double arrow

Ключевые компетентности

Проблема отбора ключевых (базовых, универсальных) компетентностей является одной из центральных для обновления содержания образования.

Формулировки ключевых компетенций представляет наибольший разброс мнений; при этом используются и европейская система ключевых компетенций, так и собственно российские классификации.

А.В.Хуторским перечень ключевых образовательных компетенций определен на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.

С данных позиций ключевыми образовательными компетенциями являются следующие:

1. Ценностно-смысловые компетенции. Это компетенции в сфере мировоззрения, связанные с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения.

2. Общекультурные компетенции. Ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности в вопросах национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, культурологических основ семейных, социальных, общественных явлений и традиций, бытовой и культурно-досуговой сфере. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира.

3. Учебно-познавательные компетенции. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познаваемыми объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно-познавательной деятельности.

4. Информационные компетенции. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио- видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее.

5. Коммуникативные компетенции. Включают знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе.

6. Социально-трудовые компетенции означают владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности (выполнение роли гражданина, наблюдателя, избирателя, представителя), в социально-трудовой сфере (права потребителя, покупателя, клиента, производителя), в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения.

7. Компетенции личностного самосовершенствования направлены на освоение способов физического, духовного и интеллектуального саморазвития, эмоциональной саморегуляции и самоподдержки. К данным компетенциям относятся правила личной гигиены, забота о собственном здоровье, половая грамотность, внутренняя экологическая культура. Сюда же входит комплекс качеств, связанных с основами безопасной жизнедеятельности личности.

И.А.Зимней выделены три группы ключевых компетентностей на основе сформулированных в отечественной психологии положений относительно того, что человек есть субъект общения, познания, труда (Б.Г. Ананьев), что человек проявляется в системе отношений к обществу, другим людям, к себе, к труду (В.Н. Мясищев); что компетентность человека имеет вектор акмеологического развития (Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач); что профессионализм включает компетентности (А.К. Маркова):

· компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности;

· компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми;

· компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах.

Такая группировка позволила структурировать существующие подходы к названию и определению ключевых компетенций/компетентностей и представить их совокупность (всего выделено 10 основных компетенций).

1. Компетенции, относящиеся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Они суть:

· компетенции здоровьесбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание опасности курения, алкоголизма, наркомании, СПИДа; знание и соблюдение правил личной гигиены, обихода; физическая культура человека, свобода и ответственность выбора образа жизни;

· компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни; ценности культуры (живопись, литература, искусство, музыка),науки; производства; истории цивилизаций, собственной страны; религии;

· компетенции интеграции: структурирование знаний, ситуативно-адекватной актуализации знаний, расширения приращения накопленных знаний;

· компетенции гражданственности: знания и соблюдение прав и обязанностей гражданина; свобода и ответственность, уверенность в себе, собственное достоинство, гражданский долг; знание и гордость за символы государства (герб, флаг, гимн);

· компетенции самосовершенствования, саморегулирования, саморазвития, личностной и предметной рефлексии; смысл жизни; профессиональное развитие; языковое и речевое развитие; овладение культурой родного языка, владение иностранным языком.

2. Компетенции, относящиеся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы:

· компетенции социального взаимодействия: с обществом, общностью, коллективом, семьей, друзьями, партнерами, конфликты и их погашение, сотрудничество, толерантность, уважение и принятие другого (раса, национальность, религия, статус, роль, пол), социальная мобильность;

· компетенции в общении: устном, письменном, диалог, монолог, порождение и восприятие текста; знание и соблюдение традиций, ритуала, этикета; кросс-культурное общение; деловая переписка; делопроизводство, бизнес-язык; иноязычное общение, коммуникативные задачи, уровни воздействия на реципиента.

3. Компетенции, относящиеся к деятельности человека:

· компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач; нестандартные решения, проблемные ситуации — их создание и разрешение; продуктивное и репродуктивное познание, исследование, интеллектуальная деятельность;

· компетенции деятельности: игра, учение, труд; средства и способы деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность, ориентация в разных видах деятельности;

· компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации; преобразование информации (чтение, конспектирование), массмедийные, мультимедийные технологии, компьютерная грамотность; владение электронной, интернет-технологией.

Ориентация образовательных стандартов, программ и учебников по отдельным предметам на формирование общих ключевых компетенций позволит обеспечить не только разрозненное предметное, но и целостное компетентностное образование. Образовательные компетентности ученика будут играть многофункциональную метапредметную роль, проявляющуюся не только в школе, но и в семье, в кругу друзей, в будущих производственных отношениях.

Существенные перемены в образовании невозможны без кардинальных изменений профессио-нального сознания учителя. Появилось множество новых знаний, понятий, которые необходимы современному учителю. Одно из таких понятий компетентность. Что это такое, как мы себе его представляем об этом и пойдет речь.

1. Понятие компетентности.

Компетентность - это способность учителя действовать в ситуации не-определенности. Чем выше неопределенность, тем значительнее эта способ-ность.

Под профессиональной компетентностью применительно к педагогической деятельности понимается интегральная характеристика личности и профессионализма учителя, определяющая его способность результативно решать профессиональные задачи, возникающие в педагогической деятельности в конкретных реальных ситуациях. При этом учителю приходится использовать свои знания, умения, опыт, жизненные ценности и нравственные ориентиры, свои интересы и наклонности.

2. Компетентностная модель учителя.

Компетентностную модель современного учителя можно представить в виде состава входящих в нее элементов.

• Ценности, принципы и цели.

• Профессиональные качества.

• Ключевые компетенции.

• Педагогические методы, способы и технологии.

• Профессиональные позиции.

3. Ценности (сюда относятся те суждения, идеи, которые осознаны учителем и в его сознании определяют предельные ценностные границы его деятельности):

• свобода учащегося быть самим собой;

• каждый человек обладает своим «совершенством»;

• помочь каждому учащемуся его индивидуальные дарования сделать социально плодотворными;

• индивидуальное развитие каждого учащегося соответствует его спо-собностям, интересам и возможностям;

• человек учится только тому, что соответствует его способностям, интересам и что он считает полезным для себя;

• чтобы быть успешным в современном обществе, выпускник должен владеть соответствующим комплексом ключевых компетенций;

• приобщение учащегося к той культурной традиции, которая в макси-мальной степени может способствовать его развитию.

4. Профессиональные качества:

• доброжелательно и заинтересованно относиться к учащимся;

• быть готовым принимать конструктивную критику от коллег и уча-щихся, вносить соответствующие коррективы в свою деятельность;

• иметь собственный взгляд на социальную ситуацию и окружающий мир и быть способным поделиться своим видением с учащимися;

• иметь развитую способность к критике и рефлексии;

• воздерживаться от роли кладезя мудрости и знания;

• понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности;

• быть открытым для любых мнений учащихся по обсуждаемому вопросу;

• спокойно реагировать на едкие замечания в свой адрес;

• иметь собственную позицию и свою манеру обучения, не быть безли-ким;

• уметь делиться с учащимися своими мыслями и чувствами;

• демонстрировать компетентное поведение – собственную ответствен-ность за результат, любознательность, способность к кооперации и

диалогу и т.п.

• демонстрировать увлеченность своим предметом;

• использовать четкий, понятный, гибкий язык с образными выражениями.

5. Профессиональные компетенции учителя.

Базовая компетентность учителя заключается в умении организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение образовательных результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции (ЗУНы). Уметь организовать обучение таким образом, чтобы оно стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения. Чтобы оно мотивировало учащихся на более высокие достижения и интеллектуальный рост. Можно выделить те характеристики ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей среды».

6. Компетентностный подход.

Очевидно, что учитель должен владеть теми компетенциями, которым он обучает! То есть осуществлять компетентностный подход. В противоположность традиционному подходу компетентностный подход в образовании основывается на следующих принципах:

• Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития.

• Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому плани-ровать свои образовательные результаты и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки.

• Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответст-венности за результат.

• На основе стандарта предполагается становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы») таких как:

ü Любознательный, интересующийся, активно познающий мир

ü Умеющий учиться, способный к организации своей деятельности

ü Уважающий и принимающий ценности семьи и общества, исто-рию и культуру каждого народа

ü Любящий свою Родину

ü Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера, уважающий свое и чужое мнение

ü Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки

ü Имеющий представление об основах здорового и безопасного образа жизни

Опора на задачи концепции обучения на протяжении всей жизни позволяет определиться с наиболее значимыми компетентностями личности, необходимыми для продолжения образования. К ним относятся:

• Коммуникативная компетентность

• Информационная компетентность

• Компетентность разрешения проблем.

Компетентность не замыкается только на обучении. Она соединяет урок и жизнь, связана с воспитанием и внеучебной деятельностью. Основа компетентности – самостоятельность. Самостоятельность ребенка так же является основным результатом начальной ступени образования.

7. Создание развивающей среды.

Характеристики образовательных ситуаций, которые должен уметь организовать любой учитель с целью создания в классе «развивающей сре-ды»

• Мотивация учащихся на реализацию той или иной работы, деятельности.

• Самостоятельная, мотивированная учебная работа учащегося, (само-стоятельное осуществление разных видов работы, в процессе которой происходит формирование умений, понятий, представлений – поиск нужной информации, проектирование и реализация своей деятельности, осознанность цели работы и ответственность за результат).

• Осуществление учащимся самостоятельного выбора (темы, целей, уровня сложности задания, форм и способов работы и т.д.).

• Наличие групповой проектной работы учащихся (определение тем и проблем, распределение обязанностей, планирование, дискуссия, оценка и рефлексивное обсуждение результатов).

• Участие детей в различных формах дискуссии.

• Формирование понятий и организация на их основе своих действий.

• Система оценивания, которая позволяет и помогает учащемуся планировать свои будущие учебные результаты, самому оценивать уровень их достижения и совершенствовать их.

Возможные действия учителя, направленные на создание развивающей среды:

• Поощрять за попытки что-то сделать самостоятельно.

• Демонстрировать заинтересованность в успехе учащихся, связанном с достижением поставленных целей.

• Побуждать к постановке трудных, но реалистичных целей.

• Побуждать к выражению своей точки зрения, отличной от точки зрения окружающих.

• Побуждать к опробованию других способов мышления и поведения.

• Включать учащихся в разные виды деятельности, развивающие у них различные способности.

• Создавать, разные формы мотивации, позволяющие включать в мотивированную деятельность разных учащихся и поддерживать их активность.

• Позволять строить картину мира на основе своего понимания и куль-турных образцов.

• Создавать условия для проявления инициативы на основе собственных представлений.

• Учить не бояться выказывать свое понимание проблемы. Особенно в тех случаях, когда оно расходится с пониманием большинства.

• Учить задавать вопросы и высказывать предложения.

• Учить выслушивать и стараться понять мнение других, но соблюдать право не соглашаться с ним.

• Учить понимать других людей, имеющих иные ценности, интересы и способности.

• Учить определять свою позицию относительно обсуждаемой проблемы и свою роль в групповой работе.

• Доводить до полного понимания учащимися критериев оценки результатов их работы.

• Учить осуществлять самооценку своей деятельности и ее результатов по известным критериям.

• Учить работать в группе, понимая, в чем состоит конечный результат, при выполнении своей части работы.

• Показывать, что лежит в основе эффективной работы группы.

• Позволять учащимся брать на себя ответственность за конечный ре-зультат.

• Позволять учащимся находить место в коллективной деятельности сообразно своим интересам и способностям.

• Делиться с учениками своими мыслями, чувствами, ожиданиями относительно обсуждаемой проблемы, темы или конкретной ситуации их деятельности.

• Показывать ученикам, как можно самостоятельно учиться и придумывать что-то новое.

• Поддерживать учащихся, когда они делают ошибки, и помогать справляться с ними.

• Показывать относительность любого знания и его связь с ценностями, целями и способами мышления тех, кто их породил.

• Демонстрировать учащимся, что осознание того, что я чего-то «не знаю», «не умею» или «не понимаю», не только не стыдно, но являет-ся первым шагом к «знаю», «умею» и «понимаю».

Парадокс компетентности:

Компетентность (действенное знание) обнаруживает себя за пределами учебных ситуаций, в задачах не похожих на те, в которых это знание приобреталось.

8. Основные компетенции современного учителя.

• Уметь учиться вместе с учениками, самостоятельно закрывая свои «образовательные дыры».

• Уметь планировать и организовывать самостоятельную деятельность учащихся (помогать учащемуся определять цели и образовательные результаты на языке умений/компетенций).

• Уметь мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать им требуемые компетенции;

• Уметь «сценировать» учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая разных учащихся в разные виды работы и деятельности, с учетом их склонностей, индивидуальных особенностей и интересов.

• Уметь занимать позицию эксперта в отношении демонстрируемых учащимся компетенций в разных видах деятельности и оценивать их при помощи соответствующих критериев.

• Уметь подмечать склонности учащегося и в соответствии с ними определять наиболее подходящий для него учебный материал или деятельность.

• Владеть проектным мышлением и уметь организовать групповую проектную деятельность учащихся и руководить ею.

• Владеть исследовательским мышлением, умея организовать исследовательскую работу учащихся и руководить ею.

• Использовать систему оценивания, позволяющую учащимся адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их.

• Уметь осуществлять рефлексию своей деятельности и своего поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий.

• Уметь организовать понятийную работу учащихся.

• Уметь вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только между собой, но и с учителем, принимая то, что собственная точка зрения может быть также подвергнута сомнению и критике.

• Владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



Сейчас читают про: