Основные идеи «наукоучения» Фихте

 

Свою философию Фихте называет «первой системой свобо­ды», которая освобождает человеческое «Я» от оков вещей в себе, от внешнего диктата.

Фихте подвергает критике философию Канта. Он не согласен с утверждением о непознаваемости вещей в себе. Первичной реальностью Фихте называет абсо­лютное человеческое «Я», которое включает в себя все, что можно мыслить. «Я» — мыслящий субъект, обладающий боль­шой активностью. Его деятельность выливается в диалектичес­кий процесс: происходит движение от первоначального положе­ния (утверждение) к противоположному положению (отрица­ние), а от него — к третьему положению (единство, синтез пер­вых двух положений).

Кроме «Я» существует «не-Я», или некий объект природы, окружающей действительности. Он воздействует на «Я» и даже определяет в какой-то мере его деятельность. По словам фило­софа, понять разумом механизм этого воздействия невозможно, его можно только прочувствовать. «Не-Я» не только существует, но и воздействует на «Я». Фи­зическая природа человека, его естественные склонности, состав­ляющие «не-Я», побуждают «Я» к действию и в то же время искажают проявления нравственности, противодействуют прояв­лениям морального долга. Чем сильнее воздействие «не-Я», или чувственной природы человека, тем труднее для «Я» выполнять свой этический долг. «Не-Я» нельзя отождествлять с вещью в себе в кантовском смысле. Категория «не-Я» — это результат деятельности сознания, т.е. продукт «Я». Одним словом, первичен субъект, «Я». Его активная деятельность творит объект, внешний мир.

Философ вводит еще одну категорию — «интеллектуальное со­зерцание», или «интеллектуальная интуиция». Интеллектуальная интуиция принадлежит не теоретическому мышлению, а «практической деятельности», под которой Фихте понимает сферу нравственности, морального «действования» и «долженствования», этических оценок, что очень похоже на «практический разум» в философии Канта. Здесь возникает еще одно противоречие в философской системе Фихте. С одной сто­роны, он провозглашает всесилие разума, свое учение он назы­вает «учением о науке», «наукоучением». Философия есть наука о науке, универсальный метод познания. С другой стороны, теоретический разум подчиняется «практическо­му», т.е. нравственному сознанию и воле, которые постигаются интуитивно, представляют собой сферы, закрытые для теорети­ческого разума.

По сути дела Фихте использует два значения понятия «Я»: 1) «Я», тождественное индивидуальному сознанию и 2) «Я», не тождественное индивидуальному сознанию, абсолютное «Я», т.е. сознание сверхчеловеческое. А это уже и есть объективный идеализм.

Следует учитывать эволюцию взглядов Фихте. В первый период в ней преобладал субъективный идеализм. Абсолютное «Я» рассматривалось как недостижимая цель деятельности субъекта, как потенциальная бесконечность. Во второй период абсо­лютное «Я» трактуется как актуальное бытие, равноценное Богу, а все, что находится вне этого абсолюта, есть его порождение, образ, схема. Такая трактовка является объективным идеализмом. В первом периоде деятельность субъ­екта отождествлялась с нравственностью, активизм расценивался как добродетель. Во втором перио­де деятельность и нравственность были разъединены, поскольку они не всегда совпадают, а активность может быть и не добро­детельной.

Диалектический метод. В отличие от Гегеля, антитезис выводится у Фихте не из тезиса, а сопоставляется с ним, образуя единство противопо­ложностей. «Я» приводится в движение и побуждается к дейст­вию чем-то противоположным. Субъект деятельности — это «Я», взаимодействующее с «не-Я». Возникает противоречие между де­ятельностью и выполняемой ею задачей. Разрешение данного противоречия ведет к возникновению нового и так без конца.

Центральной категорией «практической философии» Фихте считает свободу. Как и Спиноза, Фихте полагал, что человек подчинен закону причинности, т.е. необходимости. Случайность трактуется им как субъективная категория: случайно то, причина чего нам неизвестна. Но поскольку все причинно обусловлено, то все и необходимо. Свобода возможна и она достигается осознанием необходимости. Поэтому сво­бода состоит в активной деятельности в рамках познанной необ­ходимости.

Учение о праве и государстве. Право и этика несопоставимы. Право опирается на отношения взаимности, на доброволь­ное подчинение каждого гражданина установленному в обществе закону. Закон же есть договор о гражданском общежитии. Государство как политическая организация может функцио­нировать только там, где есть собственность. Государство - организа­ция собственников. В труде «Замкнутое торговое государ­ство» Фихте ратует за право на труд и трудовую частную собственность. Задача государства — охранять эти социальные институты. Фихте стоит за активное вмешательство государства в экономическую сферу.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: