Человека и мир в Западноевропейской философии XIX века. Философия России XIX-XX веков

1 Цель занятия студент должен знать, что в XIX веке большую роль сыграла классическая немецкая философия (Кант, Гегель, Фейербах), которая открыла законы мышления, раскрыла сущность развития, превратила диалектику в науку. Наряду с этой рациональной философией в XIX веке появляется философия жизни (А.Шопенгауэр, Ф. Ницше) которая субстанцией мира и человека понимает иррациональное- Мировая Воля, Становление.

2 Задачи обучения: студент должен уметь показать сущность классической немецкой философии, что вооружает студента умением анализировать все последующие формы диалектики, логику мышления. Студент должен уметь показать, что в XIX веке уже зарождается иррационализм в форме философии жизни.

Организационный момент -3 минут ы

Опрос студентов -35 минут

Решение тестовых заданий – 9 минут

Подведение итогов занятия – 3 минуты

4. Основные вопросы темы:

1. Философия И.Канта, его априоризм

2. Абсолютный идеализм Гегеля

3. Антропологическая философия Л. Фейербах

4. Философия жизни А.Шопенгауэра и Ницше.

5. Основные черты философии в России XIX века.

6. Материализм русских революционных демократов.

7. Русская религиозная философия (В.Соловьев, Ф.Достоевский, Л.Толстой).

5. Литература Введение в философии М.1990 ч 1.

3. Спиркин А.Г. Основы философии.

4. Мир философии. ч 1. фрагмент произведении Канта, Гегеля, Фейербаха, Соловьева В.

 

Контроль

1. В чем состоит вклад И.Канта в мировую философию?

2. Что такое абсолютный идеализм Гегеля?

3. Отличительная особенность диалектики Гегеля?

4. Что такое мировая воля?

5. Что такое сверхчеловек?

6. Как решают проблему будущего России русские революционным демократы, Соловьёв и Достоевский?

7. Как русские философы относились к философии Гегеля, Шеллинга, Фихте, Фейербаха?

8. Что такое богочеловечество в философии В. Соловьева?

9. Используется тесты по немецкой и русской философии XIX века.

 

Контрольные вопросы

 

Тесты по теме: Западноевропейская философия в культуре XIX века.

 

1

Автор произведений «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения»:

1. И. Кант.

2. Г. Гегель.

3. Ф. Шеллинг.

4. И. Фихте.

5. Л. Фейербах.

2

В своей «Всеобщей естественной истории и теории неба» Кант впервые выдвинул:

1. Теорию подлунного мира.

2. Небулярную теорию.

3. Теорию предустановленной гармонии.

4. Теорию множественности миров.

5. Общую теорию относительности.

3

По Канту, предмет и явление в мире для познающего субъекта есть:

1. Вещь в себе.

2. Феномен.

3. Ноумен.

4. Интеллектуальный синтез.

5. Религиозный вывод.

4

Категорический императив Канта:

1 Закон природы.

2 Причинно-следственная связь.

3 Моральный закон.

4 Субъективный взгляд человека.

5 Эстетическое восприятие мира.

5

По Канту, знание нравственного закона:

1. Является актуальной проблемой этики.

2. Обусловлено образованием.

3. Даётся в эмпирическом опыте.

4. Дано каждому доопытно.

5. Обусловлено воспитанием.

6

По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:

1. Соответствует действующему закону.

 2. Доставляет личное удовлетворение.

  3. Подчинён абстрактному чувству долга.

4. Связан с гуманными чувствами.

 5. Связан с дружескими отношениями.

7

В этике Канта современники усмотрели:

1. Основу новой системы права.

2. Моральное доказательство существования Бога.

3. Истоки нового естествознания.

4. Основы современной метафизики.

5. Принципы инстинкта самосохранения.

8

Автор произведения «Наукоучение»:

1. И. Кант.

2. Г. Гегель.

3. Ф. Шеллинг.

4. И. Фихте.

5. Л. Фейербах.

9

Философская система Фихте:

1 Натурфилософия.

2 Феноменология.

3 Критика способности суждения.

4 Наукоучение.

5 Антропоцентризм.

10

В основании философии И. Фихте лежит:

 1. Природа.

 2. Абсолютная идея.

  3. Я.

 4. Оно.

 5. Вещь.

11

«Действовать, действовать, ещё раз действовать!» - лозунг:

1. Гегеля.

2. Фихте.

3. Шеллинга.

4. Ж.Ж. Руссо.

5. Вольтера.

12

По Фихте, человек, приобщаясь к великим, мудрым и благородным традициям человечества, обретает:

1. Величие.

2. Славу.

3. Почёт.

4. Благородство.

5. Бессмертие.

13

По Фихте, целью истории человечества является:

 1.Побуждение идентичности.

2.Устремление к субординации.

3.Установление координации.

4.Определение диспозиции.

5.Воспроизведение рода.

14

Центральное понятие в философии Шеллинга:

1 Абсолютный дух, или абсолютная идея.

2 Интеллектуальная интуиция.

3 Явление и «вещь в себе».

4 Материя и природный мир.

5 Абсолютное Я и индивидуальное Я.

15

Кто способен на интеллектуальную интуицию по Шеллингу:

 1.Умные животные.

 2.Гении.

 3. Обыкновенные люди.

 4. Бог.

 5.Ангелы.

16

По Шеллингу, история может быть определена, как:

1. Воплощение абсолютной свободы.

2. Постепенная реализация правового закона.

3. Проявление необходимости.

4. Воплощение божественного замысла.

5. Проявление случайности.

17

По Шеллингу, в основе мира лежит:

 1.Бессознательное.

 2.Абсолютная идентичность.

 3. Апейрон.

 4. Беспредельное.

5. Атом.

18

Вершина немецкого классического идеализма:

1. Экономическая теория К. Маркса.

2. Диалектика Г. Гегеля.

3. «Практическая философия» И. Фихте.

4. «Мифология творчества» Ф. Шеллинга.

5. Этика И. Канта.

19

Автор произведений «Энциклопедия наук», «Наука логики», «Феноменология духа»:

1. И. Кант.

2. Г. Гегель.

3. Ф. Шеллинг.

4. И. Фихте.

5. Л. Фейербах.

20

Основное понятие, характеризующее философию Гегеля:

1. Философия абсолюта.

2. «Вещь в себе».

3. Абсолютная истина.

4. Абсолютная идея.

5. Абсолютная дистанция.

21

Стадии «Абсолютного духа» по Гегелю:

1.Искусство, религия, философия.

2. Философия, религия, наука.

3. Наука, право, мораль.

4. Мораль, искусство, право.

5. Право, мораль, философия.

22

Соотношение религии и философии по Г. Гегелю:

1.Философия выше религии.

2. Религия выше философии.

1. Равнозначны.

2. Они не совместимы.

5. Они не сопоставимы.

23

Философская система Г. Гегеля является:

1.  Дуалистической.

2.  Диалектической.

3.  Монистической.

4.  Прагматической

5.  Метафизической.

24

Диалектический метод познания разработан:

1. Г. Гегелем.

2. Л. Фейербахом.

3. Ф. Ницше.

4. Шопенгауером.

5. Лейбницем.

25

Открытие законов диалектики принадлежит:

1. Гегелю.

2. Гадамеру.

3. Гераклиту.

4. Гиденсу.

5. Гердеру.

26

Гегель полагал, что развитое общество – это:

1. Нравственная реальность.

2. Общество всеобщего благоденствия.

3. Царство божие.

4. Правовое государство.

5. Экономическое процветание.

27

Смысл мировой истории, по Гегелю:

1. Становление техники и технологии.

2. Смена способов призводства материальных благ.

3. Процесс становления «Мирового духа».

4. Становление научных знаний.

5. Становление мировых цивилизаций.

28

Философское учение Л. Фейербаха:

1. Антропологический материализм.

2. Критическая философия.

3. Трансцендентальный идеализм.

4. Философия всеединства.

5. Диалектический материализм.

29

Мировоззрение Л. Фейербаха:

1. Натурализм.

 2.Эмпиризм.

3. Субъективный идеализм.

4. Объективный идеализм.

5. Плюрализм.

30

Л. Фейербах раскрывает свои философские идеи через понятия:

1. Абсолютный дух, или абсолютную идею.

2. Интеллектуальную интуицию.

3. Явление и «вещь в себе».

4. Материя и природный мир.

5. Абсолютное Я и индивидуальное Я.

31

«Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика:

1. Права.

2. Государства.

3. Абсолюта.

4. Любви.

5. Совершенства.

32

Фейербах критикует представителей вульгарного материализма за:

1. Догматизм сознания.

2. Субъективность сознания.

3. Идеальность сознания.

4. Религиозность сознания.

5.Материальность сознания.

33

Автор произведения «Сущность христианства»:

1. И. Кант.

2. И. Фихте.

3. Л. Фейербах.

4. Г. Гегель.

5. Ф. Шеллинг.

 



Тема № 9


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: