Анализ экономического цикла

Первый метод- ВНП по сумме добавленных стоимостей.

Таблица. Рассчет добавленной стоимости, при 5 стадийном процессе производства и сферы обращения товара.

Стадии производства   Цена сырья, матер, услуг. Добавленная стоимость                (созданный доход)
1. А- овцеводческая ферма 60 Д 60=60-0
2. Б- шерсте-перераб. предприятие 100 О 40=100-60
3. В- производитель костюмов 125 Х 25=125-100
4. Г- оптовая фирма 175 О 50=175-125
5. Д- розничная фирма 250 Д 27=250-175
Общая стоимость продаж     Созданный доход (добавленная стоимость)  710     =250

Разница между тем что фирма получила от продажи своей продукции (после обработки и переработки) и тем что она заплатила за сырье или материалы выплачивается как доход поставщикам ресурсов в виде заработной платы, ренты, процентов, прибыли. (Либо поставщики ресурсов получают свои доходы из той денежной суммы которая составляет разницу между ценой покупки и ценой продажи товара)

Таким образом определение добавочной стоимости состоит в следующем- добавленная стоимость- добавленная стоимость-это рыночная цена объема продукции произ. фирмой за вычетом стоимости потребления сырья и материалов приобретенных  данной фирмой у поставщиков.

Точно так же как в таблице суммируются добавленные стоимости, созданные 5 фирмами в процессе производства и реализации товара, так и в экономике в целом, суммируются доб. Стоимости созданные всеми фирмами в данном году, что и представляет собой метод расчета ВНП по сумме добавленных стоимостей.

 

 

Второй метод ВНП по сумме расходов.

По расходам ВНП рассчитывается как сумма личных потребительских расходов на товары и услуги (ц) государственных покупок(G), чистого экспорта(XN), и валовых инвестиций(I).

Таким образом, ВНП по расходам= Ц+G+Xn+I.

1. Личные потребительские расходы- это все расходы домашних хозяйств на товары кратковременного и длительного пользования, а также на различные услуги.

2. Гос. закупки- это все гос. расходы на конечную продукцию предприятий, и на все прямые покупки ресурсов, в особенности рабочей силы. Но эта группа расходов исключает все гос. трансфертные платежи, т.к. трансфертные представляют собой безвозмездные выплаты из гос. доходов наимение обеспеченным семьям и инвалидам и следовательно не отражают увеличение текущего объема производства данного года

  3. Чистый экспорт представляет собой разницу между объемом экспорта и объемом импорта страны.ВНП данной страны увеличивается если страна экспортирует больше товаров и услуг чем импортирует из других стран. Превышение объема экспорта страны над объемом её импорта называется положительным сальдо торгового баланса и наоборот, если импорт страны превышает ее экспорт, то сальдо торгового баланса страны является отрицательным.

   4.Валовые инвестиции включают три направления

1. конечные покупки средств производства предпринимательским сектором

2. все строительство

3. изменение товарно- материальных запасов

1. конечные покупки средств производства. Является формой инвестиций, т.к. средства производства это инвестиционные товары приносящие денежный доход в процессе производства и реализации продукции.

2. все строительство. Строительство всех сооружений и зданий производственного назначения, складских помещений и многоквартирных жилых домов является формой инвестиций, т.к. это инвестиционные товары, приносящие денежный доход.

Но и частные жилые дома относят к инвестициям и даже в том случае если они и не сдаются собственником в наем. Потому что они могут быть сданы в наем с тем чтобы приносить денежный доход.

3.Изменение товарно-материальных запасов является формой инвестиций, т.к. инвестиции это не только производство и накопление средств производства, но также и изменение товарных запасов. Запасы - это в действительности непотребленный продукт, а это и есть ни что иное как инвестиции.

Таким образом следует выяснить как изменения запасов (увеличение или уменьшение) в каждом конкретном году отражается по стоимости ВНП каждого данного года.

 

 

Увеличение запасов

По определению показатель ВНП включает стоимость всех товаров, которые были произведены в данном году, даже если эти товары и не были проданы в данном году.

Увеличение запасов означает, что в течении года объем производства продукции превышал объем ее потребления и к концу года по сравнению с началом года запасы увеличились. Это увеличение запасов представляет собой текущее производство данного года. И следовпательно все эти товары должны быть включены в показатель ВНП иначе ВНП окажется заниженным.

Уменьшение запасов.

Уменьшение же запасов в данном году следует вычесть из показателя ВНП. Уменьшение запасов означает, что в течение года объем потребления продукции превышал объем ее производства и к концу года по сравнению с началом года уменшились.

Причем следует отметить, что продукция, которая реализуется на рынке в данном году представляет собой не столько текущее производство данного года сколько уменьшение запасов имевшихся в распоряжении в начале года, а последние представляют собой продукцию, произведенные в прошлые года.

Любое сокращение запасов в каждом конкретном году показывает, что общество потребило весь продукт созданный в данном году, некоторые запасы, оставшиеся от прошлых лет.

Учитывая, что ВНП является мерой объема продукции произведенной только в данном году нельзя при определении ВНП учитывать продукцию произведенные в прошлые года, т.е. любое уменьшение запасов следует вычесть из показателя ВНП иначе ВНП окажется завышенным.

 

Валовые и чистые инвестиции.

Валовые инвестиции представляют собой стоимость всех средств производства, которые были потреблены в ходе производства данного года, т.е. подверглись физическому или моральному износу и требуют замены, что так же называется амортизацией.

Плюс чистые инвестиции, т.е. любые чистые добавления к объему капитала в экономике, имевшие место в течении данного года.

Пример. Предположим, что в данном году было произведено инвестиционных товаров – 700млр.$. Однако в процессе производства объема ВНП данного года была потреблено, т.е. требует замены средств производства на сумму 500 млр.$. Т.о. валовые инвестиции составили 700 млр.$.,. а чистые 200 млр.$.. Разница между показателями представляют собой стоимость капитала примененного или подвергшегося амортизации в ходе производства данного года, это 500 млр.$, а на сумму 200 млр.$ будут пополнены запасы капитала в экономике.

Чистые инвестиции и экономический рост. Соотношение между валовыми инвестициями и амортизацией(т.е. объемом капитала страны потребленным в ходе производства данного года) показывает, находится ли экономика в состоянии????????

1) Растущая экономика, характеризуется тем, что валовые инвестиции превышают амортизация, следовательно увеличиваются запасы капитала в экономике.

2) Статичная или застойная экономика характеризуется тем, что валовые инвестиции и амортизация равны, это значит, что в экономике производят как раз столько капитала, сколько необходимо, чтобы заместить, то что было потреблено в ходе производства не больше, не меньше.

3) Экономика в состоянии спада или со сниженной деловой активностью. Деловая и экономическая активность это уровень капитала вложений, или уровень инвестиционной активности предпринимательского сектора. Экономика в состоянии спада характеризуется тем, что валовых инвестиций недостаточно, чтобы заместить весь капитал потребленный в ходе производства. В результате сокращаются запасы капитала в экономике.

3 метод ВНП по сумме доходов

По доходам ВНП рассчитывается сумма заработанной платы наемных работников рентных платежей, %, дохода от собственности не корпоративного сектора, прибыли корпорации и 2 не связанных с доходами платежей. Амортизацией и косвенных налогов на бизнес.?????

1.амортизация- это ежегодные отчисления которые показывают стоимость капитала, потребленного в отдельные годы.

Замечание. Амортизация представляет собой бухгалтерскую запись, предназначенную для уточнения величины прибыли в валовом (общем доходе предприятия). Для общего расчета величины прибыли в валовых доходах предпринимательского сектора, ежегодно учитываются гигантские амортизованые отчисления, которые называются отчислениями на потребление капитала, т.к. представляют собой стоимость всех средств производства, которые были потреблены в ходе производства данного года и требуют замены.

Значение амортизации в том, что она не является не чьим доходом.

Амортизация представляет собой часть стоимости производства, т.е. издержки производства снижающие прибыль предприятия. Но в отличие от других видов издержек  предприятий, это часть стоимости производства не может быть использована для расчетов с поставщиками производство ресурсов и не выступает в виде з/п, %,ренты.

И не является доходом предприятия. Амортизационные отчисления просто показывают, что часть стоимостей производства данного года, должна быть отложена, для замещения в будущем потребленных средств производств.

Нельзя потребить весь ВНП как доход общества не ухудшая при этом запас производств мощностей в экономике.

Косвенные налоги.

Правительство взимает определенные налоги называемыми косвенными налогами на бизнес налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, лицензионные платежи и таможенные пошлины. Предприятия рассматривают эти налоги как издержки и потому прибавляют к ценам на товары, тем самым перекладывая уплату косвенных налогов на потребителей через высокие цены на товары. Техника взимания косвенного налога, состоит в том, что предприятие прежде всего????????государству величину косвенного налога из своего валового дохода только оставшаяся часть выплачивает поставщикам ресурсов в виде з/п, ренты, %, прибыли. Особенность или значение косвенных налогов состоит в том, что косвенные налоги это незаработанный доход государства. Т.к. в обмен на поступления от косвенных налогов государство не выносит никакого вклада в создание текущего объема производства, т.е. в случае взимания косвенных налогов потребитель получает товар уже в облажением его соответственным налогом, например-акцизы.

При расчете общего объема дохода созданного в каждом году, косвенные налоги исключаются, т.о. часть стоимости ВНП каждого года не выступает в виде виде з/п, ренты, %, прибыли.

3. Заработная плата

Крупная категория дохода, которая впервую очередь включает заработную плату выплачивыемую государством и Частным бизнесом наемным работникам. Но эта категория также включает и множество дополнений к заработной плате и в частности, взносы предпринимателей на соц. Страхование в различные частные фонды, пенсионного обеспечения, мед. Обслуживания, помощи в случае безработицы и по другим обстоятельствам. Все эти добавления к з/п представляют собой издержки предприятий связанные с наймом рабочей силы и птому рассматриваются как компоненты общих затрат на выплату з/п.

4. Рента-это доход землевладельцев, домовладельцев обеспечивающих экономику собственности.

5. Проценты- это доход поставщиков капитального оборудования и денежного капитала.

6. Прибыль

Термин рассматривается как 2 вида щитов.

Одна часть- доходы от собственности некорпоративного сектора(или просто доходы частных собственников), т.е. это чистый доход предприятий находящихся в индивидуальной собственности, собственности партнеров и корпораций. Другая часть- прибыли корпораций, которые распределяются по 3 направлениям-1) налог на прибыль корпораций государству, 2) дивиденды акционерам, 3) то что остается после уплаты налога на прибыль и дивидендов, называется нераспределенными прибылями корпораций. Которые на ряду с амортизацией, инвестируется либо сразу, либо в будущем, на покупки или создание новых инвестиционных товаров, тем самым увеличиваются реальные активы инвестируемого бизнеса.

Другие показатели национальных счетов

1) Чистый национальный доход (ЧНП)= ВНП- амортизация

2) Национальный доход(НД или ВНД)=ЧНП- косвенные налоги на бизнес(поскольку национальный доход включает только те доходы, которые отражают рост текущего объема производства года, т.е. заработанные доходы поставщиками ресурсов, то косвенные налоги, как незаработанный доход. Государства и нац. дохода исключаются.

3) Личный доход(ЛД)= национальный доход- взносы на социальное страхование -налоги на прибыль корпораций- нераспределенная прибыль корпораций + трансфертные платежи

4) Личный доход после уплаты налогов- располагаемый доход личный доход до уплаты налогов- индивидуальные доходы

Измерение уровня цен. Необходимо по 2 важным обстоятельствам- 1) в течении года за которым измеряется стоимость объема ВНП за которыми уровень цен мог изменяться, т.е. могла иметь место инфляция, дэфляция. Поэтому необходимо знать в каком направлении и в каких масштабах мог изменится уровень цен. 2)Поэтому ВНП представляет собой рыночную или денежную стоимость всех конечных товаров и услуг произведенных в данном году, то именно денежные показатели, используются как наиболее раср. при сведении к единому основанию разнородных компонентов ВНП.

Известно, что для определения состояния экономики любого данного года необходимо сравнить стоимость объема производства данного года и любого предыдущего. Но объемы ВНП разных лет могут быть сопоставлены только в случае если они измеримы в сопоставимых ценах, т.е в денежных единицах имеющих одинаковую покупательскую способность и в том году.

Уровень цен выражается в виде индекса. Индекс цен представляет собой соотношение между совокупной ценой определенного набора товаров и услуг, называемых рыночной потребительской картиной для данного временного периода и совокупной ценой аналогичной или сходной группы товаров в базовом году. Базовый год - это указанный ориентир или начальный уровень отчета. Т.е. базовым является любой год выбранный для сравнением с данным годом

Индекс цен = цена рын. Корзины данного года/ цена аналог. рын. корзины базового года*100%

Индекс цен для базового года автоматически принимается равным 100% поскольку он рассчитывается по той же форме и для любого другого года, но в случае с базовым годом данный и базовый год совпадает.

 

Одним из наиболее распространенных рассчитываемых индексов является индекс потребительских цен(ЦПЦ), предназначенный для измерения цен потребительских товаров и услуг и в частности товаров и услуг из рыночной потребительской корзины.

Но для измерения общего уровня цен предназначен другой индекс, который называется индекс цен ВНП или дэфлятор ВНП. Этот индекс шире чем ИПЦ т.к. включает не только цены потребительских товаров и услуг, но также цены инвестиционных товаров, товаров покупаемых правительством и товаров купленных и проданных на мировом рынке. По этой причине дэфлятор ВНП представляет собой индекс цен связанный с корректированной номинального или денежного объема ВНИ.

А номинальный ВНП- это объем продукции, измеренный в ценах, которые существовали на тот период времени, когда этот объем был произведен.

Пример расчета индекса цен ВНП.

Предположим, что в гипотетической экономике в 1990году было произведено только 4 вида товаров- один потребительский, один инвестиционный, один покупаемый правительством, один на экспорт.

Стоимость этого набора товара в 1990 году в ценах 1990 года 64$, а в ценах 1982 года (базовый год) этот набор стоит 50$, Т.о.: индекс цен 1990года= 64/50*100%=128%

Этот индекс служит показателем уровня цен в 1990году и в частности указывают на инфляцию, которая составила 28%. Уровень цен можно также измерить при помощи формулы Темпа инфляции.

Темп(инфляции, дэфляции)=

= индекс цен данного года - индекс цен прошедшего года *100%

    Индекс цен            прошедшего года

Вывод: Если индекс цен в данном году по сравнению с предыдущим годом ув., то этот указывает на инфляцию, а если ум. на дэфляцию.

Номинальный и реальный ВНП. Процесс корректир-и.

Поскольку ВНП- это временной, количественный и денежный показатель, то инфляция и дэфляция усложняют подсчет ВНП.

Первичными данными, на основе которых рассчитывается ВНП, явл. показатели общих продаж компаний, а эти показатели могут одновременно отражать изменения как в количестве произведенной продукции, так и в уровне количественного объема производства, так и уровня цен. Таким образом, очевидно, что первоначально рассчитанный ВНП, представляет собой номинальный или денежный показатель.

Например, если в каком либо году произошло увеличение номинального ВНП, допустим на 5%, то это могло быть вызвано, с одной стороны, увел. физического объема производства на 5% при нулевой инфляции, а с другой стороны, могла иметь место 5% инфляция при неизменном объеме производства и уровня цен. Проблема заключается в том, чтобы скорректировать номинальный или денежный показатель ВНП. Т.о., чтобы он в точности отражал изменения в количестве производственной продукции, а не колебание уровня цен.

Для решения этой проблемы существует следующий способ: сокращать показатели номинального ВНВ, если имело место инфляция и наоборот, если цены снижались, т.е. имело место дэфляция.

Т.о. различным значением ВНП можно дать следующее определение:

1) показатель ВНП, не скорректированный с учетом инфляции или дэфляции, иначе называется нескорректированный выраженный в денежных единицах по текущему курсу(в ценах данного года) номинальный ВНП.

2) показатель ВНП, скорректированный с учетом изменения уровня цен, иначе называется скорректированный  выраженный в денежных единицах по неизменному курсу (в ценах базового года). Реальный ВНП.

Т.о. индекс цен ВНП или дэфлятор ВНП предназначен для того, чтобы либо дэфлировать показатель номинального ВНП с учетом динамики цен.

Наиболее простым и прямым методом дэфлирования, либо инфлирования является деление номинального ВНП на индекс цен с сотыми долями.

Индекс цен с сотыми долями

Пример: Номинальный ВНП в 1990году 64$. Индекс цен этого года 128% или 1,28.

Реальный ВНП 1990г= 64$\1,28=50$

Анализ экономического цикла.

Экономический цикл означает следующий один за другим подъемы и спады уровни экономической активности в течении нескольких лет.

Отдельные экономические циклы отличаются друг от друга по продолжительности и интенсивности, но все они имеют одни и те же стадии(спад, пик, низшая точка спада, подъем или оживление)

Идеализированный экономический цикл

1. Фаза Пик- экономика достигает полной занятости и объема производства, причем, объем производства будет оставаться постоянным в течении какого то времени(по крайне мере в краткосрочном периоде)

В этой фазе начинается повышение уровня цен в масштабах всей экономики, т.е. во всех секторах экономики и отраслях промышленности. Объясняется это тем, что высокий уровень занятости и трудовых ресурсов обеспечивает высокие денежные доходы, что ведет к росту расходов, но поскольку предпринимательский сектор больше не может отвечать на увеличение спроса, увеличение объема производства, это ведет к росту цен на постоянный объем продукта.

В этой фавзе деловая активность уменьшается или прекращается.

Задача правительства проводить сдерживающую политику, чтобы уменьшить избыточный спрос, достигается это:

- уменьшение собственных расходов государства на конечную продукцию предприятий

- увеличение налогов с целью сократить расходы в частном секторе (т.е. расходы предприятия и домохозяйств)

2. Фаза спада

В результате выше указанных мер правительства, общие расходы (государственные и частные) на реальный объем национального производства уменьшаются и экономика вступает в фазу спада. В этой фазе объем производства и следовательно занятость уменьшаются, но цены не снижаются (цены снижаются только, если спад очень серьезный и продолжительный, т.е. наступает депрессия)

Таким образом не смотря на сокращение спроса, цены на товары не снижаются, цены становятся не гибкими, не эластичными и не проявляют тенденций к снижению. Более того цены хоть раз возросшие не обязательно снижаются по крайне мере до первоначального уровня. Основная причина неэластичности цен на товары, это неэластичность цен на ресурсы в особенности з/п.

Причина- в основных отраслях промышленности большинство рабочих работают по договору с профсоюзами, таким работникам з/п может быть изменена в 3-5 лет, а другим работникам раз в год.

Очевидно, что при такой неэластичности з/п, предпринимателям очень сложно снизить цены на товары и остаться рентабельным.

Сами предприниматели могут не захотеть снижать ставки з /п своим рабочим, т.к. величина з/п- это главная мотивация труда, уменьшение з/п вызывает уменьшение заинтересованности в труде, что приводит к уменьшению производства труда. Поэтому при уменьшении з/п, возможны 2 тенденции: с одной стороны, уменьшение з/п приведет к уменьшению трудовых затрат предприятий (т.е. расходы на з/п выраженных единицей продукции), но с другой стороны уменьшение производительности приведет к росту трудовых затрат предприятий.

Очевидно что предприниматели опасаются, что вторая тенденция может оказаться сильнее первой и уменьшение з/п приведет не к сокращению, а к росту трудовых затрат предприятий.

Большинство предпринимателей вложили значительный капитал в обучение своих высококвалифицированных кадров. При уменьшении з/п эти высококвалифицированные специалисты могут уволится и легко найти работу в других фирмах. Т.е. величина капитала вложенного в обучении высококвалифицированных работников, прямо пропорциональна их возможностям найти работу в других фирмах.

Поэтому, когда экономика вступает в фазу спада и спрос на реальный объем производства уменьшается, то лучшей политикой з/п будет уволить менее квалифицированных работников с меньшим стажем работы, но сохранить высокие ставки з/п высококвалифицированным работникам с большим стажем.

Помимо чрезвычайно неэластичности з/п, т.е. когда рабочие и служащие принимаются на работу по определенным ставкам з/п, которые предприниматель уменьшить не может, т.к. на страже интересов работников стоит профсоюз и соответствующие законы. Существуют и другие причины не позволяющие предпринимателю снижать цены на товары и в частности на другие ресурсы. Это значит, что договоры на остатке строительного сырья и материалов, аренда оборудования, помещения предприниматели заключают на определенное время, по определенным ценам изменить которые предприниматель самостоятельно не может, поэтому даже при уменьшении спроса, предприниматель вынужден продавать товары по тем ценам, которые были установлены первоначально.

3 Фаза. Низшая точка спада.

При дальнейшем сокращении общих расходов экономика вступит в низшую точку спада, в этой точке объем производства и занятость достигает самого низкого уровня, но могут вновь начать увеличиваться, если правительство применит следующие меры:

1) Увеличением собственных расходов на конечную продукцию предприятий

2) Снизить налоги, с целью стимулировать расходы в частном секторе

4 Фаза. Подъем или оживление

В результате вышеуказанных мер правительства общие расходы на реальный объем национального производства увеличиваются и экономика вступает в фазу оживления. В этой фазе объем производства и занятости увеличиваются вплоть до полной занятости и полного объме производства. В этой фазе ув. Объема производства вызывает повышение цен. Но в отличие от фазы Пик здесь инфляция носит преждевременный характер. Это значит, что цены начинают ув. Еще до того как полная занятость распределится на всю экономику.

Причины-

1.Полная занятость распределена неравномерно и неодновременно на все секторы экономики и все отрасли промышленности. Т.е. какие- то отрасли раньше использую все наличные ресурсы, достигают полной занятости и объема производства и начинают испытывать избыточный спрос на свою продукцию. В результате на товары этих отраслей растут цены. В большинстве же другие отрасли еще имеются свободные ресурсы и поэтому увеличение объема производства в этих отраслях не приводит к росту цен.

2. Отрасли достигшие полной занятости могут использовать менее эффективные ресурсы, т.е. старое Оборудование и малоквалифицированный труд, что ведет к росту издержек и росту цен на товары.

3. По мере роста объема производства в этой фазе увел. и занятость, т.е. быстро заполняются свободные рабочие места, а частично занятые переходят на полную рабочую неделю. В результате для работодателей это означает увеличение их денежных доходов, а для предпринимателей рост расходов на з/п, что также ведет к росту издержек и цен на товары.

4. По мере сужения рынков рабочей силы (т.е. спрос на рабочую силу начинает превышать ее предложение) увеличения возможности профсоюзов при заключении коллективных договоров добиваться повышения з/п

Предприниматели готовы увеличить з/п т.к.-1) не хотят забастовок,2) свои возросшие расходы они могут легко переложить на потребителей подняв цены на товары.

Таким образом по всем этим причинам ув. объема производства в фазе оживления приводит к росту цен. Причем инфляция носит преждевременный характер.

Вывод- анализ экономического цикла показал, что основным фактором определяющим уровни производства и занятости явл. Уровень общих или совокупных расходов на реальный объем национального производства

Воздействие эк.циклов на произв. Товаров длительного и кратковременного пользования:

1) От спадов в экономике больше всего страдают отрасли пром. производящие средства производства и потребительские товары длительного пользования, такие отрасли представляют собой монополии отличающиеся высокой концентрацией (т.е. очень мало фирм представленных на рынке). Поэтому такие фирмы могут удерживать цену, сокращая объем произ. из- за падения спроса.

Но зато в фазе «подъема» такие фирмы получают максимум стимула для развития.

2) Отрасли пром. производящие потребительские товары кратковременного пользования меньше реагируют на экономический цикл. В большинстве случаев это конкурентно-способные фирмы отличающиеся низкой концентрацией (очень много фирм представленных на рынке. Такие фирмы не могут удержать цену, но объем производства сокращают незначительно) 

 

Безработица.

1. Фрикционная безработица. Этот термин испол. в отношении тех безработиц, которые либо впервые ищут работу (молодые специалисты), либо работники, которые переходят с низкооплачиваемой и мало продуктивной работы на высокооплачиваемую и высококвалифицированную работу, т.е. находятся «между работами»- с одной работы уже уволились, а на другую еще не поступили. Но в результате это означает рациональное распределении трудовых ресурсов и следовательно больший реальный объем нац. производства. Основная характеристика Фрикционной безработицы состоит в том, что они могут получить работу в любой момент времени без дополнительного обучения или переподготовки.

Фрикционная безработица считается неизбежной.

2. Структурная безработица. В результате НТП рынок предлагает потребителям принципиально новые товары и услуги, тем самым меняется структура потребительского спроса. Это значит что спрос на старые товары уменьшается или прекращается, а на новые, ранее не существовавшие увеличивается. Для того, чтобы обеспечить производство новых товароы, требуются и новые профессии. Поэтому точно также как и на товары, спрос на старые профессии уменьшается или прекращается, а на новые профессии увеличивается.

Структурная безработица возникает из-за того, что рабочая сила очень медленно реагирует на изменение в структуре производства и потребления. И существующая структура рабочей силы не полностью соответствует новой структуре рабочих мест.

В отличие от Фрикционных безработных, Структурные безработные не могут получить работу без дополнительного обучения или переподготовки, а иногда и перемена места жительства. Структурная безработица также является неизбежной, но более серьезной и продолжительной чем Фрикционная.

3. Циклическая безработица. Этот вид безработицы возникает в фазе спада, т.е. в той фазе эк. Цикла которая характеризуется недостаточностью общих или совокупных расходов на реальный объем нац. производства. В условиях капиталистического рынка экономики предприятия будут производить соответствующий объем продукции, если его можно будет выгодно продать. Когда же спрос на товары уменьшается, предприятие сокращают объем их производ. В результате занятость ум., а безработица растет. Эту безработицу называют безработицу связанную с дефицитом спроса.

 

Полная занятость.

Поскольку Фрикционная безработица и Структурная безработица считаются совершенно неизбежными то полная занятость не означает абсолютного отсутствия безработицы, поэтому занятость считается полной если циклическая безработица равна 0, а сумма уровней Фрикционной и Структурной безработиц составляют «естественный уровень» безработицы, максимальное значение которой при полной занятости 5-6%

Этот естественный уровень связан с производственным потенциалом экономики.

А производственный потенциал экономики, это реальный объем продукта которые экономика в состоянии произвести про полном использовании всех наличных ресчурсов это значит, что по мере того как Фрикционные и Структурные безработные  получат работу естественный уровень безработицы будет ум, а реальный объем продукции расти.

Инфляция.

Различают 2 вида инфляции-1) инфляцию спроса,2) инфляцию обусловленной ростом издержек или сокращение предложения на рынке(инфляция издержек)

1. Инфляция спроса. Традиционно повышение уровня цен объясняют избыточным совокупным спросом на постоянный объем производства(фаза пик). Экономика может стремиться к какой то точке лежащей выше кривой её производственных возможностей, экономика может попытаться тратить больше чем она способна производить, но предпринимательский сектор больше не может отвечать на увеличение спроса увеличением объема производства, т.к.- все ресурсы уже использованы и экономика работает на полную мощность, в результате это приводит к завышенным ценам на постоянный объем продукта и возникает инфляция спроса.

Графический анализ:

1ый отрезок.

На 1ом отрезке общие расходы в экономике, т.е. сумма потребления инвестиции правительственных расходов и чистого экспорта, настолько низкие, что объем национального продукта Q сильно отстает от своего потенциального уровня Qf при полной занятости. Иначе говоря существенно знач отставание реального объема ВНП и при этом наблюдается высокий уровень безработицы и большая доля производ. мощностей предприятия бездействует.

Предположим, что совокупные расходы, т.е. расходы отечественных а зарубежных потребителей, предприятий и государства увеличивается. Тогда объем производства увеличивается, уровень безработицы уменьшается, а уровень цен повысится незначительно, либо неизмениться вообще.

Объясняется это тем, что когда экономика находится на 1ом отрезке, то сущ. Большое количество бездействующих трудовых и материальных ресурсов, которые можно ввести в действ. При существующих на них ценах.

Таким образом увеличение трудовых ресурсов и производственных мощностей возможна, поскольку имеются бездействующие факторы производства и доп. Произв. Приносит выгоду. В результате на 1ом отрезке существенно увел. объем производства, но цены при этом не повышаются.

2ой отрезок

По мере того как общие расходы продолжают расти экономика вступает во 2ой отрезок. Приближаясь к полной занятости трудовых ресурсов и к полному использованию нац. мощностей. 2ой отрезок характеризуется преждевременной инфляцией, т.к. цены начинают повышаться еще до того как полная занятость распространиться на всю экономику. Потому что причины возникновения преждевременной инфляции были рассмотрены при анализе экономического цикла в фазе подъем.

3ий отрезок.

Когда общие расходы достигнут 3его отрезка, это будет означать, что полная занятость распространяется на всю экономику. Следовательно теперь все отрасли пром. больше не смогут отвечать на увеличение спроса, увеличением объема продукции. Реальный объем национального производства достиг своего максимального значения и поэтому дальнейший рост спроса ведет к инфляции

Т.о. совокупные расходы превышающие производственные возможности общества вызывают повышение уровня цен.

Замечание. Данный рисунок демонстрирует различие между номинальным и реальным ВНП:

- на 1ом отрезке при постоянном уровне цен, номинальный и реальный ВНП, ув. в одинаковой степени

- на 2ом отрезке при преждевременной инфляции номинальный ВНП необходимо денфлировать, чтобы опред. изменение объема производства в физ выражение

- на 3ем отрезке при «чистой» инфляции номинальный ВНП увел.(причем иногда быстрыми темпами, а реальный ВНП остается неизменным)

 

2. Инфляция издержек

Инфляция издержек может также возникнуть в результате изменения издержек и предложения на рынке. Существуют периоды, когда уровень цен взрос, несмотря на то, что совокупные расходы не были избыточным или периоды когда объем производства и уровни занятости ум. (что свидетельствует о недостатке совокупных расходов при одновременном ув. общего уровня цен)

Теория инфляции обусловленной ростом издержек объясняет рост цен такими факторами, которые приводят к увеличению издержек на еденицу продукции. Повышение издержек на единицу реального объема производства в экономике, снижает прибыли предприятий и в след за этим объем продукции который фирмы готовы предложить при существующем уровне цен. В результате ум. Предложение товаров и услуг на рынке, в масштабе всей экономике.

А ум. Предложения и вызывает рост цен. Следовательно по этой схеме именно издержки, а не спрос приводят к росту цен.

Два важных источника инфл. Издержек это повышение номинальной з/п и цен на сырье и электроэнергию.

Схема возникновения инфл.издержек

Пов. намин. з/п= пов. издержек на единицу пр.= умен.прибули предприятий= сокращение объема производства= ум. Предложения товаров и услуг= РОСТ ЦЕН

 

Не Тема 3. Совокупный спрос и совокупное предложение.

Необходимость общей модели.

Модель спроса и предложения для одного товара не дает ответов на несколько важных экономических вопросов, а именно:

1. Почему вообще цены понижаются и повышаются

2. Почему общий уровень цен остается относительно постоянным в одни периоды, а в другие периоды быстро повышаются

3. Что определяет реальный объем национального производства и почему в одни периоды он увеличивается, а в другие периоды быстро сокращается по сравнению с предшествующим уровнем.

Для того, чтобы ответить на эти вопросы необходимо прежде всего объединить или агрегировать все отдельные рынки страны в единый общий рынок.

Это значит, что необходимо объединить тысячи цен на самые разные товары в единую совокупную цену или в уровень цен и точно также объединить всё равновесное количество товаров и услуг в единое целое или в реальный объем национального производства.

Объединение всех цен в уровень цен и всего количества товаров в реальный объем национального производства называется  агрегирование.

Соответственно уровень цен и реальный объем национального производства называется совокупностями или агрегатами. Поэтому при построении кривых совокупного спроса и совокупного предложения следует заменить название осей координат графика- «цену за единицу товара» на «уровень цен» а «количество товара» на «объем производства».

 

Один совокупный спрос

Опр. Совокупный спрос показывает различные объемы товаров и услуг, т.е. реальный объем национального производства, который готовы купить потребители внутри страны, предприятия, государства и иностранцы, при каждом возможном уровне цен.

При прочих равных условиях чем ниже уровень цен, тем большую часть реального объема национального производства захотят купить отечественные и зарубежные потребители, предприятия и государства и наоборот чем выше уровень цен тем меньшую часть реального объема национального производства они захотят купить.

Таким образом, зависимость между уровнем цен и реальным объемом национального производства на который был предъявлен спрос является обратной или отрицательной.

Кривая совокупного спроса(АД)

На данном этапе анализа принимается допущение о том, что кривая совокупного спроса стабильна (не смещается)

Уровень цен

 

Из рисунков видно, что кривая совокупного спроса AD от…….

Вниз и вправо точно также как кривая спроса на отдельный товар D.

Но причины такого отклонения у кривых D  и AD- разные. Для кривой спроса на отдельный товар D причинами является «эффекты дохода и замещение». Это означает, что потребитель имеет возможность заменить товар на который цена повысилась родственным товаром, цена которого не изменилась. В этом случае покупательская способность денежного дохода потребителя не изменится.

Следовательно, кривая спроса на отдельный товар D предполагает постоянные доходы потребителей. Однако «эффектами дохода и замещения» нельзя объяснить характер кривой совокупного спроса  AD, т.е. принцип «один товар дешевле другого в данном случае непременим, т.к. речь идет об изменении уровня цен в целом».

Это значит, что смещение по кривой AD вниз указывает на уменьшение цен и увеличения реальных доходов потребителей, а движение по кривой AD вверх указывает на рост уровня цен и уменьшения реальных доходов потребителей.

Следовательно, кривая совокупного спроса AD предполагает изменяющие доходы потребителей.

Замечание. Необходимо отметить, что модель кругооборота ресурсов, продуктов и доходов говорит о том, что повышение уровня цен необязательно должно означать уменьшение общего номинального дохода страны. Потому что более высокие цены уплаченные потребителями за товары и услуги вернуться к ним же, но уже как к поставщикам ресурсов виде возросших доходов. Т.е. з\п, ренты, %, прибыли.

Таким образом, траекторию кривой совокупного спроса AD определяют следующие факторы:

1.Эффект процентной ставки

2.Эффект материальных ценностей или эффект богатства

3.Эффект импортных закупок

Эти факторы имеют 1-у общую черту- являются ценовыми факторами совокупного спроса.

Это значит, что они изменяются когда изменяется уровень цен и в свою очередь приводят к изменению совокупного спроса на реальный объем национального производства.

Изменение уровня цен=

Изменение ценового фактора=

Изменению совокупного спроса!

1. Эффект процентной ставки. Этот эффект определяется воздействием изменяющего уровня цен на процентную ставку и следовательно на потребительские расходы и инвестиционные расходы предприятий. При повышении уровня цен повышаются и процентные ставки, а возросшие процентные ставки приводят к сокращению потребления и инвестиций.

Уточнение.

Анализируя стабильную кривую совокупного спроса исходим из допущения о том, что объем денежной массы в экономике остается постоянным. Когда уровень цен повышается, то и потребителям и предприятиям требуется больше денег для соответственных расходов, т.е. увеличивается спрос не деньги. При постоянном объеме денежной массы увеличение спроса на деньги приводит и к росту цены денег(цены за использование денег), а эта цена и есть процентная ставка. При возросших процентных ставках потребители и предприятия сокращают свои расходы, т.е. быстро реагируют на изменение процентной ставки.

Вывод:

Таким образом, рост уровня цен увеличивая спрос на деньги и повышая процентную ставку вызывает сокращение спроса на реальный объем национально производства.

       2. Эффект богатства. В данном случае понимают все финансовые активы, которыми владеют потребители и в частности активы с фиксированной денежной стоимостью (акции, облигации, срочные счета, наличные деньги т.е. все ликвидные средства)

При повышении уровня цен реальная стоимость или покупательская способность финансовых активов уменьшается и потребители могут сократить расходы в результате сокращения потребительских расходов уменьшается совокупный спрос.

Замечание:

При ожидаемой (прогнозируемой) инфляции потребительские расходы и совокупный спрос увеличивается, если потребители примут решение купить товары до повышения цен, заранее.

При уменьшении цен, реальная стоимость или покупательская способность финансовых активов увеличивается и потребительские расходы могут возрасти, в этом случае совокупный спрос увеличивается.

3. Эффект импортных закупок. Объемы импорта и экспорта данной страны зависят кроме всего прочего от соотношения уровня цен в данной стране и за рубежом. При повышении уровня цен в стране, объем ёё экспорта уменьшается, а импорта увеличивается, и наоборот при уменьшении цен в стране экспорт- возрастает, а импорт уменьшается.

Вывод:

Таким образом при увеличении уровня цен в стране (эффект импорт. закупок) приводит к уменьшению чистого объема экспорта в совокупном спросе страны. Но сравнительное уменьшение цен в стране приведет к увеличению чистого объема экспорта в совокупном спросе страны.

Неценовые факторы совокупного спроса

Анализ кривой совокупного спроса показал, что изменения в уровне цен приводят к таким изменениям уровня затрат потребителей внутри страны, государства и иностранцев которые (затраты) дают возможность прогнозировать изменения в реальном объеме национального производства. Это значит, что при повышении уровня цен «при прочих равных условиях» произойдет сокращение совокупного спроса на реальный объем национального производства. А уменьшение цен «при прочих равных условиях» вызовят рост совокупного спроса на реальный объем национального производства.

На рис.- это соотношение представлено движением точек АВ по стабильной кривой AD1. Если же прочие условия (одно или сразу несколько) меняются, то вся кривая смещается. А эти прочие условия и есть неценовые факторы совокупного спроса.

Таким образом, чтобыпонять, что приводит к изменению в объеме национального выпуска необходимо отличать «изменения в объеме совокупного спроса» на национальный продукт, вызванные изменениями в уровне цен (стабильная кривая совокупного спроса). От изменений в совокупном спросе вызванных изменениями неценовых факторов, приводящих к смещению всей кривой.

Смещение вправо от AD1 доAD2 указывает на увеличение совокупного спроса, т.е. теперь отечественные и зарубежные потребители, предприятия и государства будут покупать больший реальный объем национального продукта, чем раньше при данном уровне цен.

Смещение влево от AD1 до AD3 указывает на уменьшение совокупного спроса т.е. объем покупок при данном уровне цен будет меньше чем раньше.

К неценовых факторам совокупного спроса относятся:

1) Факторы изменяющие потребительские расходы

1.Благосостояние или богатство потребителей

2.Ожидания потребителей

3. Задолжность потребителей

4.Налоги с потребителей

  2) Факторы изменяющие инвестиционные расходы предприятий.

  1. процентные ставки

  2. Ожидаемые прибыли от инвестиций

  3. Технология производства

  4.Налоги с предприятий

  5. Избыточные мощности предприятий.

  3)Изменение в государственных расходах на конечную продукцию предприятий.

  4) Факторы изменяющие расходы на чистый объем экспорта.

  1. национальный доход др. стран

  2. валютные курсы

Анализ неценовых факторов совокупного спроса.

1. Потребительские расходы. Потребители могут изменить характер закупок отечественных товаров независимо от уровня цен. В таком случае вся кривая совокупного спроса смещается. К подобным изменениям в потреб. Расходах приводят: благосостояние, ожидания, задолженность и налоги с потребителей.

Благосостояние или богатство. В данном случае под благосостоянием или богатством потребителей понимают все активы, которыми они владеют: и финансовые и материальные. Уменьшение реальной стоимости этих активов потребителей может вызвать сокращение расходов потребеителй (или увеличение сбережений) что приведет к сокращению совокупного спроса и смещению кривой влево. И наоборот: увеличение реальной стоимости активов потребителей может вызвать рост их расходов (и уменьшение сбережений) что приведет к росту совокупного спроса независимо от уровня цен и смещению кривой вправо.

Уточнение:

В данном случае не имеется ввиду «эффект богатсва», который является ценовым фактором т.е.изменяется в результате изменения уровня цен и предполагает стабильную кривую совокупного спроса. Здесь «благосостояние или богатсво»-это неценовой фактор, который приводит к изменению в потребительских расходах и в совокупном спросе независимо от уровня цен и смещает всю кривую совокупного спроса.

Например:

Повышение курса акций потребителей даже при неизменном уровне цен приведет к росту потребительских расходов и совокупного спроса. Но уменьшение стоимости недвижимости потребителей может вызвать сокращение их расходов и следовательно совокупный спрос уменьшится.

2. Ожидание потребителей. Потребительские расходы и следовательно совокупный спрос увеличится и кривая сместится вправо если:

1.ожидая роста цен в ближайшее время потребители примут решение купить товары заранее до повышения цен

2.ожидая в скором времени увеличение дохода потребители примут решение тратить большую(сберегать меньшую) часть своего текущего дохода

 

Потребительские расходы и следовательно совокупный спрос уменьшается и кривая сместиться влево если:

1. Ожидая снижение цен в ближайшем будущем потребители примут решение купить товары после снижение цен, т.е. извлечь выгоду из предложенного снижения цен.

2. Ожидая уменьшения дохода в ближайшее время, потребители примут решение тратить меньшую (сберегать большую) часть своего текущего дохода.

3. Задолженность потребителей. Высокий уровень задолженности потребителей, образовавшейся в результате, например большого количества покупок в кредит вынудит потребителей сократить расходы, чтобы выплатить долги и следовательно совокупный спрос уменьшиться и кривая сместиться влево.

4. Налоги????

Уменьшение ставки подоходного налога или любых индивидуальных налогов, которые платят потребители приведет к росту их распологательного дохода. В результате количество покупок при данном уровне цен возрастет. Следовательно увеличивается совокупный спрос. Таким образом, это означает что снижение налогов с потребителей, приводит к смещению кривой совокупного спроса вправо, а увеличение этих налогов- к смещению влево

 

2.Расходы на инвестиции. Инвестиционные расходы, т.е. закупки новых средств производства является двум неценовым факторам совокупного спроса. Уменьшение объемов новых средств производства, которые предприятия готовы купить при данном уровне цен, смещает кривую совокупного спроса влево и наоборот: увеличение объема новых средств производства, которые предприятия готовы купить при данном уровне цен, вызовет увеличение совокупного спроса и смещение кривой вправо. К подобным изменениям в инвестиц. Расходов привод.:

-процентные ставки

-ожидаемые прибыли

-технология

-налоги

-избыточные мощности

   1) процентные ставки. При прочих равных условиях увеличение процентной ставки, вызванная любым фактором, кроме изменения уровня цен приведет к уменьшению капиталовложений и к сокращению совокупного спроса.

Уточнение.  В данном случае не имеется ввиду «эффект процентной ставки» который является ценовым фактором, т.е. изменения в результате изменения уровня цен и предполагает стабильную кривую совокупного спроса. Здесь речь идет об изменении процентной ставки вследствие например изменения объема денежной массы в стране. Увеличение объема денежной массы ведет к уменьшению процентной ставки и тем самым к увеличению расходов на инвестиции следовательно спрос увеличивается и наоборот: уменьшение объема денежной массы ведет к росту процентной ставки и к сокращению инвестиций и следовательно совокупный спрос также уменьшится.

2) Ожидание прибыли от инвестиций. Прогнозы на получение прибыли на вложенный капитал увеличивают спрос предприятий на новые инвестиционные товары и тем самым приводят к росту совокупного спроса и смещения кривой вправо. Например, предполагаемый рост потребительских расходов может в свою очередь стимулировать и инвестиции в надежде на будущие прибыли.???? И наоборот: если перспективы на получение прибыли от будущих инвестиционных программ не ясны (например из-за ожидаемого сокращения потребительских расходов, то это приведет к сокращению затрат на новые средства производства и к уменьшению совокупного спроса, кривая сместиться влево.

3) Новые или усовершенствованные технологии имеют тенденцию к стимулированию инвестиционных расходов и тем самым к увеличению совокупного спроса. Потому что новые технологии позволяют сократить производственные затраты, т.е. издержки на единицу продукции уменьшаются и следовательно прибыли возрастут

4) Налоги с предприятий. Все налоги, которые платят предприятия, они рассматривают как издержки, изменяющие их прибыль. Поэтому при увеличении налогов затраты на инвестиции и следовательно совокупный спрос уменьшается и наоборот: уменьшение налогов увеличивает прибыль предприятий от капиталовложений после вычета налогов и возможно приведет к росту расходов на инвестиции и увеличению совокупного спроса.

5) Избыточные мощности. Увел. избыточных мощностей,т.е. наличного неиспользуемого капитала сдерживает спрос предприятий на новые инвестиционные товары и приводит к сокращению совокупного спроса. И наоборот: сокращение избыточных мощностей ув. уровень капиталовложений предприятий и следовательно увелич. Совокупный спрос.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: