Россия в период Смутного времени

Глубочайший кризис, охвативший все сферы жизни русского общества начала XVII в., получил у современников название «Смуты». При этом в первую очередь, имелось в виду «смущение умов», т.е. резкое изменение моральных и поведенческих стереотипов, что поставило Россию на грань национальной катастрофы. Хозяйственный кризис кон. XVI в. Тяжесть налогового и феодального гнета; закрепощение крестьян и ухудшение положения холопов; обострение отношений между различными группировками служилого сословия – основные предпосылки Смуты. Основной внешней причиной стал тот факт, что после смерти Ивана Грозного и особенно пресечения династии в 1598 г., когда Федор Иванович умер не оставив детей, обострился политический кризис, вызванный борьбой различных боярских кланов за власть.

Хронологически Смутное время делится на 3 этапа:

Первый этап Смутного времени начался династическим кризисом. Смерть Федора Ивановича позволила прийти к власти Борису Годунову (1598–1605 гг.). В конце 1604, приняв католичество, Лжедмитрий I, объявивший себя чудом выжившим сыном Ивана Грозного, с небольшим войском вступил в Россию. В апреле 1605 г., после неожиданной смерти Бориса Годунова и непризнания его сына Федора царем, на сторону Лжедмитрия I перешло и московское боярство. В июне 1605 г. самозванец почти на год стал царем Дмитрием I. Однако боярский заговор и восстание москвичей 17 мая 1606 г., недовольных направлением его политики, смели его с трона. Через два дня царем был «выкрикнут» боярин Василий Шуйский, давший крестоцеловальную запись править с Боярской думой, не налагать опал и не казнить без суда. К лету 1606 г. по стране распространились слухи о новом чудесном спасении царевича Дмитрия: в Путивле вспыхнуло восстание под главенством беглого холопа Ивана Болотникова. Новым претендентом на русский трон стал Лжедмитрий II.

Второй этап Смуты связан с расколом страны в 1609 г.: образовалось два царя, две Боярские думы, два патриарха (Гермоген в Москве и Филарет в Тушине), территории, признающие власть Лжедмитрия II, и территории, сохраняющие верность Шуйскому. Успехи тушинцев заставили Шуйского в феврале 1609 г. заключить договор с враждебной Польше Швецией. Это дало польскому королю Сигизмунду III повод к интервенции. В июле 1610 г. Шуйский был свергнут боярами и насильно пострижен в монахи. Власть временно перешла к «Семибоярщине», правительству, подписавшему в августе 1610 г. договор с Сигизмундом III об избрании его сына Владислава царем при условии, что тот примет православие. В Москву вступили польские войска.

Третий этап Смуты связан с нарастанием с 1611 г. патриотических настроений, которые выразились в созыве народных ополчений. В 1613 Земский собор избрал царем 16-летнего Михаила Романова.

Россия в эпоху первых Романовых. Преодоление последствий Смуты

Россия вышла из Смуты крайне истощенной, с огромными территориальными и людскими потерями. По некоторым данным погибло до трети населения.

Резко ухудшилось международное положение страны. Россия оказалась в политической изоляции, ослаб ее военный потенциал, долгое время практически беззащитными оставались южные рубежи.

В стране усилились антизападнические настроения, что усугубило ее культурную, а, в итоге, и цивилизационную замкнутость.

Народ сумел отстоять независимость, но в результате его победы в России возродилось самодержавие и крепостное право. Однако, вероятнее всего, иного пути спасения и сохранения российской цивилизации в тех экстремальных условиях и не существовало.

В XVII в. завершается складывание социальной структуры российского общества, а Соборное Уложение 1649 г. юридически закрепило его сословную организацию. В основе деления лежали формальные различия в обязанностях сословий по отношению к государству.

К первой категории относились служилые люди, находившиеся на «государевой службе» и получавшие земельные и денежные оклады. Вторая категория - тягловые люди («несущие тягло», т.е. налоги в пользу государства). К ним относились почти все группы крестьянства, а также посадские люди. Холопы составляли третью категорию населения. Они не служили и не платили налоги государству, но являлись личной собственностью своих хозяев.

В целом, сложившуюся социально-экономическую структуру можно охарактеризовать как государственный феодализм – то есть, феодализм с преимущественно государственной собственностью не землю.

Одним из важных вопросов в жизни России XVII в. был вопрос о положении церкви в государств е. В истории России были два случая, когда были два государя – светский и церковный. Первым с титулом «государя» был патриарх Филарет, который фактически правил как глава государства при молодом царе Михаиле Федоровиче. Второй случай – при Алексее Михайловиче, патриарх Никон присвоил себе титул «великого государя» и стал самостоятельно действовать. Никон откровенно говорил о превосходстве духовной власти над светской. Алексей Михайлович был вынужден собрать Собор вселенских патриархов, где патриарх Никон был осужден, лишен патриаршего сана и отправлен в ссылку.

После Смутного времени усиливается внимание к православным ценностям, роли православной церкви и его главы – патриарха в государстве и обществе. Это было связано и с проявлением первых проблесков обмирщения русской культуры, сознания людей. Этот процесс, с одной стороны, вызывал недовольство церкви, с другой подпитывал реформистские настроения в обществе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: