Прочтите следующие слова. Следите за долготой и краткостью гласного звука

Урок/Stunde 1

  1. Немецкий алфавит.
  2. Правила чтения.
  3. Ударения в простых словах.
  1. Немецкий алфавит.

Deutsches Alphabet

Буква Название буквы Буква Название буквы
А а B b C c D d E e F f G g H h I i J j K k L l M m [’a:] [be:] [t̖s̗e:] [de:] [’e:] [’εf] [ge:] [ha:] [’i:] [jɔt] [ka:] [’εl] [’εm] N n O o P p Q q R r S s, ß T t U u V v W w X x Y y Z z [’εn] [’o:] [pe:] [ku:] [’εr] [’εs, ’εs´ t̖s̗εt] [te:] [’u:] [fáò] [ve:] [’iks] [’ypsilɔn] [t̖s̗εt]

Ää [a: umláòt]             Öö [o: umláòt]            Üü [u: umláòt]

  1. Правила чтения.

Все согласные немецкого языка делятся по участию голоса на глухие и звонкие.

Глухие согласные [p], [t], [k] произносятся с напряженнее русских, с придыханием. Придыхание является результатом более сильного выдоха при более слабом напряжении органов, образующих смычку: die Karte ‛карта’, die Tat ‛поступок’.

Звонкие согласные произносятся более слабо и менее звонко, чем русские, особенно в начале слова или после глухого согласного: das Band [bant].

Немецкие согласные звуки никогда не смягчаются (не палатализируются), в то время как русские могут быть твердыми и смягченными (угол-уголь, кон-конь): ветер – Wetter, тишь – Tisch.

Звонкие согласные в немецком языке оглушаются не только в конце слова, но и в конце слога: der Tag – täglich ['ta:k - 'tε:kliç].

Гласные произносятся долго:

1) При удвоении гласной буквы: Saal, Boot, Meer.

2) В открытом ударном слоге: da, wo, 'sa-gen, 'Ta-fel.

3) В закрытом слоге перед одной согласной буквой, если при изменении слова данная гласная оказывается в открытом слоге: Tag – Tage, rot – rote (исключения составляют некоторые неизменяемые односложные слова: in, mit, um, ab, an, ob, weg, von).

4) Перед буквой h и в сочетании ie (для долгого i): fahren, Uhr, sieben.

5) В некоторых односложных словах: mir, wir, schon, vor, nun, für.

Гласные произносятся кратко:

1) Перед удвоенной согласной буквой: denn, Kamm, Mutter.

2) В закрытом слоге: das [das], an [’an].

3) Перед двумя или несколькими согласными: Berg, Tisch, Hemd (исключения: Mond, Wüste, Sprache, nach, Obst, Buch, Städte, Herd, werden и др.).

4) В приставках er-, ver-, zer - и др.: verstehen, erzählen.

Дифтонг – сочетание двух гласных в одном слоге (ei [áè], au [áò], eu [ɔ́ø̀]). При произнесении немецких дифтонгов первый гласный звук произносится с ударением, четко и ясно, второй гласный безударный.

Правила чтения некоторых буквосочетаний

Буквосочетания Звук Примеры
sch [ʃ] schön [ʃø:n]
tsch, tch [t̖ʃ̗] Match [mεt̖ʃ̗]
st, sp в начале слова [ʃt], [ʃp] Staat ['∫ta:t]
qu [kv] Quelle ['kvεlə]
x, chs [ks] sechs [zεks]
ih, ie, ieh [i:] Wien [vi:n]
s в начале слова или в интервокальной позиции [z] sagen ['za:gən]

 

  1. Ударения в простых словах.

Ударение в простом двусложном слове падает на корень слова, т.е. обычно на первый слог. Ударение в немецких словах значительно сильнее, чем в русских, поэтому разница между ударным и безударным слогом достаточно большая. Ударение в слове в транскрипции обозначается значком ́.

Фонетические упражнения

  1. Выпишите слова в алфавитном порядке:

Haus, Mädchen, Junge, Vater, Kind, Eltern, Familie, leben, Tochter, Deutsch

2. Расставьте слова в алфавитном порядке, и у Вас получится стихотворение Т. Вейнобста «Биография» (Theo Weinobst „Lebenslauf“):

Anfang, Irrwege, Erfahrung, Warten, Mann und Frau, Creme, Grundschule, Traumreise, X, Jugendsünden, Neureich, Y, Posten, Zentralfriedhof, Daumen, Sommerhaus, Hauptschule, Liebe, Untergang, Baby, Verhalten, Fortschritt, Küssen, Ratlosigkeit, Ordnung, Qualität.

Stunde 2

  1. Гласные заднего ряда: A, O, U-Laute.
  2. Твердый приступ гласных (Knacklaut).
  3. Смычные [p] [b] [d] [t] [k] [g].
  4. Интонация простого предложения.
  1. Гласные заднего ряда: A, O, U-Laute.
Звук Характеристика Буквенное соответствие Примеры
[a] открытое краткое а Mann [man], Klasse ['klasə], das [das]
[a:] открытое долгое a, aa, ah Tat [ta:t], Bahn ['ba:n] Staat ['∫ta:t]
[o:] закрытое долгое o, oo, oh Kohl [ko:l], Brot ['bro:t], Boot ['bo:t]
[ɔ] открытое краткое o wollen ['vɔlən],
[ʊ] открытое краткое u Hund [hʊnt], Suppe ['zʊpə]
[u:] закрытое долгое u, uh gut [gu:t], Stuhl ['∫tu:l], Buch ['bu:x]
  1. Твердый приступ гласных.

В немецком языке гласные и дифтонги произносятся в начале слова или ударного слога с твердым приступом (кнаклаутом). Твердый приступ возникает в гортани от плотного смыкания голосовых связок перед произнесением немецких гласных. В транскрипции твердый приступ обозначается значком ’.

 

  1. Смычные [p] [b] [d] [t] [k] [g].
Звук Характеристика Буквенное соответствие Примеры
[p] смычный глухой p, pp, b (в конце слова, слога) Pass [pas], ab [’ap], Mappe ['mapə]
[b] смычный звонкий b, bb baden ['ba:dən]
[d] смычный звонкий d, dd dort [dɔrt], addieren [’ad'i:rən]
[t] смычный глухой t, tt, th, d (в конце слова, слога) satt [zat], Stadt [stat], Bad [ba:t]
[g] смычный звонкий g, gg Roggen ['rɔgən], Gasse ['gasə]
[k] смычный глухой k, ck, ch, g (в конце слова, слога) Kette ['kεtə], Tag [ta:k], packen ['pakən]

 

  1. Интонация простого предложения.

В повествовательном нераспространенном предложении как в утвердительном, так и отрицательном, главное ударение падает на сказуемое. Если сказуемое именное, то ударение падает только на предикатив. Это относится как к утвердительному, так и отрицательному предложению. Тон понижающийся:

Das ist ein ˝Zimmer↓.

Das ist kein ˝Zimmer↓.

Простое нераспространенное повествовательное предложение можно произнести как одну или две синтагмы (блоки слов, представляющие собой смысловые и фонетические единства). Если подлежащее в предложении выражено личным местоимением, то предложение образует одну синтагму, личное местоимение не несет ударения, ударение падает на глагол:

           ↓

Sie ˝schreiben.

Если подлежащее выражено существительным с относящимися к нему словами (артикль, местоимение, определение), то оно может быть выделено в отдельную синтагму:

   →          ↑     → ↓

Diese große ˝Wohnung | ist ˝gut.

        ↑        →       ↓

Die ˝Studenten | lesen ein ˝Buch.

Фонетические упражнения

1. Прочтите следующие слова. Следите долготой и краткостью гласного звука и за твердым приступом в начале слова:

[’a:n] Ahn, ['’a:da·] Ada, [’ast] Ast, [’ap] ab, [’an] an, [’ɔp] ob, [’ɔft] oft, [’'o:pər] Oper, [’' ɔto·] Otto, [’'o:ma·] Oma, [’ʊm] um, [’ʊnt] und, [’ʊns] uns, [’'u:və] Uwe, [’u:ɐ] Uhr.

 

Прочтите следующие слова. Следите за долготой и краткостью гласного звука

[a:] [a]
['ha:zņ] - Hasen ['za:t] - Saat ['va:l] - Wahl ['da:] - da ['∫tra:sə] - Straße ['ba:n] - Bahn ['hasņ] - hassen ['zat] - satt ['val]- Wall ['das] - das ['∫tat] - Stadt, statt ['ban] - Bann
[o:] [ɔ]
[’'o:fən] - Ofen [to:n] - Ton [fo: ɐ] - vor [vo:l] - Wohl ['zo:lə] -Sohle [’'ɔfən] - offen ['tɔnə] - Tonne [fɔl] - voll ['vɔlə] - Wolle ['zɔlən] -sollen
[u:] [ʊ]
[t̖s̗u:k] - Zug [du:] -du [mu:t] - Mut [bu:x] - Buch ['ru:fən]rufen ['t̖s̗ʊkən] - zucken [dʊft] - Duft ['mʊtɐ] - Mutter [brʊx] - Bruch [rʊm] - Rum

3. Прочтите следующие рифмовки со звуками:

[a] [a:]

 

Saß ein Has’ im Grase hatt’ eine nasse Nase, eine nasse Nase ist nicht fein, nimm ein Blatt und putz dich rein.   Frau von Hagen, Darf ich’s wagen, Sie zu fragen, Wieviel Kragen, Sie getragen, Als Sie lagen, Krank am Magen Im Spital zu Kopenhagen!

[ɔ] [o:]

Otto Ottos Sohn Ottos Sohn soll Ottos Sohn soll oft Ottos Sohn soll oft Vollkornbrot Ottos Sohn soll oft Vollkornbrot holen Ein Mensch bemerkt mit bitterem Zorn, Dass keine Rosen ohne Dorn Doch muss ihn noch viel mehr erblosen, Dass sehr viel Dornen ohne Rosen.

 

[ʊ] [u:]

Ludwig Ludwig und Ute Ludwig und Ute wollen Ludwig und Ute wollen Urlaub Ludwig und Ute wollen Urlaub buchen. Ludwig und Ute wollen Urlaub in Usedom buchen. Ein Pfund Nudeln zum Suppenkochen, hundert Gramm Zucker zum Kuchenbacken, ein Suppenhuhn zum Suppenkochen zweihundert Gramm Butter zum Kuchenbacken.  

4. Прочтите следующие пары слов:

[ɔ]-[ʊ]: Sommer – summen, kommen – Kummer, Koppel – Kuppel, Motte – Mutter, Fox – Fuchs, Stolle-Stulle.

[o:]-[ u:]: Ohr – Uhr, Ton – tun, Rom – Ruhm, vor – fuhr, Boden – Buden, Sporen – Spuren, Brot – Brut.

5. Прочтите пары слов, обратите внимание на произношение звонких и глухих согласных:

[bas] Bass ['gasə] Gasse [blat] Blatt [dra:t] Draht [di: ɐ] dir [gʊnst] Gunst [pas] Pass ['kasə] Kasse [plat] platt [tra:t] trat [ti:ɐ] Tier [kʊnst] Kunst

6. Прочтите следующие слова. Обратите внимание на оглушение звонких согласных в конце слова:

Ab, Tag, Bad, Rad, fand, gab, Weg, Wand, Kind, Abend.

 

7. Прочтите следующие предложения и диалоги со звуками [p] [b].

Bayrische Bierbrauer brauen bayrisches Bier.   Ein gutes Buch lobt sich selbst.  
Herr Ober, ein Bier! Wo bleiben sie denn bloß? Bitte, ein Bier! Nein, kein Büchsenbier! Hm, ich mag Bier über alles. Bitte, noch ein Bier!   Sagen Sie Bier? Nein, wir. Sagen Sie wetten? Nein, Betten. Sagen Sie Werk? Nein, Berg. Sagen Sie Wand? Nein, Band. Sagen Sie bald? Nein, Wald.  

 

8. Прочтите следующие предложения и рифмовки со звуками [d] [t]

Es ist nicht ein Tag wie der andere.

Der dicke dumme Töffel trug den dünnen dummen Toffel durch den dicken tiefen Torfdreck durch; da dankte der dünne dumme Toffel dem dicken dummen Töffel, dass der dicke dumme Töffel den dünnen dummen Toffel durch den dicken tiefen Torfdreck trug.

Am Montag nach Baden-Baden. Am Dienstag nach Düsseldorf. Am Mittwoch nach Friedrichroda Am Donnerstag nach Stuttgart. Am Freitag nach Dortmund.

 

9. Прочтите следующие предложения и рифмовки со звуками [k] [g]

Kunst kommt von Können.   Genug geredet! Genug gehört! Genug gefragt! Genug geschrieben! Genug gelesen!
Die Katze geht die Treppe krumm, krumm geht die Katze die Treppe.  

 

10.  Прочтите следующие предложения. Следите за интонацией:

Das ist ein Buch. Das ist eine Uhr. Das Buch ist groß. Die Uhr ist alt.

Die Studenten arbeiten. Sie arbeiten. Anna und Kurt studieren. Sie studieren.

Ada arbeitet. Die Studenten arbeiten. Monika fragt.

Stunde 3

  1. E-Laute.
  2. Щелевые согласные [v] [f] [s] [z] [∫] [j].
  3. Интонация вопросительного предложения.

E-Laute.

Звук Характеристика Буквенное соответствие Примеры
[ε] открытое краткое e, ä Held [hεlt], Bett [bεt]
[ε:] открытое долгое ä, äh Bär [bε:r], Träne ['trε:nə]
[e:] закрытое долгое e, ee, eh legen ['le:gən]
[ə] слабое, очень краткое, в безударных слогах (в окончаниях и префиксах be-, ge-) e leben ['le:bən]

2. Щелевые согласные [v] [f] [s] [z] [∫] [j].

Звук Характеристика Буквенное соответствие Примеры
[f] щелевой глухой f, ff, v, ph Feder ['fe:dər]
[v] щелевой звонкий w, v Welt [vεlt]
[s] щелевой глухой s, ss, ß Fluss [flʊs], Tasse ['tasə], heiß [h áès]
[z] щелевой звонкий s sagen ['za:gən]
[ʃ] щелевой глухой sch, s, ch, sp, st (в начале слова) schön [ʃø:n], Stunde ['∫tυndə]
[j] щелевой звонкий j, y jung [jʊŋ]
[ʒ] щелевой звонкий g, j Genie [ʒe'ni:], Etage [e·'ta: ʒə]

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: