Неполная презумпция 4)избыточная проверка

Во всех этих случаях конечная цель деятельности слушающего- определение фонемы- остается не достигнутой.Для него проблематичный звук реализует г иперфонему: недостаточную или избыточную.

 

17. Классификация [С] по способу образования.  
Тип преград Щелевые  

Смычные

Преодол срединные бок взрывные слитные дрожащие носовые
  В ф з с ж ш х j л б п д т г к ц ч р м н

 

18.Фонетические чередования [С] по способу образования. Парадигматическое отвердение.   Чередования также охватывают только переднеязычные шумные [С].Они происходят в деятельности говорящего в результате 2 несимметричных фонетических процессов. 1.Регрессивная ассимиляция.[СвзрIICсл] (+[Сщел/ Ссл] того же место образования) Взрывной согласный под влиянием последующего звука присоединяет к смычке щель, изменяя способ преодоления преграды: вместо резкого размыкания смычки- плавное. При этом 2 слитных согласных в результате коартикуляции образуют долгую смычку с единой стадией размыкания.   2.Прогрессивная ассимиляцияимеет 2 противонаправленных разновидности: 2а.[(ц`+) с`II ц`] Щелевой согласный звук под влиянием предшествующего смычного слитного изменяет тип преграды, сохраняя элемент щели благодаря плавному размыканию смычки. Процесс очень слабый. Он тормозится сильной морфемной границей и виртуальными единицами(паузой и морфемой) 2б. [(щ`+)ч`II ш`] Слитный согласный звук под влиянием предшествующего щелевого изменяет тип преграды, теряя смычку. Процессу также предшествует регрессивные ассимиляции по различным признакам.Он сильнее, чем 2а,но все же несколько ослаблен. Все рассмотренные чередования становятся для слушающего источником нейтрализации   Наиболее интересный процесс – парадигматическое отвердение [ц`->ц],происходящее в абсолютной сильной позиции перед гласным. Причина его- не синтагматическое взаимодействие звуков, а отсутствие в фонологической системе русского языка фонемы ц` А значит соответствующей мягкой доминанты. Таким образом, это процесс фонетически вынужденный, а потому он порождает внутреннее парадигматическое отношение между разновидностями одной и той же фонемы.  
19. Фонетические чередования [С] с нулем. Чередование с нулем происходят в деятельности говорящего в результате прогрессивно- регрессивной диэрезы по 4 правилам с разной степенью регулярности. Чаще всего согласный звук подавляется окружающими [С], а реальные условия для чередований складываются только рядом с морфемной границей. Особое место занимает правило 4. 1. [т`II ноль], [д`II ноль])(в конце морфемы) 1а.Между [с`/ з`] и переднеязычными [С] (кроме [л`],[р`]) 1б.Между [н`] и переднеязычным щелевым шумным [С] (реально перед - глухим) 2. [с`II ноль], [з`II ноль]: между. [ц/дз] и взрывными [С] (только в начале морфем) 3. [к`II ноль],[г`II ноль]: между [с/н/р] и [ск`](только в конце морфемы) 4. [j`II ноль]: между [Г] и [и] (в любом морфемном положении)  
14.Классификация [С] по соотношению шума и тона. Фонетическое чередования по звонкости/глухости. Это наиболее и регулярные чередования. В той или иной степени они охватывают все согласные звуки, кроме [j]. Чередование происходит в деятельности 2-ух фонетических процессов.(Регрессивная ассимиляция и Прогрессивно-регрессивная Ассимиляция) 1.Регрессивная ассимиляция Симметричныйпроцесс,варьирующий шумные согласные:от последующего сегмента передается расслабленность/напряжение связок(->отсутствие /наличие тона). 1)Оглушение.В число последующих [Сгл]входят оглушенные санорные.Пауза может быть так реальной, так и виртуальной.  2)Озвончение Последующие [Сзв.ш]  действуют через виртуальную паузу.   2.Прогрессивно-регрессивная Ассимиляция. Процесс несимметричный (только оглушение).Санорные согласные обладают слишком слабым шумом, и потеря тона грозит им полной потерей звучания Поэтому оглушение становится регулярным только при отсутствии предшествующего гласного звука.    
15.Классификация и фонетические чередования [С] по твердости или мягкости. Чередования происходят в деятельности говорящего в результате регрессивной ассимиляции. Предшествующий согласный под влиянием последующего изменяет положение и конфигурацию языка. Процесс охватывает как шумные, так и сонорные согласные, может сочетаться с ассимиляциями по всем другим признакам. Он существенно отличается от ассимиляции по звонкости или глухости. 1)Процесс несимметричный. В современном русском языке действует ассимилятивное смягчение, но не отвердение. Возможны только исторические чередования 2)Процесс гораздо менее интенсивный, зависящий от фонетических и морфемных факторов: а) граница между частями сложного слова, виртуальные паузы и морфемы делают смягчение невозможным. б) в зависимости от состава сочетаний [С1С`2]выделяются 3 правила. 1. [СIIC`] перед своей мягкой парой 2. [СIIC`](кроме [л],[р]) перед [C`],близким по месту образования.(см табл на стр 17) 3. [СIIC`](кроме [ж] [ш] [ц])перед [j]процесс также не регулярный,зависящий и от качества согласного звука, и от факторов,,ослабляющих ассимиляцию(табл на стр 17.)
Твердые

Мягкие

Непарные ц (ж) Парные б п в ф м д т з с н л ж ш р г к х Парные б п в ф м д т з с н л ж ш р г к х Непарные ч (j)
       

 

16. Классификация и фонетическое чередование [С] по месту образования. Чередования охватывают только переднеязычные шумные [С] и происходят в результате несимметричной регрессивной ассимиляции. Зубной согласный под влиянием последующего передненебного изменяет пассивный орган. Процесс является вполне регулярным,если сочетания однородными путем ассимиляционного смягчения.(примеры на стр18) Однако ассимиляцию тормозит различие в положении языка при артикуляции твердого и мягкого согласного, которое не может быть устранено автоматически. [С‘С] невозможность отвердения [С(#)С‘] невозможность смягчения через виртуальную паузу [СС‘] факультативное смягчение Нейтрализующая позиция –передненебные(шипящие) согласные звуки перед передненебными.    

 

 

23. Фонологический анализ речевого потока. Общая схема. Анализ[нуля]  Фонологический анализ, производимый слушающим для перехода от аллофонов к фонемам, носит творческий характер, вязанный с решением альтернативных задач. Он складывается из следующих этапов: 1.Анализ фонетической позиции аллофона. 2.В сильной позиции- прямой переход к фонеме; в слабой- формирование поля нейтрализации. 3.Максимально возможное сужение поля нейтрализации Стратегия фонологического анализа слова и текста мотивируется консонантным характером русского языка: в начале определяются согласные фонемы, а затем гласные. Общая схема.  1.Фонетическая транскрипция                                           1)Затранскрибировать фонетическое слово(включая клитики) 2)Выделить морфемы 2.Определение С 2аПотенциальные фонетические нули 3).Последовательно нужно проанализировать [С], с учетом виртуальных пауз ипроверки нуля, ослабляющей позицию. 2б.Затем идет позиционный анализ [С] 3.Определение[Г] 3а.Позиционный анализ. 4.Фонематическая транскрипция 1)записать фонемный состав каждого грамматического слова. 2)выделить морфемы. Анализ[нуля]  2аПотенциальные фонетические нули 1)Возможность[т`ll ноль],[д`ll ноль](в конце морфемы) 2)Возможность[с`ll ноль], [з`ll ноль](в начале морфемы) 3)Возможность[к`ll ноль], [т`ll ноль](в конце морфемы) 4)Возможность[j ll ноль](в любом морфемном положении)    
24.Фонологический анализ речевого потока..Общая схема. Анализ[С] Фонологический анализ, производимый слушающим для перехода от аллофонов к фонемам, носит творческий характер, вязанный с решением альтернативных задач. Он складывается из следующих этапов: 1.Анализ фонетической позиции аллофона. 2.В сильной позиции- прямой переход к фонеме; в слабой- формирование поля нейтрализации. 3.Максимально возможное сужение поля нейтрализации. Стратегия фонологического анализа слова и текста мотивируется консонантным характером русского языка: в начале определяются согласные фонемы, а затем гласные. Общая схема.  1.Фонетическая транскрипция                 1)Затранскрибировать фонетическое слово(включая клитики) 2)Выделить морфемы 2.Определение С 2аПотенциальные фонетические нули 3).Последовательно нужно проанализировать [С], с учетом виртуальных пауз ипроверки нуля, ослабляющей позицию. 2б.Затем идет позиционный анализ [С] 3.Определение[Г] 3а.Позиционный анализ. 4.Фонематическая транскрипция 1)записать фонемный состав каждого грамматического слова. 2)выделить морфемы. .Определение С 1)Найти разложимые согласные звуки. Усл.разлож-ти стык морфем/возможность вставки беглого [Г]/любой долгий [ж] 2)сужение поля (проверка и / или презумпция простоты) 3)Для прямой проверки- характеристика чередования по схеме. 4)Вывод. 2аПотенциальные фонетические нули 3.Последовательно нужно проанализировать [С], с учетом виртуальных пауз ипроверки нуля, ослабляющей позицию. При отсутствие нейтрализации (если надо снять ассимиляцию) При наличие нейтр-ии: 1) фонетическая позиция, нейтрализованные признаки, поля нейтрализации. 2) Если возможно- сужения поля 3) Для прямой проверки, не отвергаемой презумпцией,- характеристика чередования по схеме. 4) Вывод. 2б.Затем идет позиционный анализ [С]  
25.Фонологический анализ речевого потока. Общая схема. Анализ[Г]  Фонологический анализ, производимый слушающим для перехода от аллофонов к фонемам, носит творческий характер, вязанный с решением альтернативных задач. Он складывается из следующих этапов: 1.Анализ фонетической позиции аллофона. 2.В сильной позиции- прямой переход к фонеме; в слабой- формирование поля нейтрализации. 3.Максимально возможное сужение поля нейтрализации. Стратегия фонологического анализа слова и текста мотивируется консонантным характером русского языка: в начале определяются согласные фонемы, а затем гласные. 1.Фонетическая транскрипция  1)Затранскрибировать фонетическое слово(включая клитики) 2)Выделить морфемы 2.Определение С 2аПотенциальные фонетические нули 3).Последовательно нужно проанализировать [С], с учетом виртуальных пауз ипроверки нуля, ослабляющей позицию. 2б.Затем идет позиционный анализ [С] 3.Определение[Г] 3а.Позиционный анализ. 4.Фонематическая транскрипция 1)записать фонемный состав каждого грамматического слова. 2)выделить морфемы. Последовательно проанализировать [Г] с учетом виртуальных пауз и проверки нуля. При отсутствии нейтрализации(если надо снять аккомодацию). При наличии нейтр-и по алгоритму: 1)после Вирт.паузы-снятие аккомодации 2)фонет.позиция,схема нейтрализации,поле нейтрализации 3)если возможно- сужение поля. 4)При наличии проверки-характеристика всех качественных чередований 5.Вывод. 3а.Позиционный анализ[Г]  
26.Предмет, задачи, строение орфоэпии. История русского литературного произношения. Орфоэпия рассматривает фонетическую систему сточки зрения использования в обществе. Она не исследует фонетические законы, а устанавливает правила произношения. Предмет её уже предмета фонетики. Орфоэпия охватывает нормы: 1)императивные – только если велика вероятность ошибки; 2)диспозитивные – если возможен сознательный выбор варианта. Источникиорфоэпических вариантов: 1)историческое развитие языка; 2)влияние нелитературной речи; 3)влияние письменности; 4)влияние иностранных языков. Функции произносительных норм: 1.Их соблюдение обеспечивает слушающему оптимальные условия для восприятия речи. 2.Их варьирование обеспечивает говорящему возможность построения выразительной речи. Задачи орфоэпии противоречивы: 1)поддержание культурной традиции; 2)учет тенденций развития фонологической системы. Средства решения задач: 1.Синхроническая. Произносительные стили: 1)высокий,2)нейтральный,3)разговорный. 2.Диахроническая. Культурно-исторические типы произношения. Последовательно сменяются друг друга через стадию сосуществования и конкуренции. Строение орфоэпии. Выделяют 4 раздела: 1.Орфоэпия С. 2.Орфоэпия Г. 3. Орфоэпия служебный морфем и слов. 4. Орфоэпия ударения.   церковнослав ЦСН старомосск СМН санктпетерб СПН старш/младш орф норм С/М ОН
27.Орфоэпия согласных звуков. Основной источник вариантности - развитие русской фонологической системы: усиление консонантизма + ослабление вокализма. Параметры усиления: 1.рост числа фонем; 2.рост числа сильных позиций; 3.Сужение объема полей нейтрализации; 4)упорядочение парадигмантики корреляций. церковнослав ЦСН старомосск СМН санктпетерб СПН старш/младш орф норм С/М ОН 1. [C]{C’] (+ <э>)? До начала 20 века позиция была слабой (обяз смягч = регрес акком: а и бе сидели на трубе) <С.C’> = [С’] Сон: появление [C](+ <э>) сначала в заимств лекз а зат и в иск. МОН: <C> (бэ, гэс, тэмп) <C’> (музей) <C>/<C’> (прогре/эсс, се/эссия) Тенденция: усил и стабил мягкостной корреляции 2 [C’C’]/[CC’] СМН больш позиций слабые (обяз смягч = регр акком), <C.C’> = [C’]. СПН значит отступ (источ с-русск говоры + влиян письм). СОН перестали смягч л,р (почти везде) [Cгуб, Сзуб (+С'з-яз)]. МОН перестают смягчаться Сзуб (+С'губ); [Cзуб (+л')];[CCC']. Тенденция - усиление позиций + упоряд-ие сист нейтр. 3 [C'губ]/[Сгуб] (+[C/C'/#]) CПН отвердение, <С'.C>=[C] (кров, сэм). СМН, СОН, МОН: отвердение только перед [C](нерегулярно) (симьсот <м> но сэмь<м'><в'><п'>) Тенденция: сохранение оппозиций 4 [ж'||ш']/[ж], [жд'][шт'] СМН, СОН: пожже, даже <ж'>. СПН,МОН: отверд + расщ фонемы, пожже <зж>, дожди, дождь,<ж/шд'>. Тенденция: разрушение <ж'>, ослаб обоих корреляц.(≠ закону) 5. [ж']/[ж], [ц']/[ц] (в иноязыч словах). СОН жюри, жюльен. МОН чаще побежд отверд. Тенденция: включение заимствований в осн лексику. 6. [ш']/[ш'ч'ъ/[ш] СМН: [с/з/ш/ж + ч'= ш'] (регр ассим по 3 призн + прогр ассим по спос обр), щука, изящный. СПН 1) шчука, рашчоска(отсут регр ассим по мягк и прогр ассим, ассим по сп образ, влиян с-рус гов-в) 2) изяшный, сущность (то же + диэреза) 3) отверд только в помошник. Тенденции: усиление <ш'> + усил позиц 7. чьн/шн чьт/шт СМН регр диссим по сп обр. Тенденция: усиление шь + усил. позиц. 8 г/гамма. вытеснение гамма, стил окр (≠ закону) 9 к/х регр диссим по сп обр 10 с/ ноль непроизносимые с. постепенное убывание.
28. Орфоэпия гласных звуков. 1. о э Ист вариантности:1 нерег лабиализация, 2 заимствования ЦСН только э, СПН чаще э СМН СОН МОН 1 о 2 о/э 3 о=э Тенд:перераспред лексич и грамматич мат-ла. Основной источник вариантности в безударных слогах – ослабление вокализма. Параметры ослабления: 1.сокращение числа фонем; 2.уменьшение числа сильных позиций; 3.расширение полей нейтрализации; 4.неупорядоченность парадигмантики Схема 1.После #/(#) [Г]
Ударный слог <а> [á] <о> [ó] <э> [э\э] <и > [ú]
Безударные [а]([а]*) [а]([а]*) [и]([ы]*) [и]([ы]*)

Поля нейтрализации: [а]([‘а]) <а о>; [и]([ы]) <э и>;

Схема2.После твердых [С]

Ударный <а> [а] <о> [о] <э> [э] <и> [ы] <у> [у]
1-й предуд. [а] [а] [ы] [ы] [у]
Прочие пред. [ъ] [ъ] [ъ] ([ы]) [ъ] ([ы]) [у] ([ъ])
Заударные [ъ] [ъ] [ъ] [ъ] [ъ] ([у])

Поля нейтрализации: [а] <а о>; [ы] <э и>; [ъ] <а о и э у>;

Схема 3.После мягких [С`]

Ударный <а> [‘а] <о> [‘о] <э> [‘э] <и> [‘и] <у> [’у]
1-й предуд. [и] [и] [и] [и] [’у]
Прочие пред. [и] [и] [и] [и] [’у] ([и])
Заударные [и] [и] [и] [и] [и] ([‘у])

Поля нейтрализации: 1-й [и] <а о э и>; ост [ъ] <а о э и у>;

 

32.Предмет и задачи графики

Графика.

1.Широкий смысл – совокупность всех письменных средств данного языка.

 

Письменные средства русского языка

 

универсальные

специальные

буквенные: алфавит небуквенные: 1)вспомогательные (пробел, дефис, акут, апостроф) 2)идеограммы (цифры, №) 3)знаки препинания 4)средства выделения (шрифт) транскрипция: средство отражения звучания речи

нотация:

средство отражения особых систем понятий(музыкальная, шахматная)

         

 

2.Узкий смысл1 – графическая система, т.е. комплекс универсальных средств, служащих для записи текстов данного языка. Функционирование графической системы складывается из 2 действий: письмо – переход от замысла к тексту; чтение – переход от текста к замыслу.

3.Узкий смысл2 – наука, изучающая графические системы, и соответствующая учебная дисциплина.

 

Задачи графики:

1.Рассмотрение отношений между устной и письменной формами языка.

2.Создание теоритической базы для других разделов науки о русском языке – орфографии, морфемики, словообразования, морфологии.

3.Создание теоретической базы для методики преподавания русского языка.

 

 

33.Типология графических систем. Системы на базе семантики текста. Системы на базе семантики включают в себя: 1.Фразография – отражение общего смысла сообщения, не связанное с конкретным языковым воплощением этого смысла. По характеру используемых средств такую систему называют пиктографией. Достоинства её – наглядность и компактность. Пиктограммы стали универсальным средством письма. Их нельзя прочитать, можно только расшифровать замысел адресанта, а затем выразить его самыми разными сочетаниями слов. 2.Семантическое расчленение высказывания на смысловые блоки породило идеографию. Её единицы – идеограммы, формировались путем упрощения, схематизации пиктограмм и приписывания им группы смежных и сходных понятий. Такие единицы известны как иероглифы. Часто идеографический текст – неупорядоченный набор единиц, который может быть неоднозначно понят и прочитан на разных языках.   Древнейшая письменность появилась в Месопотамии, в гос-ве Шумер. Письменные знаки наносились на специально изготовленные глиняные таблички. В основе развития письма всегда лежало стремление участников коммуникации к оптимизации своей деятельности. Основная линия развития – повышение точности записи речи на базе расчленения высказываний на все более мелкие единицы.  
34.Типология графических систем. Системы на базе текста. Системы на базе формы текста: 1.Формальное расчленение высказывания прежде всего закономерно остановилось на знаке понятия – слове. Возникла логография и логограммы. Логограмма является не только графической, но лексико-грамматической единицей. Письменный текст стал отражать конкретное языковое высказывание, точность его существенно возросла. Опора на слово поставила перед участниками коммуникации новые проблемы, усложнившие их деятельность: 1)необходимость разграничения полисемии и омонимии потребовала от адресанта введения вспомогательных нечитаемых единиц – детерминантов, служащих для адресата подсказками. 2)необходимость передачи грамматической информации потребовала введения вспомогательных читаемых единиц, не обладающих лексическим значением.   2.Для радикального преодоления этих трудностей потребовалось углубить формальное чтение речи. Слова были расчленены на слоги – минимальные синтагматические единицы, образовавшие силлабографии. Её элементы – силлабограммы. Это фигуры, позволяющие отразить на письме звучание любого знака данного языка.   3.Фонемография продолжает формальное расчленение речи и соотносит буквы с минимальными функциональными единицами – фонемами. Это позволяет достичь компактности алфавита и выскоой точности отражения языковых знаков.  Для разновидности алфавитного письма развивали финикийское наследие разными путями: 1)консонантное письмо 2)вокализированное письмо.  
29.Орфоэпия служебных слов и морфем. Основной источник вариантности – противоречия между фонетической и грамматической системами. Грамматические аффиксы противопоставлены морфемам основы как носителя морфологической информации, служебные слова – синтаксической 1 Г в граммат аффиксах. Торможение фонетических процессов: а) кач редук Сы вместо Съ б) прогр акком С’ъ вместо C’и Тенденция: сужение полей нейтрализации. 2 Г в оконч прилаг им.п м.р. СПН МОН смеш сист 3 Г в безуд оконч глаг 4 Г в служ словах 1) относит клитики без кач редукц: част о предл о, союз но, предлог на. 2) усил редукц в 1м предуд слоге 5 сь/с в возвр постфиксе СМН с СПН сь СОН сь || (л+) с МОН побежд с
30.Орфоэпия ударения. Уровень грамматического слова. Источник вариантности норм – парадигмантические свойства ударения: 1.разноместность; 2.взаимодействие подвижности и неподвижности. Словообразовательная подвижность/неподвижность порождает варианты на уровне грамматического слова, формообразовательная – на уровне грамматических форм. Уровень грамматического слова Существительные 1.Отталкивание от производящего слова-сдвиг на суффиксе. 2.Отталкивание от производного слова. 3.Сдвиг к концу слова. 4.Семантические оппозиции. Прилагательные 1.Сдвиг к концу слова. 2.Семантические оппозиции. Наречия Отталкивание от производящего слова-сдвиг на суффиксе. Глаголы 1.Отталкивание от производящего слова-сдвиг на суффиксе. 2.Сдвиг внутри суффикса.  
31.Орфоэпия ударения. Уровень грамматических форм. Источник вариантности норм – парадигмантические свойства ударения: 1.разноместность; 2.взаимодействие подвижности и неподвижности. Словообразовательная подвижность/неподвижность порождает варианты на уровне грамматического слова, формообразовательная – на уровне грамматических форм.   Существительные 1.Основной источник вариантности – грамматическая оппозиция ед.ч.: мн.ч. 1 скл. окончание: основа 2 скл. м. р. Основа: окончание Ср. р. Представлены оба типа. 3 скл. оппозиция отсутствует. 2.Предложные сочетания. Семантическая оппозиция. Прилагательные 1.Полные формы: ударение неподвижное. 2.Краткие формы. Необходимость различения – поэтапный сдвиг ударения на окончания. 3.Степени сравнения. Глаголы Самое богатое словоизменение, разнообразная вариантность. 1.2спр. 2.Формы прошедшего времени. 3.Интеграция форм прошедшего времени с инфинитивом – сдвиг: 1)с префикса на корень 2)с возвратного постфикса и окончания на корень. Страдательные причастия Отталкивание от производящего глагола. Краткие формы.    

 

 

38.Развитие русской кириллицы. Преобразования кириллицы на русской почве диктовались как её исходным состоянием, так и последующим развитием знаковой и коммуникативной системы языка. Формальные изменения. 1.Упрощение начертаний букв а)последовательная смена почерков, обеспечивающая ускорение процесса письма: устав- полуустав- скоропись. б)с появлением книгопечатания – смена базы типографского шрифта: полуустав- гражданский алфавит. 2.Различение прописных и строчных букв. В древнерусском письме выделялись размерами только начальные буквы текста или заголовка, откуда термин заглавная буква. От строчных они отличались также наличием украшений, откуда термин прописная буква. 3.Замена большинства словесных названий букв гражданского алфавита слоговым по образцу латиницы. Новые названия, прямо связанные с фонемными функциями букв позволили упростить обучение грамоте.  
39. Устранение дублетности. Пополнение алфавита. 1.Постепенное устранение дублетных отношений между буквами: а)существовавших изначально б)возникавших в результате совпадения фонем. Процесс протекал непросто и не прямо. Случалось, что дублетные буквы вдруг возрождались к более или менее активной жизни. 2.Последствия падения редуцированных. 3.Последствия лабилизации
39. Устранение дублетности. Пополнение алфавита.
40.Русский алфавит. Центральным, системообразующим для алфавита является внешнее отношение между графическими и фонетическими единицами. Опыт подсказывает нам, что эти фонетические единицы – звуки. Но такому впечатлению противоречат следующие факты. 1.одному и тому же звуку могут соответствовать разные буквы. 2.одной и той же букве могут соответствовать разные звуки. В основе графической парадигмантики русского языка лежит фонемно-буквенный принцип ФБП, устанавливающий соответствия между буквами и стабильными фонологическими единицами – фонемами. Фонема реализуется звуком=звук реализует фонему. Фонема обозначается буквой=буква обозначает фонему. Типы соответствий между обозначаемыми объектами и буквами. Букв согласных фонем намного меньше, чем самих фонем, которые делятся на 2 класса: 1.согласные фонемы 1-го класса. 2.согласные фонемы 2-го класса. Букв гласных фонем больше,чем самих фонем, делятся они на 2 ряда: 1.буквы 1-го ряда соответствуют только своим фонемам. 2.буквы 2-го ряда соответствуют не только свои фонемам, но и силлабемам.  
41.Русский алфавит. Формальные парадигмантические отношения. Существует 2 вида формальных отношений между буквами: 1.Порядок букв с ФБП не связан и является чисто условным. 2.Начертания букв также абсолютно условны. Внутренние отношения по размеру и/или характеру начертания объединяют в рамках каждой буквенной графемы 4 аллографа: печатный прописной/рукописный прописной/печатный строчной /рукописный строчной. Внешние отношения устанавливаются не между графемами в целом, а между однотипными аллографами. 3.Названия букв, в отличие от порядка и начертаний, чаще всего не условны, а функционально мотифированны, т.е. опираются на ФБП. Они распадаются на слоговые(31) и словесные(2).  
42.Графическая система в режиме письма. Общая характеристика. Обозначение <С> Цель деятельности пишущего – закодировать цепочку фонем цепочкой графем, т.е. перейти от фонологической синтагматики к графической. Содержание деятельности: исходная цепочка разбивается на обозначаемые объекты (фонемы и силлабемы), каждый из которых обозначается одной или двумя графемами. Средства обозначения, необходимые для осуществления деятельности, предоставляет графическая парадигматика, т.е. система соответствий между обозначаемыми объектами и буквами. Конкретный характер деятельности зависит от типа соответствия (ос/нос), графической ситуации, в которой находится фонема или силлабема, и наличия/отсутствия графических нарушений. При однозначном соответствии осуществляется прямой переход от фонемы к букве. Не требуется выбора между различными средствами обозначения. Фонема полностью обозначается основной буквой и не нуждается в дополнительной графеме. Выделяются 2 ГС. ГС-1(1й блок) охватывает 5 согласных фонем 1-го класса в любой позиции. Это <ц> и все шипящие фонемы, кроме <ж’>. Находясь за пределами парадигматики, она может обозначаться только контекстуальными диаграммами на базе буквы Ж, причем различными ГС-2 <j> перед #, <С> фонема не может быть охвачена ГС-1, т.к., находясь перед гласными, входит в состав силлабем. Для нее однозначное соответствие действует только перед паузой и согласными фонемами. Именно эти позиции образуют базу для ГС-2 (также перед виртуальными паузами, отражающимися на письме дефисом, либо не отражающимся вообще). При неоднозначном соответствии обозначение фонем/силлабем обязательно требует учета позиции учета обозначаемого объекта и часто – использования дополнительных графем, выполняющих диакритические функции. ГС-3 (2й блок)согласная фонема 2 класса перед гласной фонемой Дефицит Бс компенсируется здесь избытком Бг. Поскольку для каждой гласной фонемы алфавит содержит по 2 буквы, они получают возможность заменять друг друга в зависимости от качества предшествующей согласной фонемы. я –(:а), ю – (:у), ы – (:и),– о (:ё||е), э – (:е). а –(:я), у – (:ю), и – (:ы), ё||е –(:о), е – (:э). ГС-4. Согласная фонема перед паузой, согласной фонемой Если фонема мягкая, после Бс2 пишется Ь, если твердая, то Ь(зачерк (Ъ)) Мель Ь(:Ъ) Мел Ъ(:Ь)  
43.Графическая система в режиме письма. Общая характеристика. Обозначение <Г> Цель деятельности пишущего – закодировать цепочку фонем цепочкой графем, т.е. перейти от фонологической синтагматики к графической. Содержание деятельности: исходная цепочка разбивается на обозначаемые объекты (фонемы и силлабемы), каждый из которых обозначается одной или двумя графемами. Средства обозначения, необходимые для осуществления деятельности, предоставляет графическая парадигматика, т.е. система соответствий между обозначаемыми объектами и буквами. Конкретный характер деятельности зависит от типа соответствия (ос/нос), графической ситуации, в которой находится фонема или силлабема, и наличия/отсутствия графических нарушений. ГС-5 (3й блок) гласная фонема после согласной фонемы 2го класса (ГС-5 – обратная сторона ГС-3). После ГС-3 обязательно следует ГС-5, а перед 5 обязательно находится 3. Следует обратить особое внимание на позиционные условия употребления буквы Ё: при обозначении <о> в безударном положении ее заменяет Е. Отсюда: Графема Ё имеет не 4, а 8 аллофонов. Буквы Е,е могут быть аллографами двух графем – Ё и Ё. При обозначении безударной <о> после С2 оппозиция О:Ё заменяется на О:Е. После С2’ могут соответствовать оппозиции Е:Э. ГС-6Гласная фонема после паузы, гласной фонемы, силлабемы А (не Я), У (не Ю), И (не Ы), (О не Ё||Е), Э (не Е). При обозначении фонемы <о> в ударном слоге имеет место альтернатива О (не Ё), в безударном О (не Е) ГС-7Гласная фонема после согласной фонемы 1го класса (кроме j) В тексте ГС-7 может появиться только после ГС-1. Но так же на ее месте могут находится 1,3,4,9  
44.Графическая система в режиме письма. Общая характеристика. Обозначение <jГ> Цель деятельности пишущего – закодировать цепочку фонем цепочкой графем, т.е. перейти от фонологической синтагматики к графической. Содержание деятельности: исходная цепочка разбивается на обозначаемые объекты (фонемы и силлабемы), каждый из которых обозначается одной или двумя графемами. Средства обозначения, необходимые для осуществления деятельности, предоставляет графическая парадигматика, т.е. система соответствий между обозначаемыми объектами и буквами. Конкретный характер деятельности зависит от типа соответствия (ос/нос), графической ситуации, в которой находится фонема или силлабема, и наличия/отсутствия графических нарушений. ГС-8 Силлабема после паузы, гласной фонемы, силлабемы Я(не Ь/ЪЯ), Ю, И, Ё||Е, Е. ГС-9 силлабема после согласной фонемы (кроме j) Ь/ЪЯ (не Я), Ю, И, Ё||Е, Е. В данной ситуации разделительный знак необходим, чтобы отличить ее от ГС-5, где все Б2г обозначают гласные фонемы, и от ГС-7, где представлены буквы И, Е. Разделительный знак отделяет букву гласной фонемы 2го ряда от буквы согласной фонемы, чтобы позволить ей обозначать не фонему, а силлабему. Перед силлабемой ГЗ-1 не действует.    
45. Графические нарушения в режиме письма. Графический анализ. Наряду с написаниями, отражающими графические закономерности, в процессе письма появляется немало графических нарушений. Это обусловлено 3мя факторами: 1. Неполнота самой графической системы: исключение <ж’> их парадигматики, ограниченность 1 и 2 ГЗ. В рамках действующей системы такие нарушения устранить невозможно. 2. Конфликт с орфографической системой, имеющий 2 степени проявления – массовые/единичные нарушения. Нарушения могут быть устранены путем изменения орфографических правил или отмены исключений. 3. Варианты фонемного состава слов, обусловленные орфоэпическим варьированием в рамках литературного языка. В этом случае буквенная запись для одного из вариантов является графически закономерной, для другого – графическим нарушением. Нарушения присутствуют во всех блоках графической системы. Нужно различать нарушения ФБП и нарушения ГЗ ФБП Не та буква (то г о-то в о); лишняя (лише н ный, ба л л); недостающая (бле сн уть-блес т нуть) Нарушения ГЗ-1 Необозначение твердости: ГС-3 (т е мп-т э мп); ГС-4 (сем ь сот-се мс от) Необозначение мягкости: ГС-3 (фольк ло р-фольк лё р); ГС-4 (ня нч ить-ня нь чить) Нарушения ГЗ-2 (неверный выбор Бг) ГС-5 (с ю да-с у да); ГС-6 (ди е та-ди э та); ГС-7 (отц ы -отц и) Нарушение ГЗ-3 (пропуск разделительного знака) ГС-9 (ми ню ст-ми нъю ст) Цель графического анализа – подробное рассмотрение деятельности пишущего, т.е. перехода (символ-> обозначается) от фонологического замысла к письменному тексту. Складывается из следующих этапов: 1 Слово в фонематической транскрипции и в нормативной буквенной записи 2 Выделенные из фт обозначаемые объекты <_>, номер ГС. Паузы выделяются только тогда, когда участвуют в определении графических ситуаций(+ гс-6,8; гс2,4 +) 3 Средства обозначения согласно типу соответствия и ГС 4 Комментарий к ГЗ(если гз действует) - для дополнительных графем оппозиция и функция (обозначение Ь/Ъ) - для Бг без дополнительной функции условие выбора и альтернатива - для Ь/ЪБг условие выбора и альтернатива, характеристика разделительной функции 5 Нарушения ФБП/ГЗ  
35.Создание славянской письменности. Разработка славянской письменности стала подвигом двух братьев: Константина(Кирилла) и Мефодия. Жили они в Византийской империи. Правительство империи стремилось наладить мирные отношения с многочисленными и воинственными соседями – славянскими племенами. Было решено содействовать обращению славян в христианство, а для этого перевести на понятный им язык богослужебную и религиозную литературу. Такое задание и выполнили Кирилл и Мефодий. Природная гениальность и лингвистическая подготовка позволили Кириллу создать алфавит и систему грамматических категорий, идеально приспособленные для отражения славянской речи. Мефодий проделал работу по переводу с греческого языка христианских книг, воспитал группу учеников, продолживших дело славянского просвещения. Функции старославянского языка вскоре вышли за рамки религии, и он сыграл огромную роль в развитии славянской, в том числе русской, культуры. Известны две славянских азбуки – глаголица, рано вышедшая из употребления и кириллица.  
36.Древнерусская кириллица. В славянской фонологической системе доминировал принцип слогового сингармонизма, опиравшийся на оппозиции целостных мягких и твердых слогов. Естественно, ядро такой системы формировал вокализм, объединявший 14 слогообразующих фонем. Они образовали корреляцию по признаку ряда, и большинство согласных фонем варьировали свое качество в результате регрессивной аккомодации. Древнерусская кириллица отличалась от алфавитов современных восточных славян несколько иными начертаниями букв, наличием букв, теперь не употребляемых, использованием букв в значений цифр. До XVI в. отграничивать одно слово от другого промежутками было необязательно; отделялись лишь более или менее значительные группы слов. Некоторые слова писались сокращенно — с пропуском букв. Над такими словами изображалось титло (~), под которым нередко ставилась одна из пропущенных букв. В некоторых текстах в словах проставлены ударения, встречаются и иные надстрочные знаки. Употребление знаков препинания в древнерусской письменности не было строго регламентировано: точка на середине строки могла выполнять роль запятой, точка с запятой употреблялась как знак вопроса, точка могла быть изображена точкой внизу и комбинацией нескольких точек. 1. Средневековое отношение к алфавиту: он был не просто техническим средством кодирования речи, но и орудием идеологии. Греческие буквы осенял авторитет самого Священного Писания 2. Процесс освоения лексики, заимствованной из греческого языка: первоначально некоторые избыточные буквы передавали особенности произношения еще не освоенных слов 3. Математическая функция, также воспринятая у греческого алфавита. Константин мог приписывать буквам глаголицы собственные числовые значения. В кириллице же они почти всегда повторяют значение греческих букв.
37.Древнеславянский алфавит а — азъ б — боукы в — в̕ди г — глаголи д — добро е — ̶сть ж — жив̕те s, ̐ — з̕ло з — земл̫ и — иже і — и к — како л — люди̶ м — мыслите н — нашь о — онъ п — покои р — рьци с — слово т — твьрдо оу, ̎ — оукъ ф — ферть х — х̕ръ ω — отъ ц — ци ч — чьрвь ш — ша щ — шта ъ — ̶ръ ы — ̶ры ь — іерь ̕ — ятью — ю ̱ — ̱ ̶ — ̶ ̫ — юс малый ̬ — юс большой ̫ — юс малый ̲ — юс большой ̸ — кси Ѳ — пси ̓ — фита у — ижица

 

46.Графическая система в режиме чтения. Общая характеристика. Чтение Бс   Деятельность адресата в ходе речевой коммуникации не является деятельностью адресанта, перевернутой на 180градусов, а носит специфический, творческий характер. Это относится и к устному, и к письменному общения. Воспринимая письменный текст, читающий должен узнать, какие фонемы пишущий обозначил при помощи графем. Для этого он осуществляет следующие операции. 1 Используя свое знание графической парадигматики (алфавита. ФБП) и ГЗ, восстанавливает на основе цепочки графем цепочку фонем и силлабем (фонологич. синт) 2 Параллельно, опираясь на смысловой прогноз, определяет морфемный состав слов и фонемный состав морфем. 3 Сопоставляя рез-то операций 1 и 2, принимает окончательное решение относительно читаемого текста. Разделение на ГС отсутствует. ГЗ-1 Ь/Ъ <с> 2 класса различается за счет уточнения функции Бс2 последующими графемами. Выполнение уточняющей функции буквами гласных фонем непосредственно вытекает из их использования в режиме письма. Т.к. пишущий обозначает Ъ/Ь согласные фонемы 2 класса при помощи оппозиций букв 1 и 2 ряда, то и для читающего Б1г становятся показателем твердости, а Б2г – показателем мягкости.  
47.Графическая система в режиме чтения. Общая характеристика. Чтение Бг Деятельность адресата в ходе речевой коммуникации не является деятельностью адресанта, перевернутой на 180градусов, а носит специфический, творческий характер. Это относится и к устному, и к письменному общения. Воспринимая письменный текст, читающий должен узнать, какие фонемы пишущий обозначил при помощи графем. Для этого он осуществляет следующие операции. 1 Используя свое знание графической парадигматики (алфавита. ФБП) и ГЗ, восстанавливает на основе цепочки графем цепочку фонем и силлабем (фонологич. синт) 2 Параллельно, опираясь на смысловой прогноз, определяет морфемный состав слов и фонемный состав морфем. 3 Сопоставляя рез-то операций 1 и 2, принимает окончательное решение относительно читаемого текста. Разделение на ГС отсутствует. ГЗ-2 <г> и <jГ> различаются за счет предупреждения о функции Б2г со стороны предшествующих графем. Для букв Я, Ю, Ё, Е. Этот закон действует во всех возможных положениях, образующих оппозиции типа «Бс: прочие графемы» Предупреждающие функции предшествующих графем вытекают из их употребления в режиме письма. 1 Бс соответствуют <с>, выступающим в качестве позиционного условия 2 Пробел и дефис соответствуют #, Бг – гласным фонемам, которые служат позиционным условием для обозначения силлабем 3 Сочетания Й+БГ: - лишняя буква + обозначение силлабем в ГС-8, фонем в ГС-6 - обозначение фонемы и силлабемы, окружающих виртуальную паузу внутри сложного слова 4 Ь и Ъ приобретают свою функцию, вычленяясь из комплексного обозначения силлабем в ГС-9 Отличия: 1 В режиме письма пауза является условием для обозначения фонемы <и>, а не силлабемы <jи>. При чтении эта особенность переходит на предупреждающую функцию соответствующих паузе пробела и дефиса. 2 В сочетаниях Бг + И закон не действует, т.е. различить фонему и силлабему невозможно. 3 Сочетание Й + И имеет 2 источника в режиме письма: - лишняя буква + обозначение силлабемы в нескольких заимствованиях - обозначение фонем, окружающих виртуальную паузу внутри сложного слова 4 Сочетание Ъ + И полностью отсутствует.  
48.Графическая система в режиме чтения. Общая характеристика. Функции Б’ Деятельность адресата в ходе речевой коммуникации не является деятельностью адресанта, перевернутой на 180градусов, а носит специфический, творческий характер. Это относится и к устному, и к письменному общения. Воспринимая письменный текст, читающий должен узнать, какие фонемы пишущий обозначил при помощи графем. Для этого он осуществляет следующие операции. 1 Используя свое знание графической парадигматики (алфавита. ФБП) и ГЗ, восстанавливает на основе цепочки графем цепочку фонем и силлабем (фонологич. синт) 2 Параллельно, опираясь на смысловой прогноз, определяет морфемный состав слов и фонемный состав морфем. 3 Сопоставляя рез-то операций 1 и 2, принимает окончательное решение относительно читаемого текста. Разделение на ГС отсутствует. Следует также иметь ввиду, что чтение может происходить не только как чистое восприятие «про себя» (переход от цепочки графем к цепочке фонем), но и вслух, сопровождаясь оперативным преобразованием цепочки фонем в речевой поток (фонацией) Конкретный характер операции(1) зависит от типа соответствия, присущего читаемой букве. Разделение на графические ситуации, в отличие от режима письма, здесь отсутствует. При наличии ОС буква передает полную информацию о своем обозначаемом объекте и позволяет прямо восстановить его в любой позиции, без помощи дополнительных графем. Выделяется два блока таких соответствий: Бс1 ←<C1->, <С1ۥ >: НОЖ, Цирк; Бг1←<Г>: АТОМ, ЧАС.НОС, как и в режиме письма, создают в каждом блоке специальные пробелы, требующие применения особых ГЗ-ов. Примечания к табл.14 Буква Й перед Бг2 обозначает фонему <j> только в сложных словах типа крайюстиция; во всех остальных случаях (секвойя) это лишняя буква. Примечания к табл.15: При чтении безударных слогов обе основные функции графемы Е (класс Бг2) удваиваются: Е←<э>/<о>или<jэ>/<jо> Графема Ы (класс Бг1) встречается только после Бс (иск:Ыгыатта) Сочетания Ь_Бг1 встречаются редко: а) в сложных словах типа (дальулоль), где Бг1←<Г>; б) в заимствованиях типа бульон, где О ←<о> ≠<jо> (нарушение ФБП) Сочетание Ь+И в сложных словах нарушает ГЗ-2: тюленьи <jи> Примечания к табл.16: Графемы ноль и дефис могут совмещать функции уточнения и предупреждения Через Иран, пол-яблока. Графема Ь не может совмещать эти функции, чередует их в зависимости от следующей графемы.  
49. Графические нарушения в режиме чтения. Графический анализ. Фонация не искажается в след. случаях: Если нарушение не в состоянии повлиять на функцию буквы (отсутствует уточнение либо предупреждение). А) появление лишнего Ь безразлично для предшествующей Бс1, т.к. при однозначном соответствии уточнение невозможно: НОЧЬ-ТУШЬ. Б) Невозможность действия ГЗ-1 или ГЗ-2 исключает влияние соседней графемы на чтение Бс2 или Бг 2 ряда, и произношение целиком определяется фонетической позицией звука – сильной (ОТЪЕЗД) или слабой (ОБЪЕМ). 2. Если произносимый (или не произносимый) при побуквенном чтении звук оказывается в слабой позиции, нейтрализующей отклонение в фонемном составе слова: ПЛОВЕЦ <а۰о>; ЛЕСТНИЦА <сۥ нۥ> + <т۰ноль>. 3. Если произносимый при побуквенном чтении звук соответствует орфоэпической норме современного русского языка: КРАСНЫЙ <о> (орфоэпия аффиксов).Во всех остальных случаях выступают нарушения, искажающие фонацию. Графический анализ. Цель графического анализа – подробное рассмотрение деятельности читающего, т.е. восстановления фонологического замысла на базе письменного текста. Анализ складывается из след. этапов: Слово или сочетание слов в нормативной буквенной записи (с постановкой ударений, начальных и конечных пробелов) и в фонематической транскрипции (с постановкой ударений и соответствующих пробелам пауз), полученной путем фонологического анализа. Выделенные из буквенной записи основные и вспомогательные графемы (Бс, Бг, Ъ, Ь, ноль, -); их диакритические функции (уточнение ↑ или/и предупреждение ↓); ОС/НОС. Пробелы и дефисы (и соответствующие им паузы) выделяются только тогда, когда выполняют графические функции. Переход от основных графем к обозначаемым объектам (<С> <Г> <jГ>) на основе ФБП и (для неоднозначных соответствий ГЗ-ов. Для НОС закон успешно выполняется, описывается механизм его действия (на базе альтернативы обозначаемых объектов) Сравнение полученных обозначаемых объектов с элементами фонематической транскрипции. Возможные результаты: 1)полное совпадение (принимается по умолчанию); 2) частичное совпадение в одном из компонентов гиперфонемы (знак ≈); 3) полное несовпадение (знак ≠). Нарушения ФБП /ГЗ. Для ОС возможны только нарушения ФБП. Для НОС наблюдаются следующие комбинации: а) ФБП выполняется – ГЗ нарушен; б) ФБП нарушен – ГЗ выполняется; в) ФБП и ГЗ нарушены. При этом, в отличие от режима письма, выполнение/нарушение ГЗ не анализируется только тогда, когда буква является лишней. Для каждого нарушения указывается наличие/отсутствие искажения фонации (и в последнем случае причина неискажения)  
49. Графические нарушения в режиме чтения. Графический анализ. Порождаются следующими факторами: 1 невозможность действия гз-1 перед предупреждающими Ь и Ъ 2 невозможность действия гз-2 для И после Бг и Й 3 конфликт с орфографическими правилами и исключениями 4 варьирование фонемного состава слова Выделяются нарушения ФБП и ГЗ Состав первого класса нарушений почти полностью совпадает. Исключение – расщепленное, пофонемное обозначение силлабемы (Гайана). Для читающего это не нарушение, поскольку буква Й и Б1г выполняют здесь свои алфавитные функции. Во втором классе наблюдаются более серьезные различия, отражающиеся в характеристике ГЗ. Неверный выбор букв может нарушить различение консонантной твердости и мягкости, но опознание самих гласных фонем ничуть не пострадает. Порождает ли графическое нарушение неверное звучание слова – нарушения разбиваются на 2 класса – искажающая/неискажающая фонация. НЕ искажается: 1 нарушение не в состоянии повлиять на функцию буквы (отсутствует уточнение либо предупреждение) ночь тушь - появление лишнего Ь безразлично для предшествующей Бс1, т.к. при ОС уточнение невозможно - Невозможность действия ГЗ-1 или ГЗ-2 исключает влияние соседней графемы на чтение Бс2 или Б2г, и произношение целиком определяется слабой/сильной фонетической позицией звука. отъезд объем 2 не/произносимый при побуквенном чтении звук оказывается в слабой позиции, нейтрализующей отклонение в фонемном составе слова лестница пловец 3 произносимый при побуквенном чтении звук соответствует орфоэпической норме современного русского языка. ФБП красный не та буква (того <г> (не)= <в>, искаж.) лишняя буква (балл, не искаж.) недостающая буква (блес_нуть - <т>, не искаж.) ГЗ-1 (м/тв перед ь ъ, не искаж (колья <л> - лью <л’>)) мягк вместо тв (темп искаж); тв вместо мягк (нянчить) ГЗ-2 Г вместо jГ (минюст); jГ вместо Г (диета) Анализ: 1 слово в буквенной записи и в фт 2 выделение основных и вспомогательных графем 3 переход от основных графем к обозначаемым объектам 4 сравнение их с элементами фт (совпадение, част. совп ≈, ≠) 5 нарушения ФБП и/или ГЗ  
50. Оценка эффективности графической системы русского языка. В статье, опубликованной в 1928 г, Н.Ф. Яковлев предложил универсальную формулу оптимального, т.е. наиболее экономного алфавита. Применительно к современному русскому языку. А= (С+Г) – (С ′- Г′) + 1, где С и Г – кол-во <C> и <Г> соответственно; С ′-кол-во оппозиций по мягкости/ твердости; Г′ - кол-во <Г>, создающих сильные позиции по мягкости/твердости; 1-буква для обозначения мягкости в прочих позициях. Из 37 согласных фонем надо исключить <жۥ>, проходящую стадию активного разрушения. Тогда получим: А=36+5-16+5+1=31. Графическая система, целиком построенная по принципу ОС, потребовала бы 41 буквы. Парадигматический выигрыш от оптимизации должен составлять 10 единиц (24%). Реальная картина незначительно отклоняется от этого результата. В русском алфавите 33 буквы, т.е. выигрыш-8 единиц (19,5%). «Сверхнормативными» буквами в ходе исторического развития стали Щ и Ъ. Члены современной оппозиции <ш:шۥ>вошли в блок ОС и получили свои индивидуальные графемы Ш и Щ еще в древнеславянском алфавите, когда различались не твердостью: мягкостью, а способом образования. Наличие разделительного твердого знака – это уступка давней традиции, использованная в своих интересах (сигнал начала корня) орфографической системой. Как уже говорилось, графической системе нужен только 1 разделитель, которым по совместительству вполне сожжет быть Ь. В остальном все складывалось как будто по намеченному плану. В ходе развития языка от вокалического типа к консонантному графическая система сумела трансформировать древний фонетический процесс (регрессивную аккомодацию, смягчавшую согласные звуки перед гласными переднего ряда) в свои диакритические функции: обозначение при письме, уточнение при чтении. И вместо создания 15 новых букв для <С2ۥ >сохранила 5 пар Бг в Гс-3 плюс оппозицию бывших Бг-Ь:Ъ в ГС-4. Затем, в 1917-18 г., Ъ был исключен из этой оппозиции, а для сменивших его пробела и дефиса графическая функция – совмещенная.  
50. Оценка эффективности графической системы русского языка. Парадигматический выигрыш от введения 1-го и 2-го блоков неоднозначных соответствий (Гз-1 и ГЗ-2 в режиме письма – Гз-1 в режиме чтения) сопровождается небольшим синтагматическим проигрышем за счет появления в тексте уточняющих Ь. Экономия алфавита была бы более значительной (13 единиц, 32%), если устранить 2-й блок и использовать Ь как показатель мягкости во всех позициях. Но тогда удлинение текста было бы чрезмерным до (10%). Более того, наличие двух рядов Бг позволило ГС получить дополнительный синтагматический выигрыш (порядка 5%). Она сохранила в числе обозначаемых объектов силлабемы <jГ> (3-й блок НОС; ГЗ-3 в режиме письма-ГЗ-2 в режиме чтения), отказавшись от написаний типа Российи. Практическая эффективность русской графической системы проявляется также в большом запасе прочности: более 80% графических нарушений в тексте не искажают произнесение читаемых слов. А орфографической системе эта прочность позволяет весьма свободно нарушать графические закономерности. Прежде всего затрудняется понимание фонетических закономерностей. Так, функционирование Бг2 как силлабограмм автоматически порождает представление о «звуках е, ё, ю, я». А их уточняющая функция по отношению к БС2 трактуется как «смягчение согласных перед гласными». Во многих случаях буквенная запись словоформ искажает парадигматику и синтагматику морфем. Сопоставление падежных форм типа страна-земля вызывает иллюзию, что они различаются окончаниями, в лучшем случае вариантами окончания. На самом деле окончание здесь абсолютно одно и то же, а различие связано с твердостью/мягкостью конечной согласной фонемы основы. При морфемном анализе графического слова фонема <j>, входящая в состав силлабемы, нередко оказывается за границей родной морфемы. А если других фонем в этой морфеме нет, она вообще исчезает. Часто непонятна при этом локализация разделительных знаков. Когда же <j> выходит из силлабемы, дополнительные затруднения создает обозначающая ее буква Й. так, сопоставление знаю-знай может спровоцировать выделение в повелительном наклонении окончания –й вместо нуля.    

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: