Монизм Спинозы. ОП: «Богословско-политический трактат» и «Этика». В «Этике» он критикует дуализм Декарта и разрабатывает монистическое учение о материальности мира. По словам Спинозы, не может быть двух субстанций в природе вещей. Если у Декарта Бог возвышается над существующими двумя субстанциями, то Спиноза соединяет Бога с понятием субстанции, с природой. Вне субстанции, вне природы, которую Спиноза называет Богом, не существует никаких иных причин. Отождествляя природу и Бога, Спиноза выражает свои материалистические и атеистические взгляды в форме пантеизма (т.е. учения, отождествляющего Бога с природой): природа есть причина и следствие, сущность и существование; она вечна и бесконечна. Только природа, или субстанция, существует необходимо, она есть причина самой себя. Природа — вечна во времени и бесконечна в пространстве.
Природа как субстанция проявляет себя в атрибутах (свойствах). Субстанция — бесконечна, поэтому атрибутов у нее бесконечное множество, но человек познает два: протяженность и мышление. Субстанция немыслима вне своих атрибутов. Спиноза определял атрибуты как неизменные свойства субстанции. Такое понимание направлено против дуализма Декарта, согласно которому протяженность и мышление предстают как атрибуты двух субстанций. У Спинозы субстанция едина — это природа, которую он называет Богом.
От субстанции с ее атрибутами необходимо отличать отдельные вещи, которые конечны и находятся в постоянном изменении. Всю совокупность отдельных конечных вещей Спиноза называет модусами. Мир модусов, каждый из которых имеет свою причину в другом, подвержен изменению, находится в непрестанном движении и конечен. Движение, утверждал Спиноза, находит свое основание и источник в субстанции, но осуществляется лишь в единичных, временных, конечных вещах, конечных модусах субстанции. Субстанция вечна и неизменна, а поэтому лишена движения. Движение не является атрибутом субстанции. В силу того, что субстанция вечна, лишена движения, она не имеет никакого отношения ко времени, так как в вечности нет ни прежде, ни после. Движение и время присущи лишь конечным модусам, отдельным вещам.
Такое толкование связи между субстанцией и единичными вещами нашло свое отражение и в противопоставлении имманентной и внешней причинности. Имманентная причинность присуща субстанции, так как она есть причина самой себя и причина всей совокупности модусов. Внешняя причинность характерна для единичного модуса, так как она не происходит из необходимости его сущности, а определяется причиной другого конечного модуса.
Спиноза утверждал абсолютное господство необходимости в мире и отрицал наличие объективной случайности. Он считал, что люди потому называют что-то случайным, что они не знают причин его существования. Мир конечных вещей отличается от единой субстанции тем, что их причина не заключается в них, а зависит от других конечных вещей, поэтому каждая из них может быть случайной. Таким образом, по отношению к единичным вещам Спиноза абсолютную необходимость дополняет случайностью.
В учении о познании Спиноза развивает рационализм. Чувственное познание он определяет как недостаточное. Оно способно дать лишь поверхностные представления о свойствах единичных вещей. Истинное познание должно основываться на разуме. Критерием истинности он считал ясность, отчетливость логического мышления. Высшим родом знания являются знания, открываемые интуицией. В целом, Спиноза подразделил все познание на 2 вида: чувственное и рациональное.
В соответствии со своей гносеологией Спиноза выработал учение о необходимости и свободе. В степени и глубине познания необходимости он видел степень свободы воли людей. Чем глубже познаны вещи и различные явления в их необходимости, в их объективной причинности, тем большую власть над ними приобретают люди. Свобода выражается в поведении, основанном на познании необходимости.
Большую роль Спиноза сыграл в развитии атеистических идей. Главное средство преодоления религиозных взглядов он видел в просвещении людей, в распространении знаний о природе.
Монадология Лейбница. ОП: «Монадология». Вся Вселенная состоит из бесчисленного множества субстанций — монад. Монада — это единица, простая сущность. Учение о монадах он обосновывал, исходя из следующих положений: 1) субстанция есть начало всего существующего; 2) она обладает способностью к действию и самостоятельностью.
Монада не имеет протяженности, она не находится в пространстве. Монада есть духовная сила, подобная душе человека. Монады — вечны, так как по своей природе они сверхъестественны и не могут изменяться под внешним воздействием. В монадах Лейбниц усматривал составные элементы всех вещей. Любая сложная субстанция имеет центральную монаду и массу периферийных монад, составляющих ее тело. В зависимости от степени развития монады подразделяются на простые, обладающие лишь смутными представлениями; на монады — души, обладающие ощущениями и представлениями (животные) и на монады-духи, обладающие разумом (люди). Таким образом, по Лейбницу, монады — это деятельные души принадлежащих им тел. Монады как носители телесного сотворены, а потому несовершенны. Только Бог как верховная монада является абсолютно совершенным. Ценность учения Лейбница состоит в том, что он обнаружил определенные элементы диалектики.
В теории познания Лейбниц являлся рационалистом и в основном продолжателем линии Декарта. Но декартовский критерий истины (ясность и отчетливость) он считал недостаточным. Существенные изменения и элементы развития Лейбниц внес в теорию врожденных идей Декарта. По мнению Лейбница, врожденные идеи — это не готовые понятия ума, а лишь зародышевые состояния интеллекта, они еще не осознанны и лишь постепенно развиваются до полного осознания. Общие принципы, выводимые человеком из разума, содержатся в нем не в готовом виде, а в форме склонностей. Лейбниц считает, что чувственные данные необходимы для познания. Однако, по мнению Лейбница, ощущения не в состоянии раскрыть необходимость и всеобщность истины, так как последнее есть достояние ума, а не ощущений. Таким образом, по Лейбницу есть 2 источника знаний — это чувственные данные и данные разума. В соответствии с источниками знания он выделял особенности двух видов истин: необходимые (истины разума) и случайные (истины факта). Истины разума — это вечные истины, к ним относятся понятия субстанции, бытия, причины. Источником данных истин является разум, а чувственный опыт не имеет значения. Вместе с тем он признавал значение опыта для познания истин факта. Содержание истин факта достигается из результатов органов чувств человека. Наивысшим законом для истин факта является закон достаточного основания, потому что для любого факта должно иметься достаточное основание для его существования и это основание находится в другом факте. Таким образом, для случайных истин, истин факта необходим еще дополнительный закон — закон достаточного основания.