Логопедическая работа проводится на фоне медикаментозного лечения, физиолечения, лечебной физкультуры и массажа

Артикуляционная гимнастика чрезвычайно полезна для выработки полноценных движений губ, языка, челюсти. Упражнения должны быть понятны ребёнку, доступны, желательно заранее разучены. Проводить артикуляционную гимнастику с ребёнком необходимо ежедневно по несколько минут. Выполняется артикуляционная гимнастика сидя или стоя перед зеркалом.Темп выполнения и количество упражнений постепенно увеличивается.Можно выполнять артикуляционные упражнения под счёт, с хлопками, под музыку. Хорошие результаты на этом этапе дают орошения ротовой полости водой контрастной температуры. С целью повышения эффективности мероприятий по коррекции дизартрий, обусловленных спастикой и гиперкинезами артикуляционной мускулатуры, а также артикуляционно-мимической апраксией, группой учёных (Семёновой К.А., Степанченко О.В., Виноградовой Л.И., Панченко И.И.) была предложена методика искусственной локальной гипотермии, воздействующей на мышцы речедвигательного аппарата. Метод искусственной локальной гипотермии (ИЛГ) осуществляется следующим образом: ледяную крошку в хлопчатобумажной (марля, бинт) упаковке, соответствующей размерам лицевого черепа ребёнка, накладывают поочерёдно на мышцы речедвигательного аппарата-круговую мышцу рта, большую скуловую мышцу, мышцу смеха, ментальную мышцу, буцинаторы в области подбородка и параоральной зоны. Продолжительность экспозиции ледяной аппликации во время одного сеанса суммарно от 2 до 7 минут; одномоментное наложение льда на одну из заинтересованных зон крововоздействия от 5 до 30 секунд. Курс лечения составляет 15-20 сеансов, проводимых ежедневно. Сразу после сеанса ИЛГ проводится занятие логопеда с больным по выработке речедвигательных навыков, постепенно переходящих в речевые. Исследованиями разных стран установлено, а практикой подтверждено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. Как правило, если движения пальцев развиты в соответствии с возрастом, то и речевое развитие ребёнка в пределах возрастной нормы. Поэтому тренировка движений пальцев и кисти рук является важнейшим фактором, стимулирующим речевое развитие ребёнка, способствующим улучшению артикуляционных движений, и что не менее важно, мощным средством, повышающим работоспособность коры головного мозга, стимулирующим развитие мышления ребёнка. Не случайно, упражнения для пальчиков в Японии начинают выполнять с 2-3 месяцев. Работу по развитию движений пальцев и кисти рук следует проводить систематически по 2-5 минут ежедневно. Благоприятное воздействие на развитие движений кисти и пальцев рук оказывает самомассаж, а также занятия изобразительной деятельностью- лепкой, рисованием, аппликацией; ручным трудом- изготовление поделок из картона, бумаги, дерева, ткани, ниток, природного материала и т.д.

Коррекция голоса и дыхания очень важна на данном этапе. Любая форма дизартрии сопровождается нарушением голоса и дыхания, темпа речи. Для развития и коррекции голоса у детей с дизартрией используются различные ортофонические упражнения, направленные на развитие координированной деятельности дыхания, фонации и артикуляции.

Работа над голосом начинается после артикуляционной гимнастики и массажа,расслабления щейной мускулатуры, специальных упражнений по выполнению движений во все стороны головой (мышцы шеи расслаблены) с одновременным произношением цепочек гласных звуков: «И»- «Э»- «О»-«У»- «А»-«Ы».Большое значение для коррекции голоса имеет активизация движений мягкого нёба: глотание капель воды, покашливание, зевота, произнесение гласного «А» на твёрдой атаке. Упражнения проводятся перед зеркалом под счёт. Используются следующие приёмы: стимуляция задней части языка с помощью языкового депрессора; обучение произвольному глотанию: логопед из пипетки капает против задней стенки глотки капли воды, голова ребёнка несколько откинута назад. Для голосообразования большое значение имеют движения челюстей: открывание и закрывание рта, имитация жевания. Для укрепления мышц нёбной занавески используются упражнения в чередовании её расслабления и напряжения. Ребёнка просят до окончания зевательного движения отрывисто произнести звук «А», а при широко открытом рте перейти от произношения звука «А» к звуку «П», задерживая воздух во рту под давлением. Внимание ребёнка привлекают к ощущению состояния нёбной занавески. Используют упражнения по развитию силы, тембра и высоты голоса: прямой счёт десятками с постепенным усилением голоса и обратный счёт с постепенным его ослаблением. Для развития высоты тембра и интонации голоса большое значение имеют различные игры, чтение сказок по ролям и т.д.

Коррекция речевого дыхания. Дыхательная гимнастика начинается с общих дыхательных упражнений, цель которых увеличить объём дыхания и нормализовать его ритм.

Ребёнка учат дышать при закрытом рте, попеременно зажимая тол одну, то другую ноздрю, для усиления глубины вдоха перед ноздрями ребёнка создаётся «веер воздуха».

Следующее упражнение направлено на развитие преимущественно ротового вдоха. Логопед закрывает ноздри ребёнка ипросит произнести отдельные гласные звуки или слоги.

Используются упражнения с сопротивлением. Ребёнок вдыхает через рот. Логопед кладёт руки на грудную клетку ребёнка, как бы препятствуя вдоху в течение 1-2 секунд. Это способствует более глубокому и быстрому вдоху и более удлинённому выдоху.

Упражнения проводятся ежедневно по 5-10 минут.

Второй этап-формирование первичных коммуникативных произносительных навыков. Основная его цель: развитие речевого общения и звукового анализа. На этом этапе проводится работа по коррекции артикуляционных нарушений с помощью всевозможных логопедических массажей.

Логопедический массаж и лечебнаяфизкультура являются частью лечебно-оздоровительных и коррекционно-развивающих мероприятий, осуществляемых логопедом с участием других специалистов: невропатолога, врача ЛФК, массажиста, физиотерапевта, воспитателя. В комплексе мероприятий, направленных на реализацию практических задач включены:

1. Логопедический массаж.

2. Пассивно-активная гимнастика мимических мышц и артикуляционного аппарата.

3. Пассивно-активная гимнастика на дистальные отделы.

В работе с детьми используются следующие виды массажа:

1. Классический.

2. По биологически активным точкам(БАТ).

3.С элементами метамерной стимуляции Скворцова-Осипенко.


 


25.Методика логопедической работы при ринолалии, обусловленной расщелиной Р инолалия - это нарушение тембра голоса и звукопроизн-ия в результате анатомо-физиологического дефекта речевого аппарата. В 2,5 года независимо от операции нужно начинать логоп. занятия. В 92-98% случаев возможно устранение дефекта. Данным вопросом занимались Чиркина, Ермакова, Ипполитова. Представлю систему коррекционно-педагогической работы по методике Чиркиной. Логоп. работа начинается с установления контакта с ребёнком. 2 этапа:

Дооперационный Послеоперационный

Направления работы

- работа над дыханием - развитие подвижности мягкого нёба: рубцевание, на 14-15 сутки, с разрешения врача, упр-ми можно растянуть на 10 мм.складку
- постановка гл. зв. - развитие подвижности органов артикуляции
- подготовка артикуляции для доступных согл.зв. - постановка всех звуков без назального оттенка

- развитие фонематических процессов

- развитие лексико-грамматического компонента (если нарушено)

Дооперационный этап:

1. Воспитание и развитие правильного дыхания --чередование дыхание носом, дыхание ртом (нос-нос, рот-рот, нос-рот); --необходимо постоянно следить за возд.струёй+самоконтроль: зеркало, пёрышко, вата (вставить в нос вату); --упр-я с дутьём (начинаем с легких упр-й - чтоб был виден эффект; постепенно усложняем "буря в стакане"-пузыри). 2. Нормализация артикуляционной моторики --упр-я для щёк: -) надувание щёк попеременно, сильно, чтобы губы напрягались); -) сильное надувание щёк (губами удерживается воздух в ротовой полости) -- упр-я для губ: -)сосательные движения - сомкнуть губы, вытянуть вперёд хоботком, затем возвр-ся обратно; -) оскал - при широко ракрытых челютях губы втягиваются внутрь рта, плотно прижимаются к зубам; -) имитация полоскания - движения губ хоботком вправо-влево и по кругу; -) поднимание верхней губы - обнажаются верхние зубы; -- упр-я для языка: -) лопатка (на неск.секунд); -) высовывание языка жалом (узкий-широкий язычок); -) сильно вытянутый язык влево-вправо; -) облизывание языка, губ, зубов; -)чашечка; -) выталкивание язычка из-за зубов; -) задвинуть чашечку; -) круговое облизывание кончиком языка губ; -) язык к носу, подбородку, к верхней губе, к нижней губе, к верх.зубам, к ниж.зубам. 3. Работа с гласными звуками -) А О У Э: легко произносим по подражанию; сначала отрывисто и изолированно; -) увеличиваем число повторений на одном выдохе АА-ОО-УУ-ЭЭ; ААА-ООО-УУУ-ЭЭЭ; контроль за возд.струёй (комочки ваты); постоянный образец взрослого; тренируется повторение гл с паузами (во время паузы ребёнок учиться удерживать нёбо в приподнятом состоянии); -) произнеение плавных звуков, контроль за возд.струёй через рот (используются элементы фонетической ритмики для пропевания гл.зв.; идёт потановка согл.зв. в том случае, если есть время до операции)

Послеоперационный этап:

1. Массаж мягкого нёба: а) глотание воды мелкими порциями; б) сухое глотание (капать на язычок, реб-ку очень тяжело); в) полоскание горла маленькими порциями теплой воды и тяжёлыми жидкостями (кисель); г) имитация покашливания 2-3 раза на одном выдохе; повторять с паузами: идёт сокращение мышц задней стенки глотки. 2. Уточняем артикуляцию гл.зв. (схема та же).

3. Начинаем постановку согл.зв. а) В ВЬ Ф ФЬ П ПЬ Т ТЬ - ставим по подражанию; зеркалом, ватой контролируем утечку воздуха; повторяемость этих упр-ий большая! б) К КЬ Х ХЬ С СЬ Г ГЬ Л ЛЬ Б БЬ Д ДЬ З ЗЬ Щ Р Ж; в) ставим рот-нос.звуки дифференцированно М-П, МЬ-ПЬ, Н-Д, НЬ-ДЬ, М-Б, МЬ-БЬ. Обращаем внимание на артикуляцию звуков и на степень назализованности. 4. Развитие фонематических процессов и устранение лекс-грм-го недоразвития на всех этапах. Соотносим нечёткое различение звуков на слух с произношением.

ВЫВОД: выделяются дооперационный и послеоперационный этапы. Направления работы: -) дыхание (ротовое, носовое); -) артикуляционная моторика; -) постановка звуков, начиная с гл.зв. (на твёрдой атаке, отрывисто), последовательно; -) используем массаж мягкого нёба; -) развиваем фонематические процессы и лексико-грамматич. компоненты; -) навык самоконтроля!!!


 







Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: