Проблемы гуманизации и гуманитаризации современного вузовского образования: интеграции личностных и предметных измерений

Гуманизация – это цель формирования личности, гуманитаризация – это средства достижения этого. Понятие гуманизации – система мировоззрения, где признается ценность человека как личности.

Гуманитаризация – способы формирования целостного духовного мира, восприятие человека как гостя культуры, индивидуальность.

Задачи процессов гуманизации и гуманитаризации: обеспечить индивидуальный подход, создать условия студенту самостоятельно выбирать траекторию своего движения.

Основные технологии: диалоги, межпредметность, моделирование профессиональных ситуаций. Педагогика сотрудничества, поддержки, сопровождения – гуманизации.

Гуманитаризация – профессиональная направленность учебного процесса.

Результат гуманизации и гуманитаризации – в формировании нового специалиста, способного к выбору принципов деятельности и целостных ориентаций.

Принципы гуманитаризации обучения: диагностический подход, обеспечения условий динамичного развития личности, коррекция в развитии, оперативность изменения содержания исходя из реальных фактов личности развития, опора на собственную активность личности, сочетание воспитания и самовоспитания, помощь в развитии ценностных ориентаций, самостоятельности, инициативы, самодеятельности. Роль педагога в процессах гуманизации и гуманитаризации.

Междисциплинарная интеграция в условиях компетентносного подхода в обуччении.

Актуальность компетентносного подхода в обучении. Понятие компетентносного подхода, компетентносного обучения. Понятие междисциплинарная интеграция – наивысшая форма единства целей, принципов и смысла образования, создание масштабной взаимосвязи всех учебных дисциплин образовательной программы. Формы и методы междисциплинарной интеграции: бинарные, интегрированные лекции, активные и интерактивные методы обучения: кластеры, медиаобучение, моделирование целостного педагогического процесса. Связь обучения и исследования как междисциплинарное взаимодействие. Формирование профессиональных компетенций – результат междисциплинарности. Этапы формирования у студентов способности и междисциплинарной интеграции (выявление взаимосвязи задач дисциплин – привлечение знаний из других дисциплин, - интеграция знания с позиции профессиональной деятельности).

Педагогические условия междисциплинарной интеграции в учебном процессе: логическая последовательность дисциплин, обеспечение преемственности в освоении научного профессионального аппарата в понятиях, базовых дидактических единицах, практико-ориентированном содержании.

Модель педагога ФГОС педагога-как ориентира для междисциплинарного подхода в контекстном обучении.

Социально-профессиональная культура педагога в контексте личностного бытия.

Понятие личности, личностного бытия, личностной культуры. Специфика социально-профессиональной педагогической культуры: развертывание взаимностей человека в мире, развитие человеческого потенциала, стремление к достижению идеала, гибкости как способности к постоянному поиску возможностей формирования условий для проявления интеллектуальной и социальной инициативы.

Образ обучающегося в контексте личностного бытия – как субъект, создающий свое бытие через самореализацию.

Роль педагога в самоактуализации себя и учащегося, место рефлексии как способа создания личностного пространства внутреннего мира человека. Смыслотворчество педагога как условие его личностного и профессионального развития. Смысловая структура личностной культуры педагога: смыслы, уровни самоопределения в профессии, профессиональная идентичность, профессионализация (образ «Я»+ образ профессии), осознание своей миссии как инобытия в другом человеке.

Реализация личностного бытия педагога происходит в жизненном опыте, субъективной активности, личном общении, понимании другого, способности брать на себя ответственность, активной деятельности – воспитание этических основ жизни, обогащение ценностного мира человека, достижение универсальности, духовности.

Социально-профессиональные виды деятельности: переосмысление (выбор личностных и профессиональных стратегий профессионального развития), переоценивание (изменение ценностных ориентаций, смена личностной парадигмы), преображение (поиск нового образа «Я», проектирование преподавания в контексте требований общества, развитие внутренних ресурсов для инициативы, личностной позиции).

Модели самоопределения: инициативная, активно-поисковая, деятельностно-практическая, профессионально-смыслового саморазвития.

Интегративный характер личностной и профессиональной социально-профессиональной культуры.

Системно-деятельностный подход к организации профессионального психолого-педагогического образования.

Понятие системы, системного подхода, деятельностного подхода. Результаты внедрения в образование: личностный, метапредметный. Деятельностная форма результатов образования. Системно-деятельностный подход – цель развития личности, учет зоны ближайшего развития. Принципы системно-деятельностного подхода: деятельности, непрерывности, целостности, психологической комфортности, вариативности, творчества.

Субъект обучения в системно-деятельностном подходе: опирается на зону ближайшего развития, действует как активный субъект, нацелен на усвоение способов познания, развивает теоретическое мышление и теоретический способ познания, самостоятельность и творческий потенциал.

Методы обучения: деловая игра, дискуссия, диспут, проблемная лекция, ИКТ, методы самоуправления учебными действиями, методы контроля и самоконтроля и др.

Системно-деятельностный подход обучения студентов в вузе: единство учебного, учебно-профессионального, научно-исследовательского и социо-культурного направлений.

Системно-деятельностный подход как основа ФГОС.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: