Теологический характер философии в Средние века: патристика и схоластика

Основные принципы формирования философии средневековья

Философия, которая складывалась в этот период, имела два основных источника формирования. Первый из них — древне­греческая философия (Платон, Аристотель). Второй — Священное писа­ние, повернувшее эту философию в русло христианства. Рост религиозных настроений - отличительная особенность средних веков. В это время на смену языческим религиям многобожия пришли религии единобожия: христианство, ислам. Христианство сформировало средневековое мировоззрение европейцев, кото­рое по сути своей теоцентрично и опирается на два положения: а) идею творения, лежащую в основе онто­логии христианской философии, и б) идею откровения, состав­ляющую фундамент учения о познании. Философия сред­них веков оказа­лась в жесткой зависимости от религии, в частности христианской, в рамках которой все фило­софские вопросы решались с позиции теоцентризма, креацио­низма, провиденциализма.

Теоцентризм — источником и причиной всего сущего выступает Бог.   Креационизм — Бог из ничего сотворил живую и неживую природу, пребывающую в по­стоянном изменении. Провиденциализм — всеми мировыми события­ми, историей и поведением отдельных людей, уп­равляет божественное провидение.

Патристика. Переход от античной философии к средневековой был тесно связан со становлением христианства в I —IV вв. В этот период укрепляла свои позиции идеология христи­анства, которая все больше нуждалось в философском обосно­вании своих идей и, прежде всего, доктрины единобожия.

Таким образом появилась патристика — совокупность теолого-философских взглядов «отцов церкви», которые взялись за обоснование христианства, опираясь на анти­чную философию и прежде всего на идеи Платона. В патристике выделяется три этапа:

1) апологетика, сыгравшая важную роль в оформлении и защите христианского мировоззрения;

2) классическая патристика, сформулировав­шая философские принципы и основания христианского учения и систематизировавшая его;

3) заключительный период, стабилизировав­ший христианскую догматику.

Апологетика (Тертуллиан, Ориген). Задача, которую они ставили перед собой, состояла в том, чтобы убедить язычников в преимуществах новой религии и способствовать их обращению в христианство. Тертуллиан считал, что чем более божественные истины противоречат здравому смыслу, тем более верны. Таким об­разом, знание несовместимо с христианством и философский разум объ­являлся источником ереси. Только вера приводят к истине. Ориген призывал изучать трактаты древних философов, отыскивая в них идеи, необходимые для защиты и обоснования христианства. Вступая в противоречие с ортодоксальной тео­логией, Ориген считал, что Бог не одним актом создал мир, а постоянно творит все новые и новые вещественные миры. Приняв учение Платона о предсуществовании бессмертных душ (по отношению к тленной материи), Ориген отвергает пла­тоновскую идею их переселения в другое тело, но оставляет воз­можность спасения даже для худших из них путем возвращения к Богу.

Классическая патристика. Под влиянием неоплатоников Г. Нисский развивал пред­ставления о нематериальной и бессмертной душе, отвергнув идею предсуществования душ. Он также закрепил представления о Боге как о сверхпри­родном, непознаваемом существе. Августин Блаженный («Исповедь», «О граде Божьем»). В своей «Исповеди» Августин стремился побудить и других язычников к обращению в христианство. Не меньшую известность получил и другой его трактат «О граде Божьем». В своем сочинении Августин представил христианство в виде целостного учения. Высшей целью человеческой жизни, по его мнению, должна стать любовь к Богу и осознание полной зависимости человека от Всевышнего. Такой вывод Августин сделал после детального рассмотрения в своем главном произведении истории становления и развития человечества. Эта история разворачивается в двух царствах: «Граде земном» и «Граде Божьем». Град земной — это мир зла и сатаны. Град божий — это мир добра и Бога. Вся история человечества — это борьба двух градов. Град земной подвергает гонениям Град Божий, так как его жители самолюбивы и эгоистичны, а их стремление к мирской жизни постоянно приходит в противоречие со стремле­нием тех немногих, которые стремятся к жизни праведной. Для людей праведных Бог — высшая ценность, а любовь к нему и презрение к себе — цель жизни. Именно такие люди, покорные Богу и церкви, достойны Града Божьего, считает Августин. Так как церковь является представителем Божьего Града на Земле, то и власть ее выше любой светской власти, а монархи должны быть слугами церкви.

Философия Августина абсолютно теоцентрична. Он истолковал Бога как личность, сотворившую мир «из ничего» исключительно по своей воле. Большое внимание Августин уделил выяснению того, что представля­ют собой вечность и время. Что же было до сотворения мира? «Ничего, кроме Бога!», — считает Августин. «Почему мир не был сотворен раньше? Да потому, что ника­кого «раньше» не было. Время было сотворено тогда, когда был сотворен мир. Бог существует вне времени. Время же появилось в процессе творения мира и есть не что иное, как мера измерения созданных Богом преходящих вещей. Время не суще­ствовало до сотворения мира, оно выражает лишь настоящее. Отсюда прошлое — есть лишь свойство человеческой памяти, а будущее — только надежда. Бог же пребывает не только вне времени, но и вне изменений, присущих человеческому и мате­риальному миру.

Теория познания. Основу гносеологии составляет иррационализм, согласно ко­торому мир, сотворенный Богом, полон непостижимых для че­ловеческого ума чудес. Однако существуют досто­верные знания и абсолютная истина, которые даются человеку через откровения. Это утверждение было направлено против скептицизма — философских взглядов, в соответствии с кото­рыми истина всегда относительна, а наши знания имеют лишь вероятностный характер. Таким образом, веру он ставит неизме­римо выше разума, а божественное Откровение считает главным источником человеческих знаний.

Заключительный период патристики (Боэций, Эриуген).

Первый из них завершает патристику, второй — стоит в преддверии схоластики.

Боэций подвел своеобразный итог античной филосо­фии. Он написал посвященное свободе духа произведение «Об утешении философией», ставшее в пос­ледующем одной из самых известных и читаемых работ. Здесь, как и в целом в творчестве Боэция, отсутствуют христианские мотивы, но обнаруживается тесная связь с античной филосо­фией, в особенности с творчеством Платона.

Иоанн Скот Эриугена разум ставил выше веры, а авторитет церковников ни во что не ставил.

Он также немало занимался пере­водами и комментариями греческих и византийских философов, развивал диалектику, понимая ее и как логику — науку о пра­вильном мышлении, и как учение о наиболее общих принципах и свойствах бытия. Эриугена был последовательным сторонни­ком Платона и неоплатоников и активно развивал концепцию примата общего над единичным.

Схоластика (лат. — школьный) представляет собой определенный тип философствования, при котором сред­ствами человеческого разума пытаются обосновать принятые на веру идеи и формулы. В целом схоластика стала заметным этапом в развитии фило­софии, в течение которого много внимания уделялось логике, диалектике. Вместе с тем ее отличает чрезмерная умозритель­ность, излишнее внимание к деталям, нюансам, форме в ущерб существу дела. Со времен средневековья схоластика восприни­мается как «формализованная школьная мудрость» и ассоцииру­ется с копанием в мелочах, с долгими и бесплодными дискус­сиями. Схоластика в средние века прошла три этапа своего развития.

Ранняя форма сложилась под влиянием идей неоплатоников и Августина и представлена таки­ми философами, как Эриугена, Абеляр, Росцелин, Ансельм Кентерберийский.

Классическая (зрелая)  схоластика (Альберт Великий и Фома Аквинский), когда на смену пла­тоновским идеям пришел «христианский аристотелизм», разви­ваемый и преподаваемый в нарождавшихся в то время универ­ситетах.

Поздняя схоластика (Дунс Скот, Оккам), уравнявшие в правах разум и веру (что составило основу их теории «двух истин») и выступившие против одного из глав­ных принципов зрелой схоластики, согласно которому вера ста­новилась выше разума. Дунс Скот рассматривает теологию как сферу практического знания, необходимого чело­веку для того, чтобы поступать в соответствии с нормами Свя­щенного писания. Теология, таким образом, в отличие от науки и философии не может, да и не должна претендовать на стро­гость и точность своих построений, так как стоящие перед ней задачи лежат в сфере морали. Уильям Оккам вошел в историю философии как создатель наиболее разви­той формы средневекового номинализма, называемой также еще терминизмом за то, что общие понятия (универсалии) объяв­лялись лишь терминами, понятиями, существующими только в уме и отражающими единичные вещи. Именно единичные вещи, и только они, обладающие теми или иными качествами, имеют реальное бытие. Универсалии же — умственные кон­струкции и реальным существованием не обладают.

Оккам проявлял интерес к проблемам гносеоло­гии. Он считал, что познание человека начина­ется с внешнего восприятия и внутреннего переживания полу­ченной таким путем информации. Этот первый этап познания он назвал интуитивным. Если какое-то понятие не может быть по­знано интуитивно и не поддается проверке опытом, то оно долж­но быть исключено из науки («бритва Оккама»).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow