Гегель — противник кантовского агностицизма и априоризма. Он не согласен с метафизическим разрывом между сущностью и явлением. Явление, по Гегелю не менее объективно, чем сущность. Сущность обнаруживается в явлении, а явление выступает носителем сущности. Это единство противоположностей, которые не могут существовать друг без друга. Поэтому несостоятельны утверждения Канта о непознаваемости вещей в себе. Вопреки Канту, вещь в себе, во-первых, развивается, и, во-вторых, познаваема, поскольку обнаруживает себя в явлениях.
Философия Гегеля — объективный идеализм. В основе всего сущего лежат законы диалектической логики (это мысли Бога до сотворения мира). Философская система делится Гегелем на три части: 1) логика, 2) философия природы, 3) философия духа. Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления (сознания) и бытия. Вещи и мысли о них совпадают.
Логика. Тождество бытия и мышления представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество предполагает и различие. Тождество и различие — единство противоположностей.
Объективное абсолютное мышление выступает как абсолютная идея. Она непрерывно развивается, переходя от одной ступени к другой, более конкретной и содержательной. Восхождение от абстрактного к конкретному — общий принцип развития. Высшая ступень развития — «абсолютный дух».
Философской системе гегелевского объективного идеализма присущи некоторые особенности: пантеизм ( Божественная мысль пронизывает весь мир), панлогизм ( Объективное божественное мышление строго логично), диалектика. Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в познаваемости мира.
Итак, логика представляет собой закономерное движение понятий (категорий), выражающих содержание абсолютной идеи, этапы ее саморазвития. Началом движения этой идеи служит категория чистого бытия. Бытие не обладает извечным существованием и должно возникнуть из небытия. Бытие и небытие есть единство противоположностей. Одна категория отрицает другую. В результате возникает третья категория, которая синтезирует обе предшествующие. Эту новую категорию Гегель называет становлением. Становление — это диалектический процесс возникновения, который уместно называть становлением, представляет собой переломное состояние, когда вещи как сложившейся целостности еще нет, но нельзя сказать, что ее вообще нет. И в этом смысле становление можно считать единством небытия и бытия.
Процесс исчезновения, уничтожения выражается им при помощи категории снятие. В мире ничего не погибает бесследно, а служит исходной ступенью для появления нового. Эта закономерность отражается категорией снятие, а также категорией отрицание. Отрицание - бесконечный процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из трех элементов: тезис — антитезис — синтез. В результате отрицания какого-либо положения, принимаемого за тезис, возникает противоположение (антитезис). Последний с необходимостью подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание, или отрицание отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза. Вся эта конструкция называется триадой.
Логику он делит тоже на три части:, учение о сущности и учение о понятии. Каждая из указанных частей также является триадой.
Учение о бытии. Результатом становления является наличное бытие. В отличие от чистого бытия это бытие определенное, наделенное качеством. Качество есть первая непосредственная определенность бытия. Любая вещь отличается от других благодаря присущему ей качеству. В силу качественной определенности вещи не только отличаются друг от друга, но соотносятся между собой. Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества. Синтезом качественной и количественной определенности выступает мера.
Учение о сущности. Сущность бытия заключается в его внутренней противоречивости. Все существующее содержит в себе противоречие, единство противоположных моментов. Противоречие ведет вперед, оно является принципом всякого самодвижения.
Учение о понятии. Понятие есть начало всякой жизни. Понятие не являются отражением вещей. Наоборот, вещи вторичны, они представляют собой отражения понятий, должны им соответствовать. А понятия имеют божественное происхождение. Ни понятия, ни суждения, ни умозаключения не находятся только в нашей голове и не образуются лишь нами. Понятие есть то, что живет в вещах, понять предмет означает, следовательно, осознать его понятие.
Философия природы - 2 ступень развития абсолютной идеи. Природа - порождение абсолютной идеи. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования. Так решается Гегелем основной вопрос философии. Природа интересует Гегеля не сама по себе, а как необходимый этап развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе он считает механику, физику, органику. Переход от неживой природы к живой завершает чисто природный процесс. Дух выходит из природы, прорывая внешнюю кору материальности как чего-то низшего. Все многообразие изменений в природе укладывается в рамках вечного круговорота. Лишь в изменениях, которые происходят в духовной сфере, проявляется новое. Природа развивается в пространстве, но не во времени.
Философия духа. Это третья ступень, представляющая собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобождается от природных уз и находит свое выражение в абсолютном духе. Человек — часть природы. Однако человеческий дух — продукт не природы, а абсолютного духа. Да и сама природа порождена духом. Саморазвитие духа идет по трем ступеням. Первая — «субъективный дух»- — индивидуальное человеческое сознание, подразделяющееся на три вида: антропологию, феноменологию и психологию. Вторая ступень «объективный дух» — человеческое общество и три его главные формы: право, нравственность, государство. Последняя ступень — «абсолютный дух» — включает искусство, религию, философию.
Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к высшему. Движущей силой развития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы. Свобода состоит не в отрицании необходимости, а в ее осознании, в раскрытии ее содержания.
Что же касается философии истории, то развитие общества направлено к заранее установленной цели. Мировую историю философ делит на три эпохи: восточную, античную и германскую. Восточная эпоха полностью лишена сознания свободы, в античную эпоху сознания свободы достигло избранное меньшинство, а что касается германских народов, то они уже достигли стадии свободы. Государство - воплощение свободы. Пределом развития человеческого общества выступает конституционная монархия. События всемирной истории являют собой диалектику отдельных «народных духов». Каждый народ представляет собой одну из ступеней, или моментов всемирной истории. Однако подавляющее число народов остаются за пределами прогресса. Особенно не повезло в этом смысле народам Востока, славянам. Они не имеют будущего и навсегда застыли в своем развитии. Развитие человеческого общества должно остановиться в Германии. Еще выше государства стоят в системе Гегеля искусство, религия и философия.
Диалектический метод. В философии Гегеля необходимо различать метод исследования и систему. Метод у Гегеля носит диалектический характер. Диалектический метод, его принципы и категории разработаны главным образом в первой части его системы. Система — это избранный философом порядок изложения материала, связь логических категорий. В отличие от метода, который определяется главным образом объективным содержанием мира, система во многом несет черты авторского произвола. Главным принципом структурного построения выступает триада. Фейербах, Герцен, Энгельс обратили внимание на противоречие между методом и системой (идеалистическая система и диалектический метод). Дух диалектического метода противоречит формализованной консервативной системе: диалектика с ее борьбой противоположностей, духовный и исторический прогресс фактически обращены в прошлое. Им нет места ни в настоящем, ни в будущем: ведь «абсолютная цель» прогресса достигнута. Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического осмысления и преобразования действительности. Чтобы он стал таковым, надо отбросить консервативную систему гегелевской философии.