Философия Платона, его учение об идеях

Платон стал первым греческим философом, создавшим це­лостную концепцию объективного идеализма, суть которого со­стоит в том, что мир идей, понятий, мыслей признается им в качестве первичного по отношению к миру вещей. Он полагал, что существует сверхчувственный мир, который представляет собой идеальную целостность и постигается только понимающим умом. Этот мир есть «идеи в себе и для себя», которые находятся «поверх физического космоса». Мир идей вечен и неизменен.

Материальное бытие создается Творцом, Мастером (Демиур­гом) наподобие того, как человек делает конкретную вещь. Этим Демиургом является разум, который и формирует матери­альный мир. Демиург создает физический мир по идеальным образцам (идеям) и тем самым приводит вещи «из беспорядка в порядок». Идея — это чистая форма Прекрасного в себе. Материальный мир создается из мира необходимости, хаоса, бесформенного движения, которые противоположны идеям и самому Демиургу.

Космос формируется как живое существо. В этом смысле Демиург и космос сущностно едины. Первоначально со­здается космос без живых существ. Затем Демиург творит чело­века, причем сначала мужчину, а потом женщину. Далее животные.

Космос представлялся Платону в виде шара, в центре кото­рого располагается наша планета, а вокруг нее вращаются другие планеты и звезды, приводимые в движение их душами. Бес­смертной, сотворенной Богом душой наделен и человек, у кото­рого она соединена со смертным телом. И именно душа является основой разумности человека, дает ему возможность познавать окружающий мир.

Теория познания Платона построена на том, что человек имеет врожденные идеи, «припоминая» которые, он открывает для себя мир.

Стимулом к знанию является любовь к прекрасному, которую он дифференцировал как: а) любовь к красивому телу с целью породить в нем другое тело и тем самым удовлетворить стрем­ление к бессмертию; б) любовь к душе, т.е. жажда справедливости, закон­ности, увлеченность искусством и наукой; в) любовь к знанию, т.е. к миру идей. Эта разновидность любви получила на­звание платонической.

Познание, по Платону, есть процесс созерцания разумом выс­ших сущностей и делится этот процесс на два этапа. Сначала познание осуществляется чистой душой, ибо еще до рождения тела она уже все видела. Однако, когда душа вселяется в тело человека, то к процессу познания подключаются его телесные органы чувств. Вселившись в тело, душа сохраняет, но не осоз­нает свои знания. В процессе развития человека она вспоминает свои знания, которые видела раньше. При этом чувственно-эм­пирический опыт является лишь толчком к воспоминанию, поэ­тому Платон советует напрямую обращаться к душе, минуя по возможности органы чувств. Сделать это можно при помощи речи, считает Платон, а основным средством воспоминания яв­ляется метод диалектики, беседа.

Платон развил диалектику Сократа (индукция, ирония, майевтика). Знание есть результат рассуждения (логики вопросов и ответов). Рассуждение идет путем выдвижения тезиса и его опровержения антитезисом и т.д. В процессе мышле­ния главным является необходимость разделения понятий. Пла­тон говорит, что следует не подменять одно понятие другим, что делают софисты, а уметь различать понятия, чтобы добыть внут­ри себя истицу.

Значительное место уделено человеку, который являет собою единство души и тела. Основу человека составляет его душа. Душа бессмертна и возвращается много раз. Тело же — лишь тюрьма для души, оно порождает все непри­ятности жизни, зло, от которого душа гибнет. Очищение ее возможны лишь путем рациональ­ного познания, приводящего к нравственному преображению. Нравственность есть достоинство души.

Платон делит души людей на три категории в зависимости от того, какое начало в них преобладает: разум, страсть (воля) или вожделение.

Обладатели души разумной — это «мудрецы», философы. Они стремятся к благу государства и потому главная их функция — управлять государством.

Души, в которых преобладает страсть и воля, принадлежат стражникам и воинам. Природная функция этих людей состоит в том, чтобы охранять государство, ибо для них характерны воля, сила, мужество.

Третий тип души — вожделенный, стремится к материаль­ным, чувственным наслаждениям. Люди, обладающие этими ду­шами — крестьяне, торговцы, ремесленники. Их поведение, счи­тает Платон, следует регулировать и ограничивать в целях со­хранения благоразумности в обществе.

Таким образом, Платон выстроил структуру идеального госу­дарства, где три разных слоя людей в зависимости от типа их душ выполняют присущие только им функции. Философы в таком государстве стоят на высшей ступени, управляя обще­ством, в то время как воины и тем более крестьяне, торговцы, ремесленники по своей душевной природе нуждаются в управ­лении со стороны мудрецов. Иначе говоря, Платон связывает социальные функции человека с его способностями, а надле­жащее исполнение этих функций рассматривает как гарантию справедливости и гармонии в обществе.

Формой идеального государства, по его мнению, может быть как монархия, так и аристократия и демократия, хотя предпо­чтение он отдавал монархии. В реальной жизни нередко назван­ные формы государства перерождаются в тиранию, олигархию или демагогию. А происходит это тогда, когда властители выра­жают не народный, а свой личный интерес. Чтобы такого не происходило, Платон требует правильно организовать воспита­ние граждан.

Будущий правитель должен изучать фи­лософию и соединять ее принципы с реальной действительнос­тью. С целью формирования воли и мужества у стражей и во из­бежание конфликтов на почве зависти и ревности Платон пред­лагает для этого слоя людей фактически первобытно-коммунис­тические отношения, которые характеризуются общностью иму­щества, жен, детей. Крестьяне, торговцы, ремесленники нуждаются в воспитании чувства умеренности и самоограничения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: