1 Цель занятия Знать, что история философии включает в себя 6 этапов и первым из них является философия древнего Востока. Студент должен знать такие черты как космоцентризм, человек- мир как микрокосмос и микрокосмос, кредо- Будды и Лао Цзы.
2 Задачи обучения: Должен уметь анализировать космоцентризм древнеиндийской и древнекитайской философии, показать её актуальность.
Организационный момент -3 минут ы
Опрос студентов -35 минут
Решение тестовых заданий – 9 минут
Подведение итогов занятия – 3 минуты
3. Основные вопросы темы:
1. Основные этапы древнеиндийской философии и их анализ.
2. Основные этапы древнекитайской философии и их анализ.
Литература
Контроль
1. Какие этапы и школы древнеиндийской философии вы знаете?
2. В чем отличие конфуцианства от даосизма?
3. Предлагаются учебные тесты по теме: Что такое философия. Исторические типы философии.
Тесты по теме: Философия Древней Индии и Древнего Китая.
Священные тексты Древней Индии:
1. Веды.
2. Евангелие.
|
|
3. Коран.
4. Руны.
5. Библия.
Школа вайшешика провозгласила параману:
1. Невидимую субстанцию, составляющую всё сущее.
2. Неопределённое духовное состояние.
3. Признание одной единой божественной истины.
4. Множество невидимых, нематериальных начал бытия.
5. Принцип единства противоположностей.
Название этой системы индийской философии в переводе с санскрита означает «первое исследование»:
1. Веданта.
2. Ньяя.
3. Миманса.
4. Санкхья.
5. Вайшешика.
Школа Индии, задачей которой является разработка комплекса приёмов для освобождения:
1. Йога.
2. Санкхья.
3. Ньяя.
4. Вайшешика.
5. Веданта.
Эта школа индийской философии была скорее практической, нежели теоретической:
1. Ньяя.
2. Локаята.
3. Миманса
4. Йога.
5. Веданта.
В древневосточной философии это понятие включает представление об энергии, поддерживающей всё сущее:
1. Дао.
2. Карма.
3. Нирвана.
4. Сансара.
5. Дхарма.
По учению упанишад «Путь богов» - это:
1. Нахождение в состоянии нирваны.
2. Подчинение законам кармы.
3. Осознание тождества универсальной сущности бытия и сущности человека.
4. Нахождение в состоянии медитации.
5. Способ ухода от крайности.
Концепцию переселения душ в Индии называют:
1. Мокша.
2. Нирвана.
3. Карма.
4. Дхарма.
5. Сансара.
Добровольное отречение от наслаждений, желаний и благ жизни провозглашает:
1. Практицизм.
2. Аскетизм.
3. Прагматизм
4. Утилитаризм
5. Гедонизм
Нирвана:
1. Высшее блаженство.
2. «Сытная жизнь».
3. Тёплое место.
4. Угасшее бытие.
5. Разочарование.
Карма в древнеиндийской философии - это:
1. Закон вечного круговорота бытия.
2. Понятие долга и предназначения.
|
|
3. Закон воздаяния.
4. Выход за пределы круга перевоплощений.
5. Закон жизни.
Дхарма в древнеиндийской философии - это:
1. Понятие долга и предназначения.
2. Закон вечного круговорота бытия.
3. Абсолютное духовное освобождение.
4. Вид религиозной духовной практики.
5. Выход за пределы круга перевоплощений.
Основатель джайнистского учения:
1. Лао-цзы.
2. Мо-цзы.
3. Конфуций.
4. Будда.
5. Махавира.
Центральной идеей учения джайнизма является:
1. Аскетизм.
2. Принцип ахинсы (непричинение зла).
3. Обращение к Богу.
4. Стремление к счастью.
5. Познание всего сущего.
«Будда» в соответствующем религиозно-философском учении - это:
1. Родовое имя принца Гаутамы Шакьямуни.
2. Просвещённый.
3. Любомудрый.
4. Культурный.
5. Просветлённый.
В индийской философии «Срединный путь» - главная тема:
1. Джайнизма.
2. Буддизма.
3.Чарвака.
4. Легизма.
5. Моизма.
Отличие буддизма от других мировых религий:
1. Буддизм – это экзистенциальная философия.
2. Философия буддизма предполагает дуализм.
3. Буддизм отражает материалистическую тенденцию.
4. В буддизме отсутствует идея Бога-творца и бессмертия души.
5. Буддизм адекватно отражает мир.
Письменный источник философии буддизма:
1. «Махабхарата».
2. «Упанишады».
3. «Трипитака».
4. «Ригведа».
5. «Рамаяна».
Исходное понятие философии буддизма:
1. Страдание.
2. Желание.
3. Надежда.
4. Вера.
5. Любовь.
Философское учение, предлагающее человеку восьмиречный путь спасения:
1. Джайнизм.
2. Даосизм.
3. Буддизм.
4. Неокантианство.
5. Экзистенциализм.
Субстанциональные начала в древнекитайской философии:
1. Ветер, небо, металл, земля, вода.
2. Вода, дерево, огонь, металл, земля.
3. Земля, небо, ветер, огонь, воздух.
4. Воздух, вода, огонь, металл, дерево.
5. Дерево, небо, огонь, ветер, вода.
Учение инь и ян отражает:
1. Предопределение судьбы.
2. Волю неба.
3. Строгую необходимость всего сущего.
4. Всеобщий принцип двойственной природы вещей.
5. Причинно-следственные отношения.
Для древних китайцев высшей силой, управляющей всеми процессами на земле, является:
1. Бог.
2. Космос.
3. Природа.
4. Бытие.
5. Небо.
Мировоззренческим фундаментом государственной идеологии Китая явилось учение:
1. Императора Чин-Мо.
2. Конфуция.
3. Мо-цзы.
4. Будды.
5. Лао-цзы.
Ведущие принципы в конфуцианстве: этикет, человеколюбие, …:
1. Долг.
2. Медитация.
3. Красота.
4. Познание.
5. Истина.
Автор концепции «благородного мужа» в Древнем Китае:
1. Мо-цзы.
2. Лао-цзы.
3. Сюнь-цзы.
4. Хань-Фей.
5. Конфуций.
Центральный принцип добродетели в философии Конфуция:
1. Избавление от страдания.
2. Путь «золотой середины».
3. Путь приобщения к божественным сущностям.
4. Удовлетворение потребностей.
5. Для каждого человека свой.
Дао означает:
1. Космос.
2. Поднебесная.
3. Красота.
4. Умеренность.
Путь, закон мироздания.
Понятие «у-вэй» в переводе с китайского:
1. Человеколюбие.
2. Небо, верховное начало.
3. Ритуал.
4. Недеяние.
5. Сыновняя почтительность.
Этический идеал даосов воплощал человек:
1. Творческий.
2. Благородный.
3. Совершенномудрый.
4. Социальный.
5. Духовный.
Согласно даосизму информация о всей Вселенной заложена в:
1. Мировом порядке вещей.
2. Каждом человеке.
3. Только лишь в законах природы.
4. Любом живом существе.
5. Любой материальной вещи.
Основное понятие легизма:
1. Фа (закон).
2. Ци (энергия).
3. Дао (путь).
4. Ли (ритуал).
5. Жэнь (человеколюбие).
Школа «Фа-Цзя» исходит из признания:
1. Общественной природы человека.
2. Неизменной природы человека.
3. Изменяющейся природы человека.
4. Эгоистической природы человека.
5. Эстетической природы человека.
Тема № 3