе своего исследования.

Метод - путь исследования, совокупность правил, приёмов и способов познания. Методология - учение о методах

Методы науч. познания: общелогич-е (на эмпирич. и логич. ур-не:дедукция,аналогия и пр.), эмпирического ур-ня (наблюдение,измерение,сравнение), теоретич. (моделирование как мыслен. так и эксперемент-о,формализация и пр.).

Методология бывает след. ур-ней: 1)всеобщая(диалектика и метафизика) 2)междисциплинарный3)конкретно-научная методология(когда общая дисциплина выступает как методология по отношению к её отраслям)

 Любой метод разрабатывается на основе опред. теории.

Классификация методов научного познания:

- всеобщие,общие,частные методы научного познания

-с учётом уровней познания выделяют методы эмпирического и теоретического исследования

-в зависимости от структуры познавательной деятельности выделяют обще логические методы познания.

Методы эмпирического исследования: наблюдение; эксперимент; сравнение; измерение

Наблюдение - целенаправленное восприятие явлений действительности. Исследователь не вмешивается в ход исследования. Наблюдение - непосредственное и с помощью приборов. Измерение - даёт количественную сторону явления. Эксперимент - хар. вмешательством исследователя в ход события. Эксперимент -мысленный и с помощью приборов. Сравнение - устанавливает сходство и различие предметов. Методы теоретического исследования:

1. метод восхождения от абстрактного к конкретному. Задача теоретического анализа - дать целостный образ предмета, открытьзаконы его развития.

2. исторический (описание истории реальных объектов) и логический (общая направленность развития) методы.

3. метод формализации - упорядочение какого-то фрагмента знаний с помощью средств матем. Логики

4. моделирование - исследование объектов на основании модели. Модели - физические и знаковые

Общелогические методы познания: анализ и синтез, индукция и дедукция, моделирование, абстрагирование.

Анализ - процесс мысленного, а нередко и реального расчленения предмета, явления на части (признаки, свойства, отношения) с целью их всестороннего изучения. Синтез - это соединение выделенных в ходе анализа сторон предмета в единое целое. Моделирование – это метод изучения объектов с помощью моделей (копий), к-рые берутся место оригинала. Моделирование применяется тогда, когда исследовать реальный процесс невозможно. Абстрагирование. Задача теор познания состоит в том, чтобы дать целостный образ исследуемого явления. Любое явление действительности можно представить как конкретное переплетение самых различных связей.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: