Сущностная характеристика педагогических процессов поддержки и сопровождения

Понятия «поддержка», «сопровождение» вошли в педагогику относительно недавно. Они сформировались на основе концепции гуманистической педагогики, особое место в которой уделено педагогической поддержке. Основные положения теории педагогической поддержки разработаны учеными О.С. Газманом и Н.Б. Крыловой. Но прежде чем перейти к анализу данных терминов, рассмотрим предпосылки их становления и развития.

Современные понятия педагогической поддержки и педагогического сопровождения, основываются на помощи, оказываемой детям в их воспитании и образовании.

Оказание помощи малоимущим, особенно детям-сиротам является одной из потребностей человечества, основанной на присущих человеку чувствах сострадании и любви к ближнему.

Поддержка – оказание превентивной и оперативной помощи детям в решении их индивидуальных проблем, связанных с физическим и психическим здоровьем, успешным продвижением в обучении, эффективной коммуникацией, жизненным самоопределением.

Предмет педагогической поддержки – совместное определение с ребенком его собственных интересов, целей, возможностей.

Цель педагогической поддержки – помощь растущему ребенку.

Задачи: выявление проблем ребенка, коррекция. осознание ребенком перспектив и препятствий саморазвития.

Педагогическая поддержка отличается от воспитания в первую очередь тем, что в ней категорически неприемлемо манипулирование. Хотя заметим, что некоторые педагоги рассматривают ее именно как проявление мягкого завуалированного манипулирования.

Педагогическая поддержка оказывается как по запросу ребенка, так и в том случае, если учитель видит, что ученик может справиться с ситуацией сам, но не уверен в своих силах или же в «правильности» выбора. Роль педагога – «друг», «плечо», «батут».

Непосредственные поддержка/сопровождение практикуются педагогом в процессе его разговора с учеником. Характерной особенностью этого подвида является отсутствие в речи учителя фраз, содержащих подтекст, и его обращенность к конкретному ребенку, а не к классу в целом. Целью является конструктивный совместный поиск путей выхода из сложившейся ситуации.

Опосредованные поддержка/сопровождение осуществляются педагогом с помощью сказок, былин, во время сказанных пословиц или поговорок, напетой фразы из песни… Это столетиями проверенный способ натолкнуть растущего человека на самостоятельное разрешение проблемы, не обидев его при этом нравоучениями и не навязывая свое мнение.

По времени оказания: опережающую, своевременную, предупреждающее последействие:

по длительности: единовременную, пролонгированную (длительное систематическое), дискретную (время от времени):

 

Профессиональные нормы в осуществлении поддержки (опора на ребенка, побуждение к самостоятельному решению проблем, соблюдение прав ребенка, уважение выбора ребенка (умение принимать решения - часть процесса взросления. Ребенок должен научиться решать, хочет он делать что-то или не хочет.), событийность (Событийный подход в педагогике чаще всего понимается как технология организации и осуществления значимых событий в жизни коллектива и отдельной личности Он характеризуется конкретной направленностью и локальным характером воздействия.), сохранение проявления самости ребенка).

 

Тактики поддержки: защита, помощь, содействие, взаимодействие.

Авторы распределяют виды педагогической деятельности по возрастным группам: забота – малышам, помощь – младшим, поддержка – подросткам, сопровождение – старшеклассникам. Таким образом, педагогическая поддержка со временем перерастает в педагогическое сопровождение ребенка. Исходя из этого, они определяют педагогическую поддержку как процесс создания условий (совместно с ребенком) для сознательного разрешения им ситуации выбора при условии, если ребенок не справляется сам.

Опека как тип педагогической деятельности применяется в том случае, когда ребенок совершенно не в состоянии ориентироваться в проблемной ситуации. Педагог в этом случае выполняет роль «няньки», «клушки-наседки».

Забота, по нашему мнению, как тип деятельности используется учителем вслед за опекой. Педагог постоянно отслеживает поведение и деятельность ребенка и вмешивается в процесс его развития даже тогда, когда ребенок справляется самостоятельно (роль «мамы», «няни»).

Защита предполагает организацию педагогом процесса ограничения, ограж-дения, отстаивания интересов ребенка в случае грозящей ему физической и/или психической опасности, при условии, если ребенок не справляется с ней сам. Роль педагога – «охранник», «адвокат», «служба «911».

Помощь д етям не только в образовании, но и в выживании оказывали церкви и монастыри. Прихожане отдавали десятину своих доходов церкви, некоторые жители делали более дорогие пожертвования, и на эти средства и создавались больницы, школы, приюты, вдовьи дома.

Взаимодействие педагога со школьниками, у которых сформировалась «Я-концепция». В зависимости от нее, ученик проявляет ту или иную потребность во взаимодействии с педагогом, но однозначно меньшую, чем мы указывали выше. Степень видимой активности ученика резко преобладает над видимой частью активности педагога. Авторство цели взаимодействия чаще принадлежит школьнику, чем и учителю.

Нормы педагогического взаимодействия:

- любовь к ребенку, безусловное принятие его как лич­ности, душевная теплота, отзывчивость, умение ви­деть и слышать, сопереживать, милосердие, терпи­мость и терпение, умение прощать;

- применение диалоговых форм общения с детьми, умение говорить по-товарищески, слушать, слы­шать и услышать;

- уважение достоинства ребенка, вера в миссию каж­дого ребенка, понимание его интересов, ожиданий и устремлений;

- ожидание успеха в решении проблемы, готовность ока­зать содействие и прямую помощь при решении про­блемы, отказ от субъективных оценок и выводов;

- признание права ребенка на свободу поступка, вы­бора, самовыражения;

- поощрение и одобрение самостоятельности, незави­симости и уверенности в сильных сторонах ребенка;

- признание равноправия ребенка в диалоге и решении собственной проблемы;

-  умение быть товарищем для ребенка, готовность и способность быть на стороне ребенка;

- собственный самоанализ, постоянный самоконтроль и способность изменить позицию и самооценку.

Понятие сопровождение – это разработка содержания, средств, методов образовательного процесса, направленного на выявление и использование субъективного опыта ученика раскрытие способов его мышления, выстраивания индивидуальной траектории развития.

Педагогическое сопровождение – это процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личного участия, поощрения максимальной самостоятельности подростка в проблемной ситуации при минимальном по сравнению с поддержкой участии педагога. Педагогическое сопровождение подразумевает умение педагога быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном продвижении в учении. Сопровождение рассматривается В. А. Сластениным и И. А. Колесниковой как одна из форм педагогической поддержки, применимая к старшим школьникам.

 

Целью психологического сопровождения является создание социально- психологических условий для развития личности учащихся и их успешного обучения.

В ходе психологического сопровождения решаются следующие задачи:

– систематически отслеживать психолого-педагогический статус ребенка и динамику его психологического развития в процессе школьного обучения;

– формировать у обучающихся способности к самопознанию, саморазвитию и самоопределению;

– создать специальные социально-психологические условия для оказания помощи детям, имеющим проблемы в психологическом развитии, обучении.

Роль педагога при этом заключается в создании для ребенка эмоционального фона уверенности в том, что в случае необходимости у него всегда есть человек, к которому он сможет обратиться с вопросом. Словосочетание «чувство локтя», как отмечает исследователь, максимально отражает суть педагогического сопровождения: «мы рядом, но не вместе – у каждого свой путь».

Технологии педагогического сопровождения (создание системы субъект-субъектных отношений, разностороннее развитие субъектов образования).

Основные направления психолого-педагогического сопровождения: профилактическое, диагностическое, консультативное, развивающее, коррекционное, просветительско-образовательное, профориентационное.

Формы работы с субъектами образования:

выявление групп риска - получение информации об уровне психического развития детей, выявление индивидуальных особенностей и проблем участников воспитательно-образовательного процесса (косвенного или прямого наблюдения, объективные, опросные (анкета, интервью), экспериментальные.),

тренинги - это совокупность психотерапевтических, психокоррекционных и обучающих методов, направленных на развитие навыков самопознания и саморегуляции, общения и межличностного взаимодействия, коммуникативных и профессиональных умений,

консультирования - это оказание помощи обучающимся, их родителям (законным представителям), педагогическим работникам и другим участникам образовательного процесса в вопросах развития, воспитания и обучения посредством психологического консультирования.,

профориентации. имеет целью установление соответствия индивидуальных психологических и личностных особенностей специфическим требованиям той или иной профессии.

Различают следующие виды профессиональных консультаций:

- справочные, в ходе которых учащиеся выясняют каналы трудоустройства, требования к приему на работу или учебу, возможности освоения различных профессий, сроки подготовки, систему оплаты труда, перспективы профессионального роста;

- д иагностические, направленные на изучение личности, интересов, склонностей, способностей консультируемого с целью выявления соответствия избираемой или близкой к ней профессии;

- медицинские, имеющие целью выявление состояния здоровья учащегося или трудоустраивающегося, его психофизиологических свойств в отношении избираемой профессии и др.

Формы работы с родителями: консультирования, педагогическое сотрудничество, беседы, лекции.

Формы работы с педагогами: семинары, консультирование, психологическая поддержка.

Результат – активное влияние объектов в образовательный процесс.

Сопровождение и поддержка детей с особыми проблемами в развитии в рамках требований ФГОС ДО, школы, вуза.

 

9. Культурно-исторические традиции милосердия и благотворительности в отечественном образовании

Благотворительность и милосердие как культурно-исторические традиции социально-педагогической деятельности.

Сущность понятий «милосер­дие» и «благотворительность».

Милосердие - это готовность бескорыстно помочь кому-либо из человеколюбия, сострадания, или, по определению В.Далю, "любовь на деле, готовность делать добро всякому".

Благотворительность подразумевает оказание частными лицами или организациями безвозмездной и, как правило, регулярной помощи нуждающимся людям. Возникнув как проявление милосердного отношения к ближнему, благотворительность стала сегодня одной из важнейших составляющих общественной жизни практически каждого современного государства, имеющей свою юридическую базу и различные организационные формы.

Формы выражения благотворительной деятельности:

- передача имущества, в том числе денег

- бескорыстное выполнение работ, оказание услуг

- иная поддержка

Этапы развития благотворительности в России. Благотворительность как деятельность отдельных лиц и церкви:

забота князя Владимира «Красное солнышко», учреждение училищ для обучения детей;

князь Ярослав Владимирович был основателем сиротского училища, в котором обучались около 300 юношей, оставшихся без родителей;

система церковных монастырей с целью обучения, лечения и призрения; Церковь в тяжелый период междоусобиц и войн взяла на себя благородную миссию:

✓ по оказанию материальной и моральной помощи людям, нуждающимся в ней;

✓ вдохновению русского народа на борьбу за национальное возрождение;

✓ сохранению в народе присущей ему духовности, веры в добро;

✓ спасению от озлобления и утраты нравственных ориентиров и ценностей;

✓ приюта нищих и других физически и морально сломленных людей путем создания системы монастырей.

Яркими примерами любви и милосердия, сострадания к ближнему были и остаются жизнь и деяния Преподобного Серафима Саровского, старца Амвросия, Сергия Радонежского и мн. др.

Иван Грозный высказал идею о том, что в каждом городе необходимо выявлять всех нуждающихся в помощи убогих и нищих, строить специальные богадельни и больницы, где им был бы обеспечен приют и уход.

Зарождения государственных форм призрения: превентивные меры борьбы с социальными пороками впервые при Петре I детство и сиротство становятся объектом попечения государства. В 1706 г. открываются приюты для незаконнорожденных детей. За "погубление зазорных младенцев" вводится смертная казнь; Подросшие дети определяются в "богадельни" или отдаются на воспитание приемным родителям; дети старше 10 лет - в матросы; подкидыши или незаконнорожденные — в художественные училища.

императорские воспитательные дома Екатерины Великой; реализовала замыслы Петра I, построив императорские воспитательные дома в Москве (1763) и Петербурге (1772).

Мария Федоровна, жена Павла I и первый министр благотворительности, способствовала формированию системы воспитания сирот в семьях. Она открывала педагогические классы при воспитательных домах и пепиньерские классы (пепиньерка — девушка, окончившая среднее закрытое учебное заведение и оставленная при нем для педагогической практики) - в женских гимназиях и институтах, а также основала Попечительство о глухонемых детях (1798).

При Александре I открыт первый институт для слепых детей (1807). Его возглавил французский учитель Валентин Гаюи- автор оригинальной методики обучения слепых детей; начинают строиться другие специальные учреждения для этой категории детей.

Переход от государственной благотворительности к частной: зарождение «Императорского человеколюбивого общества»; попечительство о глухонемых детях императрицы Марии Федоровны, попечительство о слепых детях Марии Александровны;

Обществом попечения о бедных и больных детях "Синий крест" (1882) руководила Великая Княгиня Елизавета Маврикиевна. Позднее здесь формируется отделение защиты детей от жестокого обращения, включая убежища и общежития с мастерскими (1893). Предпринимательница А. С. Балицкая способствует созданию первого приюта для калек и парализованных детей. В конце XIX в. заботу о детях-идиотах и эпилептиках взяло на себя Общество призрения калек несовершеннолетнего возраста и идиотов. В Петербурге врач-психотерапевт И.В. Маляревский возглавил врачебно-воспитательное заведение для умственно отсталых детей.

Зарождение профессиональной помощи, открытие кафедр общего призрения (1911 г.); построение системы воспитательно-исправительных учреждений для нищих и беспризорных детей.

✓ "Социальная школа" (1911) на юридическом факультете Психоневрологического института;

✓ первый (1910) и второй (1914) съезды деятелей социсшьной сферы.

 Запрещение благотворительности как «буржуазного пережитка» в советской России. Рост сиротства, безнадзорности, правонарушений, среди несовершеннолетних как социальная проблема. Система социального воспитания и педология.

Система социального воспитания как форма государственной помощи нуждающимся детям явилась переломным моментом в развитии российской благотворительности после революционных событий 1917 г.

Вопросами детской беспризорности и ее причинами занимались соцвосы — отделы социального воспитания при органах власти всех уровней. Были созданы учреждения по социально- правовой охране несовершеннолетних, в вузах Москвы и Ленинграда началась подготовка специалистов. Задачу обеспечения наиболее успешного воспитания ребенка на основе синтезированных знаний о нем самом и среде, в которой он развивается, была призвана решить педология.

Вклад А.С. Макаренко, П.П. Блонского, С.Т. Шацкогопедагоги и психологи занимались вопросами социальной реабилитации "трудных" детей и подростков (первая опытная станция Наркомпроса, трудовая колония им. М. Горького и др.). Однако система социального воспитания и педология фактически прекратили свое существование после печально известного постановления 1936 г. "О педологических извращениях в системе Наркомпроса".

Советская система социального обеспечения де­тей.

В 1941 — 1945 гг. в связи с новыми социальными потрясениями, вызванными Великой Отечественной войной, положение детей обострилось.

По отношению к социально обездоленным детям:

✓ как к жертвам войны выступает общественность;

✓ государство выступает инициатором по созданию школ- интернатов для эвакуированных детей, расширению сети детских домов для детей воинов и партизан;

✓ возрождается благотворительность, которая проявляется в открытии специальных счетов и фондов, перечислении солдатами и офицерами денег для детей, передаче личных сбережений населения на их нужды.

Социальная политика России по обеспечению защиты и прав детей в постсоветский период.

Создаются учреждения нового типа, оказывающие социальную, медицинскую, психологическую, педагогическую и иные виды помощи (центры социального здоровья семьи и детей, социальной реабилитации трудных подростков; приюты для детей; социальные гостиницы; телефоны доверия и другие службы).

В настоящее время успешно действуют Фонд милосердия и здоровья, Детский фонд и многие другие, которые оказывают социальную защиту и помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитанникам детских домов. Организованы и действуют профессиональные ассоциации социальных педагогов и социальных работников; набирает силу волонтерское движение, оказывающее помощь и поддержку нуждающимся детям.

Вопросами социальной защиты и поддержки детства занимаются различные министерства и ведомства: Министерство общего и профессионального образования; Министерство труда и социального развития; Министерство здравоохранения; Министерство юстиции.

Исторические предпосылки введения профессии «Социальный педагог» в России.

Цель деятельности социального педагога:

✓ создание условий для психологического комфорта и безопасности ребенка;

✓ удовлетворение его потребностей с помощью социальных, правовых, психологических, медицинских, педагогических механизмов предупреждения;

✓ преодоление негативных явлений в семье, школе, ближайшем окружении и других социумах.

 

4. Функции деятельности социального педагога:

✓ диагностическая;

✓ прогностическая;

✓ посредническая;

✓ коррекционно-реабилитационная;

✓ охранно-зашитительная; предупредительно-профилактическая;

✓ эвристическая.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: