Педагогика – наука об образовании в круге научного знания

Понятие педагогики.Педагогическая действительность.Взаимосвязь педагогики с системой образования: методологическая, теоретическая, экспериментальная, инновационная, обоснования профессиональной педагогической деятельности. Педагогика в основных образовательных документах: ФГОСах дошкольного, общеобразовательного, вузовского уровнях, в ФГОСе педагога.

Педагогика как философское обоснование процессов в сфере образования, педагогика как интеграционная наука. Виды научной педагогической трансформации: социальная педагогика, коррекционная педагогика и др.педагогика в системе наук: антропологии, психологии, этики, эстетики и др.Коэволлюционное развитие педагогики и культуры как основы развития образования.

Педагогика как научное и стихийно-эмпирическое освоение действительности. Объект и предмет педагогической науки.Методы исследования педагогики. Основные понятия педагогики: воспитание, обучение, развитие, образование.

Функции педагогической науки: описание, объяснение, предсказания.

Задачи педагогики: постоянные (системные) и временные. Постоянные – вскрытие закономерностей педагогического процесса, временные – решаемые в ходе педагогической практики. Особые задачи: изучение и обобщение педагогического опыта и практики, разработка новых методов, средств, форм, систем обучения, воспитания, управления в образовании. Педагогическая инноватика. Прогнозирование развития образования.

Прикладные задачи: разработка стандартов для образования, проблемы технологий и др.

Виды педагогики: дошкольная, школьная, вузовская, производственная педагогика, педагогика третьего возраста (пенсионеров).

Историко-культурный подход к развитию педагогики как науки.

Педагогика как наука в отличие от житейских знаний в области воспитания и обучения обобщает разрозненные факты, устанавливает причинные связи между явлениями. Она отвечает на вопросы о том, какие и почему происходят изменения в развитии человека под влиянием обучения и воспитания.

Как наука педагогика представляет собой систему педагогических знаний о воспитании, образовании, обучении, развитии и самосовершенствовании подрастающих поколений людей, о педагогических способах повышения жизненного и созидательного потенциала взрослых, обеспечения этим решения ими и обществом актуальных проблем жизни в настоящем и будущем.

Предметом педагогики как науки являются любые педагогические и педагогически значимые реальности в государстве и обществе, существующие в виде педагогических фактов, факторов, условий, закономерностей, механизмов и оказытающие влияние на воспитание, образование, обучение и развития людей и каждого человека.

Педагогическая действительность — это реально, объективно существующие (независимо от признания, понимания или желания кого-то) в жизни и деятельности каждого человека и человеческих сообществ разнообразные педагогические явления. Понимание ее и самих явлений позволяет уяснить специфику предмета педагогической науки, понять особость ее подхода к объектам своих исследований.

Есть две основные группы педагогических явлений:

1) по особенностям природной сущности они представлены педагогическими фактами, педагогическими закономерностями и педагогическими механизмами;

По основному содержательному признаку выделяются четыре главных вида их — воспитание, образование, обучение, развитие людей.

Для определения педагогики как науки важно устано­вить границы ее предметной области, ответив на вопрос: что же она изучает? Поэтому необходимо осмысление объекта и предмета педагогики.

^ Объект - это область действительности, которую ис­следует данная наука. Предмет - способ видения объекта с позиций этой науки.

В определении объекта и предмета педагогики суще­ствуют разные точки зрения. Некоторые ученые объектом педагогики считают воспитание, другие - образование. В последние годы ученые все чаще отдают приоритет обра­зованию, понимая его как целенаправленный процесс вос­питания и обучения в интересах человека, общества и го­сударства.

Предметом педагогики является педагогический про­цесс - специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенной воспитательной системы взаимодействие воспитателей и воспитанников, направлен­ное на достижение поставленной цели и призванное при­вести к преобразованию личностных свойств и качеств воспитанников.

Педагогика исследует сущность, закономерности, прин­ципы, тенденции и перспективы развития педагогического процесса, разрабатывает теорию и технологию его органи­зации, совершенствует содержание и создает новые организационные формы, методы и приемы педагогической де­ятельности воспитателей и воспитанников (детей и взрослых).

Таким образом, педагогика - это наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: