Самарское Заречье
Территории за рекой Самарой, в генплане предполагаются под освоение с предварительной инженерной подготовкой. В осваиваемые территории входят: Самарское Заречье, Земли совхоза Кряж, Сухая Самарка, Народная и другие.
Территория Самарского заречья составляет 600 га, предполагаемое населения после постройки микрорайона — 95 тыс. человек.
Территория Самарского Заречья предложена под малоэтажную (безлифтовую) и многоэтажную комплексную жилую застройку. В связи с размещением в Самарском Заречье памятника природы «Озеро Гатное» сплошной намыв территории вдоль реки Самары оценили как преждевременный. Развитие территории предлагается начать вдоль Южного шоссе и со стороны Засамарской Слободы.
Для связи с Железнодорожным районом Самары планируется постройка нового метромоста через реку и прокладка Третьй линии Самарского метрополитена
Часть денег под проект нового микрорайона будет выделена федеральным центром в рамках национального проекта «Доступное жилье»
|
|
Транспорт
Автомагистрали
Автомагистрали общегородского значения — непрерывного движения:
1. Проспект Карла Маркса (с выходом на обводную г. о. Самара),
(Магистраль «Центральная»
Проспект Карла Маркса планируется сделать центральной автомагистралью города, соединяющую центр Самары с обводной дорогой. Общая протяжённость магистрали от улицы Урицкого до Ракитовского шоссе составит 13 километров.
Впервые о ней заговорили еще в 60-х годах прошлого века. Превратить в магистраль собирались проспект Карла Маркса. Она должна была пройти через весь город от Ракитовского шоссе до площади Урицкого. В 1965 году магистраль появилась в генеральном плане Куйбышева и на протяжении четырёх десятилетий кочевала из одного генплана в другой.
В данный момент проект автомагистрали «Центральная» планируется реализовать в рамках программы по подготовке к Чемпионат мира по футболу 2018 года. Магистраль будет иметь шесть полос движения шириной 3,75 метра с разделительной полосой в виде газона, а также тротуары для пешеходного движения. Для строительства магистрали потребуется снести многоквартирный пятиэтажный дом на пересечении проспекта Карла Маркса и улицы Гагарина и четыре двухэтажных жилых дома на пересечении с проспектом Кирова.)
2. Московское шоссе (с выходом на M5 Москва — Уфа),
(История
Начало Московского шоссе, район крупных непродовольственных супермаркетов компьютерной и бытовой техники, парфюмерии и других товаров
Как шоссе существует с 1903 года; на городском плане 1910 года оно отмечено как «дорога в село Cемейкино» длиной в 21 версту.
|
|
Прежние названия — Шоссейная дорога, Семейкинское шоссе. На месте нынешнего кольца у Центрального автовокзала был мост через овраг. Ещё три моста были через овраги на участке около Парка имени Юрия Гагарина.
По генплану 1940 года Семейкинское шоссе с продолжением до Вокзальной (ныне — Космомольской) площади должно быть стать центральной транспортной осью города. Но Великая Отечественная война спутала все планы, в те годы активно развивался район Безымянка, а к развитию главного городского шоссе вернулись позже — в 1960х годах.)
3. Проспект Кирова (с выходом на обводную г. о. Самара),
Проспе́кт Ки́рова в Самаре — одна из главных магистралей города, пересекающая его в поперечном направлении с северо-запада на юго-восток и имеющая протяжённость более 11 км
4. улица Авроры (с выходом на M32 Самара — Чимкент);
Улица Авроры — улица Самары, расположенная в Советском, Железнодорожном и Октябрьском районах города. На юге переходит в Южное шоссе (после пересечения Южного моста), затем — в трассу M32.
Магистрали общегородского значения — регулируемого движения:
ü Ново-Садовая улица,
ü Волжский проспект — Улица Горького,
ü Полевая улица — Владимирская улица,
ü ул. Луначарского — улица Юрия Гагарина — улица Победы,
ü ул. XXII партсъезда,
ü Ракитовское шоссе — ул. Чекистов,
ü Волжское шоссе,
ü Заводское шоссе,
ü Псковская ул.,
ü Зубчаниновское шоссе — Аэропортовское шоссе,
ü Красноглинское шоссе,
ü Пугачёвский тракт,
ü Уральская ул.,
ü Новокуйбышевское шоссе,
ü Южная Обводная дорога;
ü Магистрали районного значения — регулируемого движения:
ü Улица Мичурина,
ü Самарская улица,
ü Вольская улица,
ü пр. Металлургов,
ü Красноармейская улица,
ü Улица Стара-Загора,
ü Аэродромная ул. и др.;
Транспортные развязки
Проектируемые транспортные развязки в разных уровнях:
ü пр. Ленина — Ново-Садовая ул. — ул. Соколова (ул. Луначарского),
ü ул. Советской Армии — Московское шоссе,
ü ул. Советской Армии — Ново-Садовая ул.,
ü ул. Аврора — Ново-Садовая ул. в Постниковом овраге,
ü Московское шоссе — ул. Авроры,
ü Московское шоссе — ул. ХХII Партсъезда и др.;
ü Транспортные пересечения в разных уровнях:
ü ул. Советской Армии — ул. Ново-Садовая,
ü пр. Карла Маркса — Революционная ул.,
ü пр. Карла Маркса — Дачная ул. и др.;
ü Кольцевые развязки:
ü ул. Стара-Загора — Ракитовское шоссе,
ü Дачная ул. — ул. Мичурина,
ü Ташкентская ул. — Московское шоссе;
Мосты и мостовые переходы
Проектируемые мосты в городе:
ü мост в створе ул.Фрунзе
ü мост в продолжение узла Владимирская ул. — Новоурицкая ул. — Структурная ул.,
ü мост в створе пр. Кирова.
Основные недостатки Генерального плана в существующем правовом поле в РФ
Неясна по большому счету цель работ (сценарные условия). В советское время было все понятно – прогнозировалось, что население растет и основная цель генплана – расселить, например, еще 300 тыс. человек, которые будут работать на заводах, расположенных вот тут и тут. В современном понимании цель генплана размыта – типа устойчивое развитие города, комфортная среда и прочее, что сложно постичь в умах и оценить в цифрах.
Генеральный план не есть план в нормальном человеческом понимании. Это есть проектное решение (картинка) «как оно должно быть через 20 лет». В нем нет плана по годам, что удивительно. План по годам есть в «плане реализации генерального плана», но по новым изменениям в ГК план реализации не обязателен.
В генплане нет денег. Поэтому его справедливо не любят экономисты и руководители любого ранга. Градостроители лихо рисуют новые дороги, развязки, кварталы. В подавляющем большинстве случаев никто не считает, сколько на это надо средств. Даже примерный подсчет мероприятий по большинству генпланов (наш – не исключение) даст величину ежегодных необходимых денег, сравнимую или в 2-3 раза превышающих годовой бюджет города. Поэтому 95-97% генпланов не реализуются. Посмотрите картинку Генплана Самары, посчитайте количество развязок и умножьте, ну скажем, миллионов на 500-800 каждую, приплюсуйте количество километров новых дорог, тоже умноженную на такую же цифру, количество магистральных трубопроводов, детсадов и прочее. Затем удивляйтесь и подумайте, сколько лет и сколько городских бюджетов надо на реализацию этакого счастья.
|
|
В России, как и во многих странах Запада, генплан как юридический документ носит рекомендательный характер, то есть не является источником градостроительного права.
Генплан абсолютно невариативный документ, негибкий к меняющимся внешним условиям. Если к абстрактному мэру приходит инвестор и говорит «хочу здесь построить завод на 20 тыс. работников», а у мэра по геплану здесь жилье, то любой (абстрактный) мэр генпланом подотрется. И результат этого фекакта отправит как картинку-демотиватор в ответ на слабые протесты придворных градостроителей.
Нет обязательности делать генплан в цифровом виде, нет единых классификаторов, методик, в подавляющем большинстве случаев не используется математическая модель оценки мероприятий. Рисуй, твори! - реализовывать будут другие люди.
Очень часто градостроительное решение – фифти-фифти. Неясно, при каком критическом изменении внешних условий надо менять генплан.
Нет правовых основ для оперативного резервирования земель под мероприятия генплана. По генплану транспортная развязка, а землю уже ушлые люди взяли в собственность – выкупай теперь задорого.
Западная модель планирования развития города состоит в следующем. Город продает землю на аукционах под жилую застройку - на вырученные деньги строит инфраструктуру – поднимается стоимость земли – больше платят налогов. У нас такая схема декларируется, но практически не работает.
|
|
В принципе этих пунктов достаточно, чтобы понять реальную пользу от Генплана, Она есть, безусловно. Но генплан в современном понимании не отвечает на главные вопросы
как должен развиваться город (по шагам);
сколько на это надо денег;
что будет сделано после каждого шага, чтобы улучшить жизнь горожан.
Конечно, существуют попытки выйти за канонические рамки генплана. Наиболее известные - Мастер-план г. Перми, Комплексные схемы развития городов, подготовленные ИТП «Град», математическая модель генплана городов Тольятти, Читы и др.
Приложение
Концепция генплана
Руководитель раздела «Научное обоснование концепции Генплана», заведующая кафедрой урбанистики СГАСУ, доктор архитектуры, профессор Татьяна Яновна Ребайн:
- В советское время любой город начинался с размещения промышленных предприятий, и все расчеты делались так, чтобы удовлетворить нужды производств. Права отдельного человека в сфере градостроительства ограничивались загородным дачным участком. Сегодня мы находимся на пути к тому, чтобы законные интересы отдельного человека учитывались при развитии города. Это заложено в законах, в Конституции, и мы старались обеспечить удовлетворение территориальных интересов как отдельного человека, так и коллектива и города в целом.
5.2. Ждет ли нас экологическая катастрофа?
Руководитель раздела «Экология», член-корреспондент МАНЭБ, кандидат архитектуры Светлана Васильевна Генералова:
- Исследования экологов выявили основные проблемы нашего города и наметили пути их решения. В настоящее время на территории Самары работают 869 предприятий, промышленные отходы от которых довольно значительны. Особую озабоченность вызывает Безымянская промзона, где отходы 52 крупных предприятий сбрасываются в р. Самарку. Разработчиками Генплана для исправления экологической ситуации в этой части города предусмотрена возможность реконструкции данной территории.
Кроме того, необходимо разгрузить четыре существующих в Самаре полигона по утилизации отходов. Для этого предполагается организовать три сортировочных станции, которые возьмут на себя сортировку отходов для вторичной переработки. Расположить их предполагается рядом с полигонами. Если упорядочить работу с промышленными и бытовыми отходами, то территория, занятая сегодня несанкционированными свалками (а это 92 га!), может быть использована более эффективно.