Система и метод философии Гегеля. Противоречие между методом и системой

 

Гегель — противник кантовского агностицизма и априоризма. Он не согласен с метафизическим разрывом между сущностью и явлением. Явление, по Гегелю не менее объективно, чем сущность. Сущность обна­руживается в явлении, а явление выступает носителем сущнос­ти. Это единство противоположностей, которые не могут суще­ствовать друг без друга. Поэтому несостоятельны утверждения Канта о непознаваемости вещей в себе. Вопреки Канту, вещь в себе, во-первых, развивается, и, во-вторых, познаваема, посколь­ку обнаруживает себя в явлениях.

Философия Гегеля — объективный идеализм. В основе всего сущего лежат законы диалектической логики (это мысли Бога до сотворения мира). Философская система делится Гегелем на три части: 1) ло­гика, 2) философия природы, 3) философия духа. Исходным пунктом философии Гегеля выступает тождество мышления (сознания) и бытия. Вещи и мысли о них совпадают.

Логика. Тождество бытия и мышления представляет собой субстанциональное единство мира. Но тождество предполагает и различие. Тождество и различие — единство про­тивоположностей.

Объективное абсолютное мышление выступает как абсолютная идея. Она непрерывно разви­вается, переходя от одной ступени к другой, более конкретной и содержательной. Восхождение от абстрактного к конкретно­му — общий принцип развития. Высшая ступень развития — «абсолютный дух».

Философской системе гегелевского объективного идеализма присущи некоторые особенности: пантеизм ( Боже­ственная мысль пронизывает весь мир), панлогизм ( Объективное божественное мышление строго логично), диалектика. Гегелю присущ гносеологический оптимизм, убеждение в по­знаваемости мира.

Итак, логика представляет собой закономерное движение по­нятий (категорий), выражающих содержание абсолютной идеи, этапы ее саморазвития. Началом движения этой идеи служит категория чистого бытия. Бытие не обладает извечным существованием и должно воз­никнуть из небытия. Бытие и небытие есть единство противополож­ностей. Одна категория отрицает другую. В результате возникает третья категория, которая синтезирует обе предшествующие. Эту новую категорию Гегель называет становлением. Становление — это диалектический процесс возникновения, который уместно на­зывать становлением, представляет собой переломное состояние, когда вещи как сложившейся целостности еще нет, но нельзя сказать, что ее вообще нет. И в этом смысле становление можно считать единством небытия и бытия.

Процесс исчез­новения, уничтожения выражается им при помощи категории снятие. В мире ничего не погибает бесследно, а служит исходной ступенью для появления нового. Эта закономерность отражается категорией снятие, а также ка­тегорией отрицание. Отрицание - беско­нечный процесс. И в этом процессе он всюду находит связку из трех элементов: тезис — антитезиссинтез. В результате отрицания какого-либо положения, принимаемого за тезис, воз­никает противоположение (антитезис). Последний с необходи­мостью подвергается отрицанию. Возникает двойное отрицание, или отрицание отрицания, что ведет к возникновению третьего звена, синтеза. Вся эта конструкция называется триадой.

Логику он делит тоже на три части:, учение о сущности и учение о понятии. Каждая из указанных частей также является триадой.

Учение о бытии. Результатом становления является наличное бытие. В отличие от чистого бытия это бытие определенное, наделенное качеством. Качество есть первая не­посредственная определенность бытия. Любая вещь отличается от других благодаря присущему ей качеству. В силу качествен­ной определенности вещи не только отличаются друг от друга, но соотносятся между собой. Категория качества предшествует в логике Гегеля категории количества. Синтезом качественной и количественной определенности вы­ступает мера.

Учение о сущности. Сущность бытия заключается в его внутренней противоречивости. Все существующее содержит в себе противоречие, единство про­тивоположных моментов. Противоречие ведет вперед, оно является принципом всякого самодвижения.

Учение о понятии. Понятие есть начало всякой жизни. Понятие не являются отраже­нием вещей. Наоборот, вещи вторичны, они представляют собой отражения понятий, должны им соответствовать. А понятия имеют божественное происхождение. Ни понятия, ни суждения, ни умо­заключения не находятся только в нашей голове и не образуются лишь нами. Понятие есть то, что живет в вещах, понять предмет означает, следовательно, осознать его понятие.

Философия природы - 2 ступень развития абсолют­ной идеи. Природа - порож­дение абсолютной идеи. Порожденная духом, природа не имеет независимого от него существования. Так решается Гегелем основной вопрос философии. Природа интересует Гегеля не сама по себе, а как необходи­мый этап развития абсолютной идеи. Ее проявлениями в природе он считает механику, физику, органику. Переход от неживой природы к живой завершает чисто природный процесс. Дух вы­ходит из природы, прорывая внешнюю кору материальности как чего-то низшего. Все многообразие изменений в природе укладывается в рамках вечного круговорота. Лишь в изменениях, которые происходят в духов­ной сфере, проявляется новое. Природа развивается в пространстве, но не во времени.

Философия духа. Это третья ступень, представляющая собой синтез двух предыдущих. Здесь абсолютная идея как бы пробуждается, освобож­дается от природных уз и находит свое выражение в абсолют­ном духе. Человек — часть природы. Однако человеческий дух — продукт не природы, а абсолютного духа. Да и сама природа порождена духом. Саморазвитие духа идет по трем ступеням. Первая — «субъ­ективный дух»- — индивидуальное человеческое сознание, под­разделяющееся на три вида: антропологию, феноменологию и психологию. Вторая ступень «объективный дух» — человечес­кое общество и три его главные формы: право, нравственность, государство. Последняя ступень — «абсолютный дух» — вклю­чает искусство, религию, философию.

Дух есть нечто единое и целое, но находящееся в процессе развития, перехода от низшего к высшему. Движущей силой раз­вития духа Гегель считает диалектическое противоречие субъекта и объекта, мысли и предмета. Преодолевая это противоречие, дух прогрессирует в сознании своей свободы. Свобода состоит не в отрица­нии необходимости, а в ее осознании, в раскрытии ее содержа­ния.

Что же касается философии истории, то развитие общества направлено к заранее установленной цели. Мировую историю философ делит на три эпохи: восточную, античную и германскую. Восточная эпоха полностью лишена сознания свободы, в античную эпоху сознания свободы достигло избранное меньшинство, а что каса­ется германских народов, то они уже достигли стадии свободы. Государство - воплощение свободы. Пределом развития человеческого общества выступает конституционная монархия. События всемирной истории являют собой диалектику отдель­ных «народных духов». Каждый народ представляет собой одну из ступеней, или моментов всемирной истории. Однако подавляющее число народов остаются за преде­лами прогресса. Особенно не по­везло в этом смысле народам Востока, славянам. Они не имеют будущего и навсегда застыли в своем развитии. Развитие человеческого общества должно остановиться в Германии. Еще выше государства стоят в системе Гегеля искусство, ре­лигия и философия.

Диалектический метод. В философии Гегеля необходимо раз­личать метод исследования и систему. Метод у Гегеля носит диалектический характер. Диалекти­ческий метод, его принципы и категории разработаны главным образом в первой части его системы. Система — это избранный философом порядок изложения материала, связь логических ка­тегорий. В отли­чие от метода, который определяется главным образом объектив­ным содержанием мира, система во многом несет черты автор­ского произвола. Главным принципом структурного построения выступает триада. Фейербах, Герцен, Энгельс обратили внимание на противоречие между методом и системой (идеалистическая система и диалектический метод). Дух диалектического метода противоре­чит формализованной консервативной системе: диалектика с ее борьбой противоположностей, духов­ный и исторический прогресс фактически обращены в про­шлое. Им нет места ни в настоящем, ни в будущем: ведь «аб­солютная цель» прогресса достигнута. Диалектический метод не может для Гегеля служить орудием критического осмысле­ния и преобразования действительности. Чтобы он стал тако­вым, надо отбросить консервативную систему гегелевской фи­лософии.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: