Проблема воспитания в контексте современных мировых процессов

Понятие воспитания. Трактовка воспитания в ФГОС общеобразовательной ДОУ, школы, вуза. Воспитание как социальное явление, психологический процесс, управление развитием личности, процесс приобщения к ценностям культуры. Воспитание как педагогическая деятельность. Взаимосвязь воспитания и социализации. Признаки воспитания. Свойства и особенности воспитания: многомерность, диометричность, самоуправляемость, иерархичность, многофакторность, непрерывность, компетентность, вариативность, импульсивность, двусторонний характер. Структура воспитательной деятельности: потребностно-мотивационный, целевой, содержательный, операционно-технологический, эмоционально-волевой, контрольно-оценочный.

Стили воспитания: авторитарное, демократическое, самоуправление.

Риски воспитания в современном мире: кибервоспитание, криминализация детской среды, отрицательное влияние СМИ, низкая педагогическая просвещенность родителей, отсутствие учета национальных особенностей культуры и др. (Теории Ж. Руссо, Г. Гербарта, К.Д. Ушинского, Я.А. Коменского, О. Газмана).

 

Центральной категорией научного осмысления воспитательного процесса и профессиональной педагогической деятельности выступает понятие «воспитание». От того, как производится трактовка данного понятия, зависит многое в понимании сущности спрятанного за данным термином явления. Рассмотрим некоторые подходы к определению воспитания, т.е. попытаемся определить его содержательные смыслы.

1. Воспитание принадлежит к социальным явлениям и выступает в роли одного из факторов жизни и развития общества путем развития подрастающих поколений. Тогда воспитание - это целенаправленная подготовка молодого поколения к жизни в обществе, осуществляемая через специально создаваемые государственные и общественные структуры, контролируемая и корректируемая обществом.

2. Воспитание относится и к психологической сфере и может быть проанализировано в качестве процесса целенаправленного развития способности человека отражать и взаимодействовать с миром. Тогда воспитание определяется как управление развитием личности.

3. Воспитание - это элемент общечеловеческой культуры и подлежит изучению с позиции культурологической. Тогда воспитание выполняет функцию целенаправленной помощи ребенку при его вхождении в современную культуру. Причем культура формировалась много веков, а ребенок должен усвоить ее за короткие сроки. Воспитание - это организованное воспитателем, целенаправленное восхождение ребенка по ступеням культуры через повседневное воспроизведение в индивидуально свободной форме культурных достижений человечества.

4. Изберем для выявления сущности воспитания позицию профессионально-педагогическую. Станем рассматривать воспитание как то, что организуется профессионалами - педагогами в воспитательных учреждениях. Тогда, воспитание - это целенаправленная содержательная профессиональная деятельность педагога, содействующая максимальному развитию личности ребенка, вхождению ребенка в контекст современной культуры, становлению его как субъекта и стратега собственной жизни, достойной человека.

Для процесса воспитания характерны следующие признаки:

§ это процесс, как минимум, между двумя лицами;

§ неравное положение воспитателя и воспитуемого по компетентности;

§ наличие образца как социально-культурного идеала;

§ соответствие хода процесса достижениям исторического развития человечества, социокультурным ценностям;

§ это процесс, включающий активное взаимодействие с объектами окружающего мира, формирующий отношение к этим объектам. Процесс, при котором воспитательный результат ведет за собой предметный;

§ процесс практического осуществления поставленных целей, иначе они останутся простой декларацией.

Свойства и особенности процесса воспитания: многомерность, диалектичность, самоуправляемость, иерархичность, многофакторность, длительность, непрерывность, комплексность, вариативность, неопределенность, импульсивность, двусторонний характер воспитания.

1. целенаправленный процесс формирования личности. Процесс воспитания - это эффективное взаимодействие воспитателей и воспитанников, направленное на достижение заданной цели;
2. многофакторность пр. восп. В нем проявляются многочисленные объективные и субъективные факторы,
3. длительность. По сути восп. процесс длится всю жизнь;
4. непрерывность. Процесс систематического взаимод-вия восп-лей и восп-ков;
5. комплексность. Это означает единство целей, задач, содержания, форм и методов восп.процесса, подчиненное идее целостности формирования личности.
6. вариативность и неопределенность результатов. В одних и тех же условиях последние могут существенно отличаться.
7. двусторонний характер. Процесс восп. идет в двух направлениях: от воспитателя к воспитаннику (прямая связь) и от воспитанника к воспитателю (обратная).

Воспитание - это исторически определенный способ социокультурного воспроизводства человека, представляющий собой единство педагогической деятельности и собственной активности воспитуемого. Педагогическая деятельность, которая направлена на создание условий успешного развития детей, называется воспитательной деятельностью.

Структура (компоненты) воспитательной деятельности:

1. Потребностно-мотивационный.

2. Целевой (развитие творческой, активной личности, например). Цель педагога всегда находится вне его - она в его ученике.

3. Содержательный (формирование и проживание социально-ценностных отношений).

4. Операционно-технологический (методы, формы, средства, технологии воспитания, направленные на взаимодействие, диалог).

5. Эмоционально-волевой.

6. Контрольно-оценочный.

Содержание структурных компонентов воспитательной деятельности определяется той парадигмой воспитания, которой придерживается педагог. Можно выделить две парадигмы воспитания - авторитарное (традиционное) воспитание и гуманистическое по типу взаимоотношений, по целям, средствам, условиям и результатам (или, как пишет Паулу Фрейре, бразильский педагог: «Освобождающее образование» и образование по типу «банковского вклада»). Проявит ли ребенок активность в своем собственном воспитании, развитии? Станет ли развитие личности и создание условий для него определяющей целью педагога или же целью останется усвоение ребенком знаний, умений, навыков, характерное для авторитарного воспитания?

Авторитарный стиль родителей в отношениях с детьми характеризуется строгостью, требовательностью, безаппеляционностью. Угрозы, понукания, принуждение - главные средства этого стиля. У детей он вызывает, как правило, чувство страха, незащищенности. Психологи утверждают, что это ведет к внутреннему сопротивлению, проявляющемуся внешне в грубости, лживости, лицемерии. Родительские требования вызывают либо протест и агрессию, либо обычную апатию и пассивность. В авторитарном типе отношений родителей к ребенку А.С. Макаренко видел две разновидности, которые он называл авторитетом подавления и авторитетом расстояния и чванства. «Авторитет подавления» он считал самым страшным и диким видом авторитета. Жестокость и террор - вот основные черты такого отношения родителей (чаще отца) к детям. Всегда держать детей в страхе - таков главный принцип деспотических отношений. Этот способ воспитания неизбежно приведет к воспитанию детей безвольных, трусливых, ленивых, забитых или озлобленных, мстительных и нередко самодурствующих. «Авторитет расстояния и чванства» проявляется в том, что родители либо «в целях воспитания», либо по сложившимся обстоятельствам стараются быть подальше от детей - «чтобы они лучше слушались». Контакты с детьми у таких родителей - явление чрезвычайно редкое: воспитание они поручили бабушкам и дедушкам. Родители не хотят уронить свой родительский престиж, а получают обратное. Начинается отчуждение ребенка, а вместе с ним приходят непослушание и трудновоспитуемость.

Немецкий ученый Ф. Крон выделяет 7 подходов к воспитанию. Воспитание как:

§ своеобразное принуждение (Платон);

§ помощь ребенку в жизни (И.Г. Песталоцци, К. Роджерс);

§ создание условий для свободного развития (Ж. Руссо);

§ управление и надзор (Г. Гербарт);

§ руководство со стороны взрослых, опытных людей;

§ как выработка заданных норм (бихевиоризм);

§ приобщение к ценностям (культурологический подход).

Одна из главных проблем - свобода и принуждение в воспитании (Ж.Ж. Руссо, Л.Н. Толстой, К. Роджерс, Г. Гербарт и др.).

Воспитание, по определению Л.И. Новиковой, — целенаправленное управление процессом развития личности ребенка. Не формирование определенной модели члена общества, производителя благ, а гуманистическое, личностно-ориентированное воспитание - освобождающее, где педагог и дети - равноправные субъекты, а объектом их совместной творческой деятельности является весь мир, который они познают и преобразуют. Теоретические основы личностно-ориентированного образования (ЛОРО) разрабатываются сегодня в целом ряде научных институтов, в том числе в РАО и в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования. В течение нескольких лет осуществлялись исследования методологических и теоретических основ ЛОРО. Философской основой ЛОРО является экзистенциализм, уделяющий основное внимание индивидуальности, состоянию человеческой души, а не упрощенному пониманию социального детерминизма воспитания (например, дети счастливы, т.к. они привилегированный класс). Дети имеют право на личную жизнь, а не только общественную. Создание условий развития личности и творческого проявления его индивидуальности - одна из самых сложных задач ЛОРО. Ключевые параметры ЛОРО: воспитательная среда и воспитательное взаимодействие. Основной характеристикой воспитательной среды является ее активность — способность поддерживать эмоциональную и интеллектуальную напряженность, стимулировать творческий поиск. Движущей силой развития Э.Н. Гусинский, один из разработчиков ЛОРО, назвал явление провоцирования кризиса компетентности (смогу ли я?). Воспитательная среда рассматривается как пространство взаимодействия. Одна из важных характеристик взаимодействия — открытость.

Таким образом:

1. Воспитательная деятельность в концепции ЛОРО рассматривается как личностно-ориентированное взаимодействие педагога и ребенка, целью которого является обеспечение условий успешного развития ребенка, становление его как личности.

2. Условиями успешной воспитательной деятельности являются: проникновение педагога в сложности и противоречия процесса развития; осознание факторов, способствующих развитию (эмоциональная стабильность жизни ребенка, позитивная оценка ребенка, успешность его деятельности, гарантии безопасности, вариантность воспитательной среды и выбор) и факторов, тормозящих этот процесс (чувство страха, вины, стыда, отчужденности, одиночества, тотальной неуспешности).

3. Личностно-ориентированная воспитательная деятельность может быть реализована при принципиальном отказе от авторитарной парадигмы воспитания и от тоталитарных методов воздействия на детей при доминанте субъект-субъектных и диалоговых отношений в системе учитель-ученик; при условии целенаправленного развития диалоговых отношений между педагогами и детьми.

4. Приоритеты воспитательной деятельности: личность ребенка важнее любого воспитательного процесса; чувства и переживания важнее, чем мысли и знания, понимание важнее, чем объяснение, а принятие важнее исправления.

5. Направления гуманистической воспитательной деятельности: изучение ребенка, создание условий его саморазвития, организация активной жизнедеятельности детей, обеспечение комфортного самочувствия каждого ребенка.

6. Ценности воспитательной деятельности: детство, ребёнок, его индивидуальность, его жизнь здесь и сейчас.

Известны такие общие концепции воспитания: социально-педагогическая утопия Платона, панпедия Я.А. Коменского (учение о всеобщем обучении и воспитании), свободное воспитание Ж.Ж. Руссо, педагогические системы Г. Гербарта, К.Д. Ушинского, Д. Дьюи, А.С. Макаренко. Современные концепции: коммуникативные, воспитание в духе мира, воспитание для выживания, поликультурное воспитание.

Воспитание - особый вид деятельности человека. В конце XIX века оно имело весьма точное и понятное для того времени определение (что едва ли можно сказать о конце XX века). Воспитанию отводилась роль силы, направляющей развитие человека. Считалось, что развитие ребенка делилось на два больших этапа: пассивный - когда ребенок не проявляет активности в процессе собственной социализации, и активный - когда ребенок начинает проявлять самостоятельность и осознанно реагировать на воспитательные воздействия.

Сейчас под воспитанием понимают процесс целенаправленного влияния, целью которого выступает накопление воспитуемым необходимого для жизни в обществе социального опыта и формирования у него принимаемой обществом системы ценностей.

Из этого определения следует, что помимо абстрактного и конкретного в структуре целей воспитания присутствует и компонент, при помощи которого цель придает воспитанию направленность на оси личность-общество. Этот важнейший аспект цели воспитания часто трактуется слишком односторонне. Действительно, возможно предположить перекос на данной оси в ту или иную сторону, заявив, что воспитание может служить, например, только средством развития личности, а интересы общества в этой связи будут попросту игнорироваться. Либо наоборот, возможно предположить существование цели воспитания, игнорирующей интересы личности.

Существуют также различные подходы к определению цели воспитания (ее аспекты), подобные рассмотренным выше содержательным смыслам воспитания:

1. Социальный аспект цели воспитания. Цель воспитания - это представление об идеальном воспитуемом как носителе определенной системы ценностей. Идеал личности как конечную цель воспитания определяет общество, в котором она живет;

2. Психологический аспект цели воспитания. Переданный воспитуемому социальный опыт приобретает при передаче психологическую форму, когда внешние требования в личности должны стать внутренней силой управляющей поведением человека. В современной практике воспитательная цель чаще всего формулируется в понятиях качеств личности, при этом определяются, какие именно качества должны сформироваться в результате педагогических усилий. Все качества личности взаимосвязаны и образуют системы, аналогичные ценностным системам, поэтому совокупность воспитательных целей имеет вид перевернутого дерева. На вершине этой иерархии находится ответственность индивида, выражающаяся в категориях обязанностей и долга. Человек, не выполняющий своих обязанностей, не признается в достаточной степени воспитанным. Пока обязанности рассматриваются как вынужденная форма поведения, нет социальной активности, когда становятся самообязательствами, то выступают в качестве движущих сил поведения. Можно выделить три системы ценностей:

§ трансцендентная (связана с верой, Богом, абсолютом, высшим существом, душой, проклятием), слабой стороной этой системы является смещение ценностей к посмертному существованию;

§ социоцентрическая (отношение к людям, культура, свобода, гуманность, чувства гражданственности, патриотизма) система требует от личности жить в постоянном напряжении, долга другим людям, обществу;

§ антропоцентрическая (направлена на человека, возвышение его индивидуальности, потребность в самореализации, удовольствие). Слабое место - это угроза превращения ценностей в элементарный эгоизм.

В реальной воспитательной практике видно стремление объединить сильные стороны указанных систем. Если же только одна из систем ценностей становится обязательной для всех, то в процессе она же и начинает отрицать себя.
Для описания единой системы воспитательных целей существенным является понятие «позиция личности» - совокупность доминирующих ценностных отношений человека к жизни и себе. Позиция описывается через параметры: направленность личности - ее система ценностей, устойчивость, активность, область функционирования - частная позиция.
Для практики воспитания особую важность имеют частные позиции: эстетическая, нравственная, деловая и др., так как это своего рода переход к видам воспитания - эстетическому, нравственному, трудовому и т.д.

3. Культурологический аспект цели воспитания. Воспитание рассматривается как социокультурное воспроизводство человека. И тогда, цель воспитания - приобщение к культуре - путь бесконечного развития личности.
Формирование полноценной позиции личности, введение ее в культуру осуществляется через деятельность, общение, опыт межличностных и общественных отношений.

4. Профессионально-педагогический аспект цели воспитания. Функция учителя состоит в том, чтобы наметить конкретные цели управляемого педагогического процесса. Цель воспитания определяет стратегию профессиональной деятельности, задача обуславливает тактику. В процессе педагогической деятельности происходит конкретизация цели:

§ по возрасту;

§ по социальным условиям;

§ по реализованным целям.

Парадоксы цели воспитания заключаются в том, что:

§ цель существует, но она не достижима, так как в процессе движения к ней изменяется субъект и его образ идеала;

§ цель абстрактна;

§ цель при ее объективном характере всегда субъективна, так как ее задает субъект;

§ цель - совокупность принудительности обстоятельств и личностных потребностей. Воля педагога вступает в противоречие с желаниями ребенка. «Принудительное по своей природе воспитание должно быть свободным, по сути, по осуществляемым в нем заданиям» (С. Гессен);

§ цель должна концентрировать в себе все свои аспекты и быть установлена для каждого индивида.

Проблемность цели воспитания в ее парадоксальности. Как решить проблему цели воспитания?

Главное, чтобы жизнь в обществе была осмысленной для человека, находясь в системе социальных отношений, он понимал их содержание, назначение, ценность, чтобы человек становился личностью, умел самостоятельно строить свою жизнь, неся за неё ответственность, выстраивая стратегию в согласии со своими представлениями о счастье. Педагоги с родителями должны позаботиться о развитии способности личности сознательно выстраивать свою жизнь, поведение, деятельность.

Роль педагога состоит в разворачивании перед воспитанником разнообразных жизненных возможностей и в научении ребенка производить осознанный выбор, за который в дальнейшем он станет нести ответственность. У данного выбора существуют границы, очерченные культурой, понятиями достойной жизни, основанной на Добре, Истине и Красоте.

Итак, цель состоит в воспитании личности с развитыми способностями, которая сможет построить жизнь, достойную человека.

Николай Дмитриевич Никандров, президент Российской академии образования, доктор педагогических наук, профессор, предлагал в качестве общих целей воспитания на рубеже XX-XXI веков положить:

1. Идею всестороннего развития личности, которая была провозглашена еще в 1948 году на генеральной ассамблее ООН во «Всеобщей декларации прав человека» всеми народами мира.

2. Десять заповедей. Это - наиболее часто упоминаемые повелительные и запретительные нравственные нормы. Первые четыре из них устанавливают отношения человека с Богом, а следующие шесть - отношения между людьми, то есть общечеловеческие ценности: «Почитай отца твоего и матерь твою...; не убивай; не прелюбодействуй; не кради; не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего...».

3. Цель - идеал воспитания для современной России:

§ воспитание человека-патриота России, ориентированного, прежде всего, на приоритет национальных российских ценностей при должном уважении к ценностям других стран и культур;

§ воспитание человека, способного самостоятельно выбирать жизненные цели, избегая как крайностей коллективизма, так и крайностей индивидуализма;

§ воспитание человека, ориентированного на поступательное общественное и личное развитие в рамках тех идей, которое общество для себя избирает;

§ воспитание человека, понимающего идею устойчивого развития общества в рамках различных форм собственности и отвергающего эксплуатацию в любых формах;

§ воспитание человека, быстро адаптирующегося к изменяющимся условиям жизни и готового активно влиять на эти условия для достижения, как общественного прогресса, так и личного успеха;

§ воспитание законопослушного человека, умеющего легальными методами изменять систему власти, если она не работает в интересах народа и личности.

Риски:

Гуманитарным дисциплинам приходится бороться за свое место в школьной программе. Их содержание, конечно, частично определяется этой программой. Но свобода, с которой современный российский учитель сегодня может отбирать и интерпретировать материал, была в России невозможна ни в советское, ни в досоветское время.

Сильной стороной советской школы всегда было высокое качество естественнонаучного образования. Но в те годы определенные недостатки нашего гуманитарного образования в смысле содержания частично компенсировались тем, что оно работало в координации, практически в унисон со школой. Это вело к известному единообразию, школьник недополучал некоторого содержания, табуированного по идеологическим соображениям. Но вместе с тем было невозможно и то, чтобы на уроках литературы или истории он получал содержание, которое ставилось под сомнение или полностью опровергалось доступными вне программы литературой, кино, театром, телевидением.

Серьезные трудности и для воспитания, и для социализации создают массовая культура, телевидение, радио, кино, реклама. Это перечисление не является попыткой ранжировать факторы влияния по значимости, тем более что они зависят не только, а порой и не столько от содержания, но и от потребления, в свою очередь зависящего от возраста и социального положения "потребляющего".

Называть массовую культуру абсолютным злом и настаивать только на максимально "серьезной" музыке, литературе и так далее, хотелось бы думать, никто сейчас не будет. Разумнее согласиться с тем, что борьба с масскультом по степени успешности это борьба с ветряными мельницами

Это всевластие денег, которое пропагандируется всеми возможными способами.

Это практическая неизбежность, а во многом и необходимость насилия.

Первоначально оно пришло на наш экран, конечно, из кино и телевидения США, которое довольно долго заполняло российские экраны на 75-90 %. Теперь легко заметить, что наши собственные фильмы с соответствующими сюжетами делаются вполне по образу и подобию американских, практически не менее профессионально, но с той разницей, что насилия в них еще больше.

Современная массовая культура перегружена сексуальной тематикой.

Приведенные выше факты позволяют утверждать, что современная система социализации в России (включая и образование) привносит в жизнь общества ряд рисков, связанных с формируемым ею образом человека. Благодаря соответствующим текстам, различными способами доводимым практически до всех без исключения граждан страны, в обществе могут возрастать такие его характеристики как:

• антипатриотизм и утрата чувства Родины;

• неуважение к власти, армии и силовым структурам вообще;

• национализм в его различных формах;

• рост корыстно обусловленной и насильственной преступности;

• равнодушие или активная неприязнь к людям, жестокость к ним;

• распространение алкоголизма и наркомании;

• обострение проблемы "отцов и детей", неуважение к уходящим и ушедшим поколениям;

• равнодушие к созданию семьи, промискуитет, пробные браки, социальное сиротство, рост проституции как основного или побочного занятия;

• примитивизация потребностей и интересов с соответствующим обратным влиянием на культуру со стороны ее потребителей.











Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: