Французский материализм этого периода — классическая разновидность метафизического материализма в его механической форме. Механика все еще оставалась основой мировоззрения. В пределах механистического материализма французские материалисты разрабатывали учение о природе, человеке и обществе. Наиболее полно учение о материи и движении дано в работе Гольбаха «Система природы». Материя есть причина всего и самой себя. Вне движения невозможно представить ее существование. Все явления природы сводимы к различным формам движения материальных частиц, которые в своей совокупности образуют вечную природу.
Дидро, называя движение существенным свойством материи, считал, что абсолютный покой в природе не существует. Движение есть такое же реальное свойство, как длина, ширина, глубина.
Отмечая внутреннюю активность материи, неразрывность ее с движением, французские материалисты, однако, не сумели подняться до понимания многообразия форм движения. Они сводили все движение лишь к простейшей форме — механическому движению, отрицали скачкообразность в смене качеств, говорили о непрерывности как законе движения всего сущего. По их мнению, даже человек есть лишь физическое существо, отличающееся от других тел тем, что он способен мыслить.
|
|
Французские материалисты понятие материи отождествляли с понятием вещества и утверждали, что все материальные тела состоят из неизменных и неделимых атомов и молекул. Свойствами материи они признавали тяжесть, непроницаемость, фигуру, протяженность и движение, а под движением понимали перемещение материальных тел в пространстве и движение частиц внутри тел.
В причинной связи они усматривали всеобщие законы природы, которые действуют всегда и неизменно. В природе есть лишь естественные причины и следствия. Вся цепь причин и следствий представляет собой строжайшую необходимость и в ней нет места случайности. Человек не может быть свободен в своих поступках и действиях, ибо во всем царит только необходимость, что он беспомощен перед силами природы и ее законами. Такой вывод приводил их высказыванию о том, что никакой свободы нет и быть не может, поскольку в мире господствует только необходимость.
В учении о познании французские материалисты развивали сенсуализм. Источником знаний они считали ощущения, возникающие в результате воздействия внешних материальных тел на органы чувств человека. Гельвеций полагал, что ум есть совокупность ощущений человека. Отсюда, деятельность мышления он пытался свести к процессу сравнения ощущений друг с другом. Дидро считал, что невозможно всю психическую деятельность человека свести лишь к ощущениям; сознание человека — это нетолько чувства, но и разум. Однако, будучи метафизиками, французские материалисты не видели различия между ощущениями и абстрактным мышлением. С позиций сенсуализма, французские материалисты отвергали возможность врожденных идей Декарта.
|
|
Учение об истине. Истина — это связь наших идей и понятий, которая соответствует связи вещей. В учении о познании французские материалисты подчеркивали лишь воздействие на человека предметов внешнего мира, иначе воздействие объекта познания на субъект, но не затрагивали воздействия человека на объект. Человек выступал у них как пассивный созерцатель.
В учении об обществе французские материалисты исходили из понятия «естественный человек», основой жизнедеятельности которого являются потребности и интересы. Первичные потребности — это еда, одежда, жилище, вторичные — гордость, зависть, честолюбие, скупость. «Закон интереса» находит свое выражение в «разумном эгоизме». Как учил Гольбах, собственный интерес человека, или «разумное себялюбие» служит основой социальных добродетелей. Стремление к счастью лежит в основе нравственных побуждений человека. По мнению Гельвеция, личный интерес — главная причина человеческого поведения и действия. Учитывая, что частные интересы людей приходят в противоречие друг с другом, он говорил о необходимости согласования частной выгоды с общественным интересом. Чтобы изменить людей, необходимо изменить обстоятельства их жизни, т.е. окружающую среду. Пытаясь найти решение поставленной проблемы, французские материалисты сделали вывод, что изменение общественной среды зависит от общественного мнения, от прогресса человеческого разума. В результате они оказались в порочном кругу проблемы равнозначного взаимодействия среды и мнения, разрешая которую, склонялись, в основном, к тому, что мнения правят миром, т.е. оставались на идеалистических позициях в объяснении общественной жизни. Человек — продукт среды. Не природа, — писал Гольбах, — делает людей злыми, а общественные обстоятельства вынуждают их быть такими. «Среда» в трактовке французских материалистов это прежде всего политическая среда, юридические законы. Если законы хороши, то и нравы хороши, если законы дурны, то и нравы дурны, — утверждал Дидро. По словам Гельвеция, законы делают все.
Неотъемлемой частью философского мировоззрения Гольбаха, Дидро, Гельвеция было свободомыслие и воинствующий атеизм. Французские материалисты стремились прежде всего дать философское обоснование атеизма. Если в мире нет ничего, кроме материи, находящейся в непрерывном движении, которое есть ее неотъемлемый атрибут, то не останется места ни для бога, ни для бессмертия души. Далее французские материалисты попытались ответить на вопрос о происхождении религии, сводя ее источники к невежеству и заблуждениям людей, а также к корыстному обману священнослужителей. Отсюда следовал вывод о том, что просвещение, пропаганда научного знания способны преодолеть религиозные взгляды и чувства. Незнание природы породило богов, научное знание должно уничтожить их. Наконец, просветители подвергли критике религиозную мораль и попытались обосновать нравственную ценность свободомыслия. Франция конца XVIII в. давала множество примеров развращенности служителей церкви, что было отражено в романе Дидро «Монахиня».