Федеральный закон от 29.06.2012 N 97-ФЗ

1. Организации (за исключением тех, которые не обязаны вести бухучет) должны представлять в налоговый орган только годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность. Срок ее подачи - не позднее трех месяцев после окончания отчетного года, то есть по 31 марта включительно (подп. 5 п. 1 ст. 23 НК РФ).

Налог на добавленную стоимость (глава 21 НК РФ)

Федеральный закон от 02.10.2012 N 161-ФЗ, Федеральный закон от 29.11.2012 N 206-ФЗ

1. Реализация племенного скота (в том числе свиней, овец, коз и лошадей), семени и эмбрионов этих животных, а также племенных яиц облагается НДС по ставке 10 процентов (подп. 5 п. 2 ст. 164 НК РФ).

2. Ввоз племенного скота (в том числе свиней, овец, коз и лошадей), семени и эмбрионов этих животных, а также племенных яиц облагается НДС по ставке 10 процентов (подп. 5 п. 2, п. 5 ст. 164 НК РФ).

3. Жиры специального назначения (кулинарные, кондитерские, хлебопекарные), заменители молочного жира, эквиваленты, улучшители и заменители масла какао, спреды и смеси топленые облагаются НДС по ставке 10 процентов (абз. 7 подп. 1 п. 2 ст. 164 НК РФ).

Акцизы (глава 22 НК РФ)

Федеральный закон от 29.11.2012 N 203-ФЗ

1. Увеличены ставки акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и прямогонный бензин (п. 1 ст. 193 НК РФ).

2. Топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки или вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия, относится к подакцизным товарам (подп. 11 п. 1 ст. 181 НК РФ).

Налог на доходы физических лиц (глава 23 НК РФ)

Федеральный закон от 02.10.2012 N 161-ФЗ

1. Субсидии и гранты, полученные главами крестьянских (фермерских) хозяйств на создание и развитие крестьянского фермерского хозяйства, а также суммы единовременной помощи на бытовое обустройство начинающего фермера не облагаются НДФЛ (п. п. 14.1 и 14.2 ст. 217 НК РФ).

Налог на прибыль организаций (глава 25 НК РФ)

Федеральный закон от 02.10.2012 N 161-ФЗ, Федеральный закон от 29.11.2012 N 206-ФЗ

1. При расчете остаточной стоимости основного средства, в отношении которого налогоплательщик ранее применил амортизационную премию, вместо показателя "первоначальная стоимость" следует использовать показатель стоимости, по которой этот объект был включен в амортизационную группу (подгруппу) (п. 1 ст. 257 НК РФ).

2. Восстанавливать амортизационную премию при реализации объекта, в отношении которого данная премия применялась, в пределах пяти лет с момента ввода его в эксплуатацию нужно, только если объект продается лицу, являющемуся взаимозависимым с налогоплательщиком (абз. 4 п. 9 ст. 258 НК РФ).

3. Дата начала начисления амортизации по основным средствам, права на которые подлежат государственной регистрации, определяется в общем порядке - с 1-го числа месяца, следующего за месяцем ввода объекта в эксплуатацию (п. 4 ст. 259 НК РФ).

4. Безнадежными признаются долги, невозможность взыскания которых подтверждена постановлением судебного пристава-исполнителя об окончании исполнительного производства, вынесенным в порядке, установленном Федеральным законом от 02.10.2007 N 229-ФЗ "Об исполнительном производстве" (п. 2 ст. 266 НК РФ).

5. Предельная величина процентов, учитываемых в расходах, принимается равной ставке процента, установленной соглашением сторон, но не выше ставки рефинансирования ЦБ РФ, увеличенной в 1,8 раза - при оформлении долгового обязательства в рублях или в 0,8 раза - по долговым обязательствам в иностранной валюте (п. 1.1 ст. 269 НК РФ).

6. Доход от реализации недвижимого имущества признается для целей налога на прибыль на дату передачи недвижимости приобретателю по передаточному акту или иному документу о передаче (абз. 2 п. 3 ст. 271 НК РФ).

7. Расходы на приобретение (создание) объектов, относящихся к мобилизационным мощностям, а также на реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение таких объектов списываются через механизм амортизации (подп. 17 п. 1 ст. 265, п. 1 ст. 256 НК РФ).

8. Сельскохозяйственные товаропроизводители, отвечающие критериям, установленным п. 2 ст. 346.2 НК РФ, и рыбохозяйственные организации, которые соответствуют условиям, предусмотренным п. 2 и подп. 1 п. 2.1 ст. 346.2 НК РФ, и деятельность которых не облагается ЕСХН, вправе применять нулевую ставку по налогу на прибыль на постоянной основе в отношении деятельности, связанной с реализацией произведенной (произведенной и переработанной) сельхозпродукции (п. 1.3 ст. 284 НК РФ).

Государственная пошлина (глава 25.3 НК РФ)

Федеральный закон от 29.11.2012 N 205-ФЗ

1. Суды общей юрисдикции, мировые судьи, арбитражные суды, Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ вправе освобождать плательщика от уплаты госпошлины по рассматриваемым ими делам, исходя из его имущественного положения (п. 2 ст. 333.20, п. 2 ст. 333.22 и п. 3 ст. 333.23 НК РФ).

2. Госпошлина за регистрацию прав, ограничений (обременений) прав на земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения составляет 200 руб. (подп. 25 п. 1 ст. 333.33 НК РФ). Это правило не распространяется на регистрацию участков, предоставленных для ведения личного подсобного хозяйства и других целей, указанных в подп. 24 п. 1 ст. 333.33 НК РФ, а также на регистрацию права общей долевой собственности владельцев инвестиционных паев на недвижимое имущество, составляющее ПИФ или приобретаемое для включения в состав ПИФа (подп. 22.1 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

3. Установлена госпошлина за выдачу документа о прохождении технического осмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин и прицепов к ним в размере 300 руб. (подп. 41.2 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

4. Госпошлина за выдачу временного удостоверения на право управления самоходными машинами уплачивается в размере 400 или 800 руб. в зависимости от расходных материалов - бумажной или пластиковой основы (подп. 43 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

Налог на добычу полезных ископаемых (глава 26 НК РФ)

Федеральный закон от 21.07.2011 N 258-ФЗ, Федеральный закон от 28.11.2011 N 338-ФЗ, Федеральный закон от 29.11.2012 N 204-ФЗ

1. Добыча кондиционных руд олова на участках недр, которые полностью или частично расположены на территории Дальневосточного федерального округа, облагается НДПИ по нулевой ставке (подп. 17 п. 1 ст. 342 НК РФ).

2. При добыче нефти обезвоженной, обессоленной и стабилизированной применяется ставка НДПИ 470 руб. за 1 т. Эта ставка, как и прежде, умножается на специальные коэффициенты (подп. 9 п. 2 ст. 342 НК РФ).

3. При добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья применяется ставка 590 руб. за 1 т. (подп. 10 п. 2 ст. 342 НК РФ).

4. Добыча из всех видов месторождений углеводородного сырья газа горючего природного облагается НДПИ по ставке 582 руб. за 1000 куб. м газа (подп. 11 п. 2 ст. 342 НК РФ).

5. Налоговая база при добыче газового конденсата из всех видов месторождений углеводородного сырья определяется как количество добытых полезных ископаемых в натуральном выражении (п. 2 ст. 338 НК РФ). Сумма налога в данном случае исчисляется как произведение соответствующей налоговой ставки и величины налоговой базы (п. 1 ст. 343 НК РФ).

Единый сельскохозяйственный налог (глава 26.1 НК РФ)

Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ

1. Уведомление о переходе на уплату ЕСХН нужно представить в инспекцию по месту нахождения организации или месту жительства индивидуального предпринимателя не позднее 31 декабря года, предшествующего переходу (п. 1 ст. 346.3 НК РФ).

2. Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный предприниматель должны уведомить налоговый орган о переходе на ЕСХН в течение 30 календарных дней с даты постановки на налоговый учет (п. 2 ст. 346.3 НК РФ).

3. Организации и предприниматели, которые не представили уведомление о переходе на уплату ЕСХН в установленные сроки, не признаются плательщиками ЕСХН (п. 3 ст. 346.3 НК РФ).

4. Вновь созданная организация или вновь зарегистрированный предприниматель вправе продолжать применять ЕСХН при отсутствии в первом налоговом периоде доходов от сельскохозяйственной деятельности, если в этом периоде не было нарушений требований, установленных для применения ЕСХН (п. 4.1 ст. 346.3 НК РФ).

5. При возврате покупателю (заказчику) ранее полученных авансов на соответствующую сумму уменьшаются доходы того налогового (отчетного) периода, в котором произведен возврат (подп. 1 п. 5 ст. 346.5 НК РФ).

6. При прекращении деятельности, в отношении которой уплачивался ЕСХН, не позднее 15 дней с даты ее прекращения нужно подать в инспекцию соответствующее уведомление (п. 9 ст. 346.3 НК РФ).

7. При прекращении деятельности в качестве сельхозтоваропроизводителя уплатить налог и подать декларацию по ЕСХН нужно не позднее 25 числа месяца, следующего за тем, в котором согласно соответствующему уведомлению прекращена деятельность (п. 5 ст. 346.9 и подп. 2 п. 2 ст. 346.10 НК РФ).

Упрощенная система налогообложения (глава 26.2 НК РФ)

Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ

1. При расчете лимита остаточной стоимости амортизируемого имущества для целей применения УСН учитывается только остаточная стоимость основных средств (подп. 16 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

2. При непредставлении уведомления о переходе на УСН в установленные сроки налогоплательщики не вправе применять данный спецрежим (подп. 19 п. 2 ст. 346.12 НК РФ).

3. При утрате права на применение УСН уплатить налог и представить декларацию налогоплательщик должен не позднее 25-го числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено данное право (п. 7 ст. 346.21 и п. 3 ст. 346.23 НК РФ).

4. В случае прекращения деятельности, в отношении которой применялась УСН, налогоплательщик обязан подать в инспекцию уведомление не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности (п. 8 ст. 346.13 НК РФ). Уплатить налог и представить декларацию по УСН в данном случае нужно не позднее 25-го числа месяца, следующего за тем месяцем, в котором согласно соответствующему уведомлению прекращена деятельность (п. 7 ст. 346.21 и п. 2 ст. 346.23 НК РФ).

5. Уведомление о переходе на УСН вновь созданная организация и вновь зарегистрированный предприниматель должны подать в инспекцию не позднее 30-ти календарных дней с даты постановки на учет в налоговом органе (п. 2 ст. 346.13 НК РФ).

6. Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом "доходы минус расходы", могут учитывать в расходах налоги и сборы, уплаченные в соответствии с законодательством иностранных государств (подп. 22 п. 1 ст. 346.16 НК РФ).

7. Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом "доходы", уменьшают сумму единого налога (авансовых платежей по налогу) на уплаченные в данном налоговом (отчетном) периоде страховые взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС, а также на расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) за первые три дня болезни (в части, не покрытой страховыми выплатами, произведенными работникам страховыми организациями) и платежи по договорам добровольного личного страхования, заключенным в пользу работников на случай их временной нетрудоспособности за дни, оплачиваемые работодателем (п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

8. Вместо УСН на основе патента применяется патентная система налогообложения.

Единый налог на вмененный доход (глава 26.3 НК РФ)

Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ, Федеральный закон от 02.10.2012 N 161-ФЗ

1. Организации и индивидуальные предприниматели могут добровольно перейти на уплату ЕНВД (п. 1 ст. 346.28 НК РФ).

2. Введена обязанность подать в инспекцию заявление о снятии с учета при переходе на иной режим налогообложения, а также в случае нарушения требований, соблюдение которых дает право на применение ЕНВД (абз. 3 п. 3 ст. 346.28 НК РФ).

3. Ограничение по количеству работников для перехода и утраты права на применение ЕНВД определяется исходя из средней численности сотрудников (подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26, абз. 37 ст. 346.27 НК РФ).

4. Организации потребительской кооперации, а также хозяйственные общества, единственными учредителями которых являются такие организации, вправе применять ЕНВД даже при превышении лимита средней численности работников (абз. 2 подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).

5. ЕНВД применяется при оказании услуг по ремонту, техническому обслуживанию и мойке не только автотранспортных средств, но и мототранспорта, а также при предоставлении для указанных средств во временное владение (в пользование) мест для стоянки (подп. 3 и 4 п. 2 ст. 346.26 НК РФ).

6. При оказании услуг по проведению техосмотра автомототранспортных средств на предмет их соответствия обязательным требованиям безопасности в целях допуска к участию в дорожном движении на территории РФ (в случаях, предусмотренных международными договорами, - также за ее пределами) можно применять ЕНВД (абз. 9 ст. 346.27 НК РФ).

7. Если в течение квартала производится постановка на учет в качестве плательщика ЕНВД или снятие с учета в связи с прекращением деятельности, то расчет вмененного дохода осуществляется с даты постановки на учет (либо до дня снятия с учета) исходя из фактического количества дней осуществления деятельности (п. 10 ст. 346.29 НК РФ).

8. Сумму единого налога уменьшают не только на страховые взносы в ПФР, ФФОМС и ФСС, а также на расходы по выплате пособий по временной нетрудоспособности, но и на платежи по договорам добровольного личного страхования, заключаемым в пользу работников (подп. 3 п. 2 ст. 346.32 НК РФ).

9. ЕНВД уменьшается на суммы пособий по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) только в части, оплаченной работодателем, то есть за первые три дня (подп. 2 п. 2 ст. 346.32 НК РФ, п. 1 ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 29.12.2006 N 255-ФЗ).

10. Исчисленная за налоговый период сумма ЕНВД уменьшается на сумму страховых взносов в ПФР, ФФОМС и ФСС, уплаченных в данном налоговом периоде (подп. 1 п. 2 ст. 346.32 НК РФ).

Патентная система налогообложения (глава 26.5 НК РФ)

Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ

1. С 1 января 2013 г. для индивидуальных предпринимателей вместо УСН на основе патента введен новый специальный режим налогообложения - патентная система (гл. 26.5 НК РФ).

2. Патент выдается на срок от одного до двенадцати месяцев в пределах календарного года (п. 5 ст. 346.45 НК РФ).

3. Заявление на выдачу патента должно быть подано не позднее 10 дней до даты начала применения спецрежима в инспекцию по месту регистрации предпринимателя или в любой налоговый орган в субъекте РФ, в котором налогоплательщик не состоит на учете (п. 2 ст. 346.45 НК РФ).

4. Для применения патентной системы средняя численность наемных работников, привлекаемых предпринимателем по всем видам осуществляемой деятельности, не должна превышать 15 человек, а объем годовой выручки, полученной от деятельности в рамках патентной и упрощенной систем, - 60 млн руб. (п. 5 ст. 346.43, подп. 1 п. 6 ст. 346.45 НК РФ).

5. Подлежащий уплате налог исчисляется как доля в размере шести процентов от установленного субъектом РФ потенциально возможного к получению предпринимателем годового дохода по определенному виду деятельности (ст. ст. 346.47, 346.50 и п. 1 ст. 346.51 НК РФ).

6. Налоговым периодом признается срок, на который выдан патент, или период с даты начала его действия до даты досрочного прекращения предпринимательской деятельности (ст. 346.49 НК РФ).

7. В отношении патентов, выданных на период менее шести месяцев, налог уплачивается в срок не позднее 25 календарных дней после начала его действия. Если период действия патента составляет не менее полгода, то в указанный срок уплачивается только треть исчисленной суммы налога, а оставшаяся часть должна быть перечислена в бюджет не позднее 30 календарных дней до даты окончания налогового периода (п. 2 ст. 346.51 НК РФ).

8. Применяющие патентную систему предприниматели ведут налоговый учет доходов кассовым методом в книге учета доходов по патентной системе (ст. 346.53 НК РФ).

9. При применении патентной системы индивидуальные предприниматели вправе не вести бухгалтерский учет (п. 1 ст. 346.53 НК РФ, подп. 1 п. 2 ст. 6 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете").

10. Стоимость патента не уменьшается на сумму страховых взносов.

Транспортный налог (глава 28 НК РФ)

Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ

1. Если ставки транспортного налога не определены законами субъектов РФ, то применяются значения, предусмотренные п. 1 ст. 361 НК РФ (п. 4 ст. 361 НК РФ).

Налог на имущество организаций (глава 30 НК РФ)

Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ

1. Движимое имущество, принятое на учет в качестве основных средств с 1 января 2013 г., не облагается налогом на имущество организаций (подп. 8 п. 4 ст. 374 НК РФ).

2. Не признаются объектом обложения налогом на имущество объекты культурного наследия федерального значения; ядерные установки для научных целей и хранилища ядерных материалов и радиоактивных отходов; ледоколы, суда с ядерными энергетическими установками и суда атомно-технологического обслуживания; космические объекты; суда, зарегистрированные в РМРС (подп. 3 - 7 п. 4 ст. 374 НК РФ).

3. Предельные значения налоговой ставки в отношении железнодорожных путей общего пользования, магистральных трубопроводов, линий энергопередачи, сооружений, являющихся неотъемлемой технологической частью указанных объектов, в 2013 г. не могут превышать 0,4 процента (п. 3 ст. 380 НК РФ).

Земельный налог (глава 31 НК РФ)

Федеральный закон от 29.11.2012 N 202-ФЗ

1. Ставка земельного налога в отношении ограниченных в обороте земельных участков, предоставленных для обеспечения обороны, безопасности и таможенных нужд, не может превышать 0,3 процента кадастровой стоимости такого участка (подп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ).

2. Если ставки земельного налога не определены актами органов местного самоуправления, то применяются предельные значения ставок, предусмотренные п. 1 ст. 394 НК РФ (п. 3 ст. 394 НК РФ).

Страховые взносы в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования

Федеральный закон от 25.06.2012 N 94-ФЗ, Федеральный закон от 03.12.2012 N 243-ФЗ

1. Предельная величина базы для начисления страховых взносов во внебюджетные фонды составляет 568 000 руб. (ч. 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, Постановление Правительства РФ от 10.12.2012 N 1276).

2. Работодатели лиц, которым в соответствии с подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в РФ" трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста 60 лет - для мужчин и 55 лет - для женщин, обязаны перечислять в ПФР на финансирование страховой части трудовой пенсии дополнительные страховые взносы (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

3. Изменен порядок исчисления страховых взносов, уплачиваемых за себя индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой. Фиксированный размер взноса в ПФР определяется исходя из двукратного размера МРОТ, установленного на начало финансового года (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

4. Предприниматели, адвокаты и иные плательщики взносов, указанные в п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, вправе не исчислять и не уплачивать взносы за некоторые периоды, в течение которых они не вели свою профессиональную деятельность (ч. 6 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

5. На выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, временно пребывающих в РФ, начисляются пенсионные взносы, если с указанными лицами заключен срочный трудовой договор (срочные трудовые договоры) продолжительностью не менее шести месяцев в общей сложности в течение календарного года (п. 1 ст. 7 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ).

6. Для применяющих новый спецрежим плательщиков установлены такие же пониженные тарифы страховых взносов, как и для применяющих УСН (п. 14 ч. 1 ст. 58 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ).

Изменения, ухудшающие положение налогоплательщиков

1. Увеличены ставки акцизов на автомобильный бензин, дизельное топливо и прямогонный бензин (п. 1 ст. 193 НК РФ).

2. К подакцизным товарам отнесено топливо печное бытовое, вырабатываемое из дизельных фракций прямой перегонки или вторичного происхождения, кипящих в интервале температур от 280 до 360 градусов Цельсия (подп. 11 п. 1 ст. 181 НК РФ). Ставка акциза составляет 5860 руб. за 1 т (п. 1 ст. 193 НК РФ).

3. Увеличена госпошлина за госрегистрацию прав и обременений на участки из земель сельскохозяйственного назначения, за предоставление лицензии, переоформление документа, подтверждающего наличие лицензии, за выдачу дубликата лицензии (подп. 25, 92 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

4. Введена госпошлина за выдачу документа о прохождении техосмотра тракторов, самоходных дорожно-строительных и иных самоходных машин и прицепов к ним в размере 300 руб. (подп. 41.2 п. 1 ст. 333.33 НК РФ).

5. При нарушении срока подачи уведомления о переходе на уплату ЕСХН организации и предприниматели не признаются плательщиками ЕСХН (п. 3 ст. 346.3 НК РФ).

6. Уплаченная в бюджет сумма ЕСХН не включается в состав расходов при определении базы по данному налогу (подп. 23 п. 2 ст. 346.5 НК РФ).

7. При прекращении деятельности, в отношении которой применялся ЕСХН, налогоплательщик обязан подать в инспекцию уведомление не позднее 15 дней с даты прекращения такой деятельности (п. 9 ст. 346.3 НК РФ). Уплатить налог и представить декларацию по ЕСХН в данном случае нужно не позднее 25 числа месяца, следующего за тем, в котором согласно соответствующему уведомлению прекращена деятельность в качестве сельхозтоваропроизводителя (п. 5 ст. 346.9, подп. 2 п. 2 ст. 346.10 НК РФ).

8. При непредставлении уведомления о переходе на УСН в установленный срок налогоплательщик не вправе применять данный спецрежим (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

9. При утрате права на применение УСН уплатить налог и подать декларацию налогоплательщик должен не позднее 25 числа месяца, следующего за кварталом, в котором утрачено право на применение данного спецрежима (п. 7 ст. 346.21, п. 3 ст. 346.23 НК РФ).

10. В случае прекращения деятельности, в отношении которой применялась УСН, налогоплательщик обязан подать в инспекцию уведомление не позднее 15 дней с даты прекращения такой деятельности (п. 8 ст. 346.13 НК РФ). Уплатить налог и представить декларацию по УСН в данном случае нужно не позднее 25 числа месяца, следующего за тем, в котором согласно соответствующему уведомлению прекращена деятельность (п. 7 ст. 346.21, п. 2 ст. 346.23 НК РФ).

11. Налогоплательщики, применяющие УСН с объектом "доходы", уменьшают сумму единого налога в том числе на размер пособий по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) в части, оплаченной работодателями за первые три дня болезни, но не покрытой выплатами, произведенными работникам страховыми организациями (подп. 2 п. 3.1 ст. 346.21 НК РФ).

12. Заявление о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД необходимо подавать не только при прекращении деятельности, облагаемой этим налогом, но и при переходе на иной режим, а также при нарушении требований, установленных подп. 1 и 2 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ (абз. 3 п. 3 ст. 346.28 НК РФ).

13. При нарушении срока представления заявления о снятии с учета в качестве плательщика ЕНВД в связи с прекращением деятельности датой снятия с учета является последний день месяца, в котором такое заявление подано (абз. 5 п. 3 ст. 346.28 НК РФ).

14. Лимит по количеству работников для перехода на уплату ЕНВД и утраты права на применение этого спецрежима определяется исходя из средней, а не среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год (подп. 1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ).

15. Размер вмененного дохода за квартал, в котором организация и предприниматель встали на учет в качестве плательщиков ЕНВД или снялись с такого учета, определяется исходя из фактического количества дней осуществления деятельности (п. 10 ст. 346.29 НК РФ).

16. Плательщики ЕНВД уменьшают сумму единого налога в том числе на размер пособий по временной нетрудоспособности (за исключением несчастных случаев на производстве и профзаболеваний) в части, оплаченной работодателями за первые три дня болезни, но не покрытой выплатами, произведенными работникам страховыми организациями (подп. 2 п. 2 ст. 346.32 НК РФ).

17. Применяющие ЕНВД предприниматели, имеющие работников, могут уменьшить сумму единого налога только на размер страховых взносов, уплаченных за работников (п. 2, абз. 3 п. 2.1 ст. 346.32 НК РФ).

18. При применении патентной системы предприниматель не вправе уменьшить налог на сумму страховых взносов, уплаченных на обязательное страхование, что было предусмотрено в рамках УСН на основе патента.

19. Налогом на имущество организаций облагаются железнодорожные пути общего пользования, магистральные трубопроводы и линии энергопередачи, а также сооружения, являющиеся неотъемлемой технологической частью указанных объектов (п. 11 ст. 381 НК РФ).

20. В отношении выплат в пользу имеющих право на досрочную пенсию физлиц, которые заняты на работах с тяжелыми или вредными условиями труда, работодатели обязаны перечислять в ПФР дополнительные страховые взносы (ст. 58.3 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ, подп. 1 - 18 п. 1 ст. 27 Федерального закона от 17.12.2001 N 173-ФЗ). Дополнительные страховые взносы уплачиваются без учета предельной величины базы для начисления страховых взносов, которая установлена ч. 4, 5 ст. 8 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ.

21. Изменен порядок исчисления страховых взносов индивидуальными предпринимателями, адвокатами, нотариусами и иными лицами, занимающимися частной практикой. Фиксированный размер взноса в ПФР определяется исходя из двукратного размера МРОТ, установленного на начало финансового года (ч. 1.1 ст. 14 Федерального закона от 24.07.2009 N 212-ФЗ). В 2013 г. указанные плательщики должны перечислить в ПФР 32 479 руб. 20 коп.

Спорные вопросы, оставшиеся нерешенными после принятия поправок

1. Вправе ли налогоплательщики (не являющиеся вновь зарегистрированными), которые перешли на уплату ЕСХН и не получили дохода в первом налоговом периоде в связи с проведением подготовительных работ, продолжать применять данный спецрежим?

Практический комментарий основных изменений налогового законодательства с 2013 года вы можете найти в КонсультантПлюс по ссылке, расположенной в стартовом окне системы «Обзоры / Изменение налогового законодательства с 2013 года.

Министерство финансов Российской Федерации спланировало основные направления в своей налоговой политике на 2013 год.

Приоритетным были обозначены три направления: проведение налогового маневра, который снизит налоговую нагрузку на труд и капитал; повышение налоговой нагрузки на потребление, включая дорогую недвижимость, рентные доходы, возникающие при добыче природных ресурсов и переход к новой системе налогообложения недвижимого имущества. Но жизнь в любые планы вносит свои коррективы. Например, существующий уровень системы учета земельных ресурсов и имущества пока не позволяет внедрить налог на недвижимость в России. Реальные сроки внедрения этого налога откладываются как минимум еще на год. Но уже с 2013 года принятые в Налоговый кодекс поправки затронут интересы большинства налогоплательщиков - физических и юридических лиц.

В новом году повысится транспортный налог, и это повышение затронет и частных лиц, и организации. Федеральный бюджет планируется пополнять за счет увеличения ставок в основном для мощных транспортных средств. На уровне регионов ставки в 2013 году вырастут практически для всех категорий транспорта. В среднем увеличение ставок составит до 15%, что станет заметно для семейного бюджета многих граждан. Государство, увеличивая ставку транспортного налога, рассчитывает за счет полученных налогов решить проблемы дорожной инфраструктуры и косвенным образом повысить привлекательность общественного транспорта, пересадив на него часть автовладельцев. Получится ли у государства решить такими методами эти задачи - нам покажет время.

 

Благоприятные изменения в новом налоговом году ожидают те организации, которые платят в бюджет налог на прибыль. Во-первых, восстанавливать сумму амортизационной премии при реализации основных средств до истечения пятилетнего срока со дня его ввода в эксплуатацию будет необходимо только в том случае, если основное средство реализуется взаимозависимому лицу. Кроме этого, на законодательном уровне наконец-то закреплено, что при определении остаточной стоимости основного средства, к которому применялась амортизационная премия, необходимо учитывать также и эту премию. Ранее налоговые органы были против такой меры, и налогоплательщики были лишены возможности учитывать в расходах восстановленную амортизационную премию.

Во-вторых, по объектам недвижимости амортизация с 2013 года будет начисляться в общем порядке, т.е. налогоплательщикам не надо будет ждать момента подачи документов на государственную регистрацию, достаточно ввести такой объект в эксплуатацию. Таким образом, датой реализации недвижимого имущества будет считаться дата передачи недвижимого имущества приобретателю по передаточному акту, а не дата регистрации перехода права собственности.

В-третьих, до 31 декабря 2013 года продлено применение коэффициентов к ставке рефинансирования при расчете предельной величины процентов по заемным обязательствам, учитываемых при налогообложении. Эта норма будет выгодна предпринимателям при привлечении рублевых займов, так как она снизит налогооблагаемую базу.

Также стоит отметить, что в 2013 году серьезные изменения ожидают смежную с налогообложением сферу - бухгалтерский учет. Важное событие коснется всех налогоплательщиков: вступит в силу новый закон о бухгалтерском учете. Фактически можно сказать, что нашим государством взят курс на сближение национальной системы бухучета и МСФО, что однозначно будет способствовать улучшению взаимодействия российских компаний с иностранными партнерами - банками и инвесторами.

Еще одним положительным моментом, который ожидает налогоплательщиков в 2013 году, станет бурное развитие электронного документооборота. Новый закон о бухгалтерском учете предусматривает и разрешает то, что ранее было категорически запрещено: это составление первичных учетных документов не только на бумажном носителе, но и в электронном виде. Это нововведение избавит от рутинной работы значительное число бухгалтеров.

Важным нововведением станет отмена обязательного применения унифицированных форм первичных учетных документов - устанавливается только перечень обязательных реквизитов документа. Данное изменение затрагивает бухгалтерский и налоговый учет, так как при включении в базу по налогам на прибыль, расходы должны быть обязательно документально подтверждены. Теперь у налоговых органов не будет оснований исключить расходы из налогооблагаемой базы по причине оформления документа по неунифицированной форме. Такое изменение, с одной стороны, упрощает работу бухгалтера, но вместе с тем одновременно вносит дополнительные сложности. Ранее унифицированные формы содержали все обязательные реквизиты, а с 2013 года бухгалтеру организации придется пристально изучать каждый документ и проверять его на наличие обязательных реквизитов.

Конкретные формы первичных учетных документов утверждаются руководителем юридического лица. Правда, в такой ситуации возникает резонный вопрос: как может организация принять к учету первичный документ по той форме, которая утверждена не ей, а второй стороной сделки, т.е. покупатель, принимает к учету товар по иной, отличающейся форме накладной, чем та, которая утверждена у него? Вероятно, чтобы спасти налоговиков и бухгалтеров хотя бы на первое время от "хаоса" и ограничить самостоятельность налогоплательщиков в утверждении форм бумажных и электронных первичных учетных документов, ФНС России накануне 2013 года рекомендовала использовать утвержденные ею форматы наиболее распространенных первичных документов: товарной накладной и акта приемки-сдачи работ (услуг).

Приведенные выше изменения, в целом не являются значительными для реформирования налоговой системы, однако отражают положительную тенденцию и, будем надеяться, являются предвестниками более серьезных налоговых реформ, которые позволят улучшить предпринимательский климат и лучше сбалансировать налоговое бремя ресурсных отраслей, малого и крупного бизнеса.

 

С 1 января 2013 года вступает в силу Федеральный закон № 94-ФЗ от 25.06.2012 года «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Закон вносит изменения в порядок применения специальных налоговых режимов – упрощенной системы налогообложения (УСН), упрощенной системы налогообложения на основе патента (УСН патент), системы налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (ЕСХН) и системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход (ЕНВД). В этой статье – об изменениях в упрощенной системе налогообложения.

1. В ст. 2 Федерального закона № 94-ФЗ закреплены ограничения по доходам:

– для перехода на УСН – 45 млн рублей (пп. 10 п. 3);

– для применения УСН – 60 млн рублей (пп. 11 п. 3).

Указанные размеры ограничений будут ежегодно индексироваться на коэффициент – дефлятор.

2. Коэффициент-дефлятор, учитывающий изменение потребительских цен на товары (работы, услуги) в Российской Федерации, для целей применения упрощенной системы налогообложения на 2013 год установлен в размере, равном 1. (п. 4 ст. 8).

3. При переходе на УСН ограничение по остаточной стоимости в размере 100 млн рублей (пп. 16 п. 3 ст. 346.12 Налогового кодекса РФ) будет определяться только в отношении основных средств. Остаточная стоимость нематериальных активов не будет учитываться (пп. 10 п. 3 ст. 2 Федерального закона № 94-ФЗ). Этот порядок начнет действовать с 1 октября 2012 г. при переходе на УСН с 2013 г. (п. 4 ст. 9 Федерального закона № 94-ФЗ).

4. Порядок перехода на УСН будет носить уведомительный характер. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, которые решили перейти на УСН, должны уведомить об этом налоговый орган не позднее 31 декабря календарного года, предшествующего календарному году, начиная с которого принято решение перейти на УСН. В уведомлении следует указать выбранный объект налогообложения – «доходы» или «доходы минус расходы», остаточную стоимость основных средств и размер доходов по состоянию на 1 октября года, предшествующего календарному году, начиная с которого юридическое лицо либо предприниматель переходит на УСН (пп. 11 п. 3 ст. 2 Федерального закона № 94-ФЗ).

5. Уведомление о смене объекта налогообложения – «доходы», «доходы минус расходы» – со следующего года (п. 2 ст. 346.14 Налогового кодекса РФ) следует подавать до 31 декабря предшествующего ему года (пп. 12 п. 3 ст. 2 Федерального закона № 94-ФЗ).

6. Вновь созданное юридическое лицо (вновь зарегистрированный индивидуальный предприниматель) вправе уведомить о переходе на упрощенную систему налогообложения не позднее 30 календарных дней от даты постановки на учет в налоговом органе. В этом случае юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) признаются налогоплательщиками УСН от даты постановки их на учет в налоговом органе, указанной в свидетельстве о постановке на учете (пп. 11 п. 3 ст. 2 Федерального закона № 94-ФЗ).

7. Если юридическое лицо (индивидуальный предприниматель) не уведомило налоговый орган о переходе на УСН в установленные сроки, оно не вправе применять УСН (подп. 19 п. 3 ст. 346.12 НК РФ).

8. При определении доходов и расходов переоценка имущества в виде валютных ценностей и требований (обязательств), стоимость которых выражена в иностранной валюте (в том числе по валютным счетам в банках), в связи с изменением официального курса иностранной валюты к валюте Российской Федерации (по курсу ЦБ) не производится и не учитывается для налогообложения.

 

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: