Направления рок-музыки разными классификаторами даёт и разный результат. Можно рассматривать только лишь «потомков» рок-н-ролла, можно – рока, а есть ещё классификации, вышедшие от таких крупных направлений, как альтернативный рок, панк, ну и конечно же металл, который приобрёл в нынешнее время особую популярность.
История рока началась с блюза, первопродуктами которого явились рок-н-ролл и рокабилли. Тогда-то и начали применять ранее запрещённую четвёртую ступень от аккорда. Церковь считала, что эта ступень пагубно воздействует на человека, пробуждая в нём животные инстинкты. И действительно, услышав звуки рок-н-ролла непроизвольно совершаются танцевальные движения.
Далее уже берёт начало история попыток синтезировать рок с другими направлениями музыки. От симбиоза народной и эстрадной музыки с рок-н-роллом появляются на свет такие направления, как фолк-рок, кантри, мьюзик-холл и скиффл.
Посредством присоединения индийской музыки родился рага-рок, плодом сотрудничества с академической музыкой стал арт-рок, аналогично создали латино-рок, стиль Инди (Indie) и джаз-рок.
|
|
В 60х-70х годах родились и получили большое распространение такие пласты рока, как хард, авангард и панк. Когда эти направления себя изжили, в свет вышли пост-панк, альтернативный рок и впервые засветившееся в британских газетах такое направление рок-музыки, как «новая волна».
В 90х годах большой популярностью стали пользоваться гранж и брит поп группы (Brit pop), хотя гранж возник в 80х, а брит-поп вообще в 60х годах. Death и Black Metal группы также появились в 80х.
Здесь стоит отметить, что на протяжении развития направлений рок-музыки гитарные запилы становились всё тяжелее, музыканты стремились придумать новые эффекты, утяжеляющие звук. Многим известно, что например Курт Кобейн самостоятельно перепаивал синтезаторы и комбики для продуцирования нового звучания. Все музыканты ломали голову над тем, как сделать так, чтобы инструменты зазвучали по-новому. Кто-то извращался с супер-скоростными и высокотехничными соло (отсюда родились Power metal группы и спид-металл), другие обкладывались барабанами и карданами к ним со всех сторон.
Были и экспериментаторы со звучанием голоса, произведшие на свет скрим и гроулинг, калечащие неподготовленный слух и приводящие в ужас профессиональных вокалистов. Замечу, что многие мастера этих горлораздирающих методик пения при исполнении, где требуются классические навыки вокала, в ноты не попадают совершенно и с голосом своим управляться не умеют.
История совмещения рока с другими направлениями музыки на этом не заканчивается. Происходит синтезирование внутри системы. Продуктом совмещения панка и хэви-металла становится трэш-металл.
|
|
В 80х-90х годах хэви и трэш приобрели небывалую популярность и по сути являлись на то время попсой, то есть популярной музыкой, а приверженцев данных направлений называли сперва битниками, а затем -гопниками. Подтверждение тому есть и в творчестве наших соотечественников – М.Науменко и В.Цоя. У хеви-металла и панка есть множество своих ответвлений.
Классический рок (период формирования: 60е-первая пол 70х)
Корни: Блюз, рок н ролл, бит, кантри
Характерн черты:
· тяготение к средне-быстрым темпам
· Раскачивание, шаффл ритм,, тривольность
· Очень сильны блюзовые традиции
· Тяготение к мажорным тональностям
· Статичный аккомпонемент
· Использование характерных гитарных обработок: Овердрайв (overdrive), distortion, fuzz
· Тематические рифы
· Гитарные соло импровизации
· Достаточно развитый мелодизм
· Элементы Дёрти-тона в вокале (хриплый вокал)
Тематика текстов: Глубокая лирика, стиль жизни драйв, удовольствие. Ответвление: Rockabilly, blues rock, soft rock.Исполнители: Rolling Stones, Jimi Hendrix, The Jeff Back Group, The Cream, Deep Purple, Carole King, James Taylor
ХардРок - более жеский звук (формирование 60-70).
Корни: Блюз, рок н ролл, бит, классический рок
Характерные черты:
· Тяготение к быстрым темпам
· Ритм бит без свинга
· Более плотно драйвовое звучание аранжировки
· Тяготение к мажорным тональностям и позитивному звучанию
· Статичный аккомпанемент электро и бас гитар (пульсация восьмыми или шестнадцатыми в унисон)
· Тематическиерифы
· Более частое использование дёрти тона в вокале
Тематика текстов: глубокая лирика, стиль жизни, драйв, социальные аспекты. Исполнители: Deep purple, Pink floyd, Led Zeppelin, The Who, Grand Funk, Uriah Heep, Ufo, Nazareth, Guess Who
Metall Rock
Хэви Металл (вторая половина 60х-70е)
Корни: Блюз,, рок н ролл, хард рок
Характерные черты:
· Жесткий ритм в быстрых темпах без свинга
· Статичный напористый аккомпонмент
· Полифоническая фактура
· Большее внимание рифам
· Хорошо поставленный вокал, либо вокал с активным исп Дёрти тона, гроулинга (GrowLing)
· Использование альтернативных ладов
· Диссонансовые сочетание
Тематика текстов: Культ силы, агрессия, мифологическая тематика, Героика, фэнтези, любовная лирика, свобода, Социальная критика. Атрибутика: Железные цепи, кожанная одежда, длинные волосы, мотоциклы, шкуры животных, древнее оружие, ужастики, обнаженная натура, технократические мотивы. Исполнители: Metallica, AC\DC, Alice Cooper, Aerosmith, Black Sabbath, Saxon, Deff Lepard, Motorhead, Samson, Iron Maiden, Judast Priest
Ответвления Металл Рока:
1. Пауэр металл (POWER metal) - Родина - Германия, Период - 2я половина 80х.Исполнители: Metallica, Testament, Pantera, Helloween, Rage, Slade.
2. Thrash metal (первая половина 80х), Родина США, вторая волна европейская. Использование двух бочек (от английского ТХРЕШ - Молотить), использ Диссонансовых, грязных интервалов и гармоники. Исполнители: Megadeth, Anthrax, Slayer, Overkill, Death Angel, Testament, Pantera, Gamma Ray.
3. Speed Metal - Больший темп, большая агрессия, воинственность и энергичность звучания - Техничность, - Деструктивность. Исполнители: Metallica, Exiter, Helloween, Rage, Angel Dust. Промежуточное ответвление от Хэви к Трешу.
4. Глэм металл - Первая половина 80х, ориентированная в основном на хард рок-н-рол и поп-хард музыку.Визуализация: Костюмные традиции 70х(кожанные одеяния), блестящие пышные волосы, яркий мэйк ап. Неотъемлемым элементом эстетики глэма явлется эпотаж.Текст: Ориентация на вечные "ценности" - любовь, деньги, автомобили, вещи, мужская крутизна.
5. Black metall- период формирования 80е.Тематика: Тяготение к дьявольской тематике, к религиозным сторонам характеризующим темный мир, обращение ко всем элементам нашей жизни несущим деструктивное начало, культ смерти, обращение к готическим элементам, обр к аккультным и мистическим эл-там и атрибутике. Артисты: venom,Bathory, Celtic Frost, Burzum, Ulver.
|
|
6. Dead metall - период формирования 80е (конец). Тематика: культ смерти во всех отношениях.
7. Неоклассический металл - вершина достижения метлл музыки - период формирования 70е - наши дни.Характерные элементы: виртуозная техника музыкантов, более музыкальная, исполнительская, сложная фактуракомпозиции, обращение к лучшим достижениям рок музыки в целом, развитая гармония, сложная ладовая основа, частая смена размеров и ритмов. Исполнители: Eddi Van Halen, Yngwie Malmsteen, Steve Vai, Joe Satriani.
Арт рок - 70е
Корни - Академическая музыка, мюзиклы, джазз, фолк, экспериментальная и электронная музыка.
Характерные черты: синтех различных стилей и элементов, Развитые формы композиций (сквозные формы), Сложные гармонии и исп альтернативных ладов, Сложные размеры, Развитые порой экспериментальные аранжировки,
Новые средства выразительности, новые способы звукозаписи и звукорежиссуры, Тесная свзь с перфомансем.
Тематика текстов: любая!!!
Ответвление: Прогрессив рок, Психоделический рок, Симфо рок, Техно рок.
Исполнители: Nice, Caravan, Queen, Soft Machine, Pink Floyd, Elo, Roxy Music, ELP, Genesis, Supertramp, Alan Parson Project.
Панк рок - расцвет в 60е - 70е 20века.
Корни: Рок н ролл, бит, рок.
Характерные черты: Примитивные средсва вырозительности, Простая гармония, Грубый сырой саунд, Гнусавый примитивный вокал, Тяготение к перфомансам, Характерные специфические элементы стиля (Слегка расстроенная гитара, грязноватый вокал, сподручно музыкальные и не музыкальные инстр.)
Тематика текстов: Критическое отношение к обществу и политике, Вульгарное выражение чувств, Свобода, Нигилизм, Анархизм, Социализм, Нонконформизм.
Ответвление: Протопанк, Панк, гараж панк, Гото панк, Эмо панк, Ска панк, Серф панк, Кибер панк, Пост панк.
Исполнители: Velvet Underground, Sex pistols, The Damned, Ramones, The Clash, MC5, New York Dolls, sUBHUMANS,Hanoi Rocks.
ПАНК! - более свободное отношение к музыкальному мышлению с точки зрения владения средствами выразительности. Огромное значение имеет вербальное начало, музыка их не столь ерегружена как у металл эстетики, но при всем при этом обладает высокой энергетикой берущей свое начало от вокалистов и текстов. Для панк эстетики оень важна свобода выражений. к середине 70х Панк вырвался на основную авансцену противопоставив себя "заакадемизированному" року и оморфности идеалов хиппи. Подвижная музыка, тяготение к быстрым темпам.
|
|
Среди панкеров встречались и приличные музыканты): Buzzcocks, Generation X, Siouxsie & the Banshees, The Stranglers
В ПОСТПАНКЕ вышедшем со 2й половины 80х изменилось очень многое. Публика устала от агрессивности, нигилизма и цинизма и поэтому постпанк вернул в музыку ноту романтичности, печали, депрессивности. Музыкальный мир сосредоточился на внутренних личностных проблемах, на некой психоделичностии альтернатичности. Сильно повлиял на постпанк Синтипоп, Диско, Электронный Эмбиент, Арт рок. Внутренний мир исполнителей и композиций ориентировался на пограничные душевные состояния, на образы истерии и кошмара, депрессии, мистики. В то же время Постпанк отличался локаничностью и взвешенностью.
Исполнители: The Cure, Bauhaus, Joy Division, Japan, Birthday Party.Gary Numan, Bronski Beat, Billy Idol, Human League.