Как изменится налоговое законодательство в 2013 году

Изменения подоходного налога и ставки НДФЛ в 2013 году

К счастью для российских граждан, серьезных изменений, связанных с подоходным налогом в 2013 году не предвидится. Президентом Российской Федерации и Российским Правительством было принято решение не повышать налоги в 2013 году, а резервы для покрытия дефицита бюджета искать в более эффективном использовании бюджетных средств.

В 2013, как и в предыдущем году, граждане, годовой доход которых не превышает 512 тыс. рублей будут платить 13% подоходного налога от общей суммы их доходов, а те, у кого он превышает 512 тыс. рублей – 23%. Таким образом, ставки НДФЛ в 2013 году не изменятся.

Подоходный налог 2012: изменения

Начиная с 2012 года ставка для зарплат, годовая величина которых превышает 512 тысяч рублей будет составлять 23%. По- другому, если ваша месячная заработная плата составляет 42.6 тысяч рублей, то вам придется заплатить подоходный налог в размере 9.8 тысяч рублей.

 

 

Как изменится налоговое законодательство в 2013 году

Федеральным законом № 94-ФЗ от 25 июня 2012 года в I и II части Налогового кодекса были внесены изменения, касающиеся регулирования специальных налоговых режимов. Изменения вступят в силу с 1 января 2013 года. Некоторые из них будут важными для многих предпринимателей.

Как следует из пояснительной записки, целью закона является "налоговое стимулирование развития малого предпринимательства", а среди ожидаемых социально-экономических последствий законодатель прогнозирует "увеличить поступления налога в бюджеты муниципальных районов и городских округов" и "компенсировать уменьшение доходов этих бюджетов в связи с сокращением сферы применения системы налогообложения в виде единого налога на вмененный доход".

С 1 января 2013 года вводится новая глава 26.5 "Патентная система налогообложения", которая применяется к деятельности индивидуальных предпринимателей (ИП). Суть патентной системы сводится к тому, что предприниматель будет уплачивать единый налог в виде ставки к "потенциально возможному к получению годового дохода" по соответствующему виду деятельности. При этом размер потенциально возможного дохода будет устанавливаться законом субъекта федерации, в нашем случае законом Алтайского края. При этом в силу ст. 3 Налогового кодекса при его принятии должна учитываться "фактическая способность налогоплательщика к уплате налога".

Как уже отмечалось выше, патентная система применяется только к индивидуальным предпринимателям и может совмещаться с другими режимами налогообложения, переход на нее является добровольным. Иными словами, ИП по одним видам деятельности может применять, к примеру, УСН, а по другим (предусмотренным законом) — патентную систему.

Перечень видов деятельности, по которым может применяться патентная система, закреплен в Налоговом кодексе (например, занятие медицинской или фармацевтической деятельностью, розничная торговля, осуществляемая через объекты стационарной торговой сети с площадью зала не более 50 кв. м). Законом субъекта федерации этот перечень может быть расширен за счет дополнительных видов бытовых услуг.

Патент выдается на период от одного до 12 месяцев. Предприниматель при применении патента освобождается от уплаты НДФЛ (в части доходов, по которым применяется патентная система), налога на имущество физических лиц (в части имущества, которое используется для деятельности по патентной системе), НДС (за исключением случаев осуществления деятельности по видам, по которым не применяется патентная система; при ввозе товаров на территорию России; при осуществлении операций, облагаемых в соответствии со ст. 174.1 НК).

Ограничения, при которых невозможно использование патентной системы, схожи с ограничениями на применения УСН. В частности, невозможно будет использовать патентную систему в рамках договора простого товарищества и доверительного управления; если средняя численность работников составляет более 15 человек (при этом сюда включаются работники, выполняющие функции и по договорам гражданско-правового характера, и по совместительству); объем выручки — не более 60 млн. рублей в течение календарного года. В случае если предприниматель, применяющий патентную систему, допустит отступление от вышеуказанных требований либо не уплатит налог в срок, он утрачивает право на применение патентной системы.

Налоговая декларация не подается, однако ИП обязан будет вести учет доходов в целях контроля за соблюдением лимита. Стоит также отметить, что практически все предприниматели, применяющие патентную систему, будут платить пониженные тарифы страховых взносов (как и плательщики при "упрощенке"), при этом нельзя будет уменьшить стоимость патента на сумму страховых взносов по обязательному страхованию.

В заключение обратим внимание, что при желании получить патент с 1 января 2013 года предприниматель должен обратиться с заявлением в инспекцию в срок не позднее 20 декабря 2012 года.

Теперь несколько слов о других спецрежимах.

С 2013 года применение ЕНВД будет добровольным и носит уведомительный характер. При этом законодатель намерен полностью исключить данный режим из кодекса к 2018 году.

Также внесены уточнения в некоторые виды деятельности, применяемые при ЕНВД. Например, уточнены понятия "розничная торговля" и "услуги по ремонту, техническому обслуживанию и мойке автомототранспортных средств".

Заменено понятие среднесписочной численности на понятие средней численности, которое означает, что при определении указанного ограничения будут учитываться лица, работающие по совместительству и гражданско-правовому договору.

Скорректирован порядок расчета налога: если деятельность не велась полный месяц, налог будет рассчитываться исходя из количества фактически отработанных дней.

В части УСН стоит отметить, что закреплены на законодательном уровне действующие ограничения на применение этой системы, однако эти ограничения остались прежними (лимит доходов 60 млн. руб., лимит доходов для целей перехода на УСН — 45 млн. руб.). При этом если предприниматель применяет УСН и патентную систему, то доход в размере 60 млн. руб. учитывается при определении дохода по обоим режимам.

Увеличен срок подачи уведомления о переходе на УСН и единый сельскохозяйственный налог, для действующих налогоплательщиков — до 31 декабря, для вновь созданных — в течение 30 дней (ранее было пять дней).

В части применения ЕСХН следует также отметить, что даже если в первом налоговом периоде у налогоплательщика отсутствовали доходы от сельхоздеятельности, то он не утрачивает право на применение единого сельскохозяйственного налога.

Резюмируя, можно сказать, что ключевые изменения коснулись введения патентной системы налогообложения, а также установления добровольного применения ЕНВД.

До принятия закона Алтайского края о введении в действие патентной системы сложно делать выводы о целесообразности перехода на эту систему. Однако можно предположить, что применение патентной системы будет выгодно либо в случае начала предпринимательской деятельности, когда необходимо на стадии стартапа определить размер налоговых отчислений, либо когда стоимость патента будет ниже налоговых отчислений за предыдущие периоды и есть возможность установить предполагаемый доход за следующий год.

Режимы для бизнеса В России применяются три основных специальных режима налогообложения.

1. Упрощенная система налогообложения, переход на которую является добровольным, однако необходимо соответствовать ряду критериев. В рамках УСН также выделяют систему налогообложения на основе патента, которая может применяться индивидуальными предпринимателями.

2. Единый налог на вмененный доход — применение этого режима является обязательным для определенных видов деятельности.

3. Единый сельскохозяйственный налог — применение режима является добровольным.

ИЗМЕНЕНИЯ ПО НАЛОГАМ

основные наиболее существенные новшества касаются налога на прибыль предприятий. На их характеристике мы и попытаемся сосредоточить свое внимание.

Начнем с приятного. С 1 января 2013 года ставка налога на прибыль предприятий составит 19%.

Понижение ставки осуществляется в соответствии с п.10 подраздела 4 Переходных положений Налогового кодекса в рамках понижения ставки налога с 23 (в 2011 году) до 16 (с 2014 года) процентов.

Также с 1 января вступает в силу льготная система налогообложения, предусмотренная сроком на 10 лет для субъектов индустрии программной продукции, предусматривающая уплату налога на прибыль по ставке 5%, а также освобождение от НДС операций по поставке программной продукции. Предпринимателям, рассчитывающим получить льготу с нового года уже давно пора задуматься над соответствием их деятельности требованиям закона.

Однако на месте так называемых субъектов индустрии программной продукции мы бы не стали заранее подсчитывать сэкономленные от полученной льготы денежные средства, ведь новая льготная система содержит в себе огромное количество рисков, обусловленных терминологическим несовершенством норм ее регулирующих.

Выписывая пункт 15 подраздела 10 переходных положений НК, законодатель по старой традиции сэкономил на привлечении юристов, специализирующихся на праве интеллектуальной собственности, обойдясь своими силами, что повлекло за собой полное несоответствие терминологической базы Гражданского кодекса, Закона "Об авторском праве и смежных правах" и других нормативных актов, регулирующих отношения в этой сфере с положениями Налогового кодекса.

На практике это повлечет за собой значительное усложнение налоговой квалификации операций, подлежащих льготированию, как, впрочем, и определения права плательщика на получение статуса субъекта индустрии программной продукции.

К примеру, что следует понимать под поставкой результата компьютерного программирования в виде операционной системы, компьютерной программы, интернет-сайта, онлайн сервиса (п.26 подраздела 2 Переходных положений освобождает такие операции от уплаты НДС)? Ведь относительно объектов интеллектуальной собственности (авторского права) действуют абсолютно другие правомочности, чем относительно объектов права собственности, а потому понятийный аппарат вещного права не применим к таким отношениям.

 В компьютерном программировании мы не можем поставить программное обеспечение, но можем передать исключительные либо не исключительные имущественные права на него, платеж за это носит название роялти и не является объектом налогообложения НДС согласно п.196.1.6 НК.

Отметим, что пунктом 14.1.225 из-под понятия роялти выводятся платежи за имущественные права, предполагающие право на распоряжение объектом права интеллектуальной собственности, что относит соответствующие операции к объектам налогообложения НДС.

Возможно, авторы пункта 26 имели целью льготировать именно эти операции, однако по своей природе они также являются операциями по передаче прав, а не "поставкой результата компьютерного программирования", что еще больше запутывает как намерения законодателей, так и сформулированные ими в результате реализации своих намерений нормы.

Но изюминкой пункта 26 все же является доселе не известный налоговому праву термин "онлайн сервис", которому авторы, очевидно являясь последовательными приверженцами философии иррационализма придали свой, только им известный смысл, предоставив читателям возможность более чем свободной трактовки содержания понятия.

И это только один из примеров двусмысленности и противоречивости правовых норм, регулирующих льготирование деятельности субъектов индустрии программной продукции, коими небольшой по своему объему правовой институт снабжен весьма щедро.

Еще одной новацией, вводимой с 1 января следующего года, является учет в отчетности плательщиков налога на прибыль предприятий налоговых разниц, т.е. разниц, возникающих между оценкой и критериями определения доходов, затрат, активов и обязательств по правилам бухгалтерского и налогового учета. Нововведение является еще одним шагом на пути к реализации несбыточной мечты украинского налогоплательщика – унификации налогового и бухгалтерского учета.

С 1 января 2013 года вводится льгота по налогу на прибыль (уплата налога по ставке 0%) в соответствии с Законом "О стимулировании инвестиционной деятельности в приоритетных отраслях экономики Украины".

Стимулирующая льгота является достаточно привлекательной для организаций, планирующих реконструкцию либо модернизацию производства на сумму от 0,5 до 3 млн. евро. При этом условии, а также при достижении двух других установленных законом критериев – новые рабочие места в количестве от 25 до 150, средний размер зарплаты, в 2,5 раза превышающий установленный минимальный, предприниматель вполне может быть освобожден от уплаты налога на прибыль до 2017 года, а также получить право на применение метода ускоренной амортизации основных средств, что также немаловажно.

При этом, сумма льготы не может превышать сумму инвестиции предпринимателя. Учет льготированной деятельности ведется отдельно.

Без всякого преувеличения топ-новостью наступающего года станет авансовый порядок уплаты налога на прибыль предприятий.

Плательщики налога (кроме вновь созданных, неприбыльных организаций, сельскохозяйственных товаропроизводителей, а также лиц с доходами за предыдущий год в объеме до 10 млн. грн.) ежемесячно уплачивают авансовый взнос налога в сумме не менее 1/12 начисленной к уплате суммы налога за предыдущий год.

При этом, налоговая декларация подается за годовой отчетный период. Вновь созданные предприятия, неприбыльные организации, и организации с доходами за предыдущий год в объеме до 10 млн. грн. освобождаются от уплаты авансовых взносов.

Если плательщик по результатам первого квартала отчетного налогового года не получил прибыль либо получил убыток, он имеет право подать налоговую декларацию и финансовую отчетность за первый квартал. В таком случае он освобождается от уплаты авансовых платежей до конца года, а налоговые обязательства определяет в обычном порядке.

Насколько положительным будет влияние новой системы уплаты налога на прибыль на налоговые правоотношения, покажет практика, однако, уже сейчас можно указать на некоторые несогласованности новой модели.

Касательно сроков уплаты авансовых платежей. В соответствии с п.57.1 авансовые платежи уплачиваются в порядке и сроки, предусмотренные для месячного налогового периода. Согласно этой же статьи налогоплательщик обязан самостоятельно уплатить суму налогового обязательства, указанную в налоговой декларации на протяжении 10 календарных дней, наступающих за последним днем соответствующего граничного срока, предусмотренного Кодексом для подачи налоговой декларации (для месячного отчетного периода – 20 дней за последний днем отчетного месяца – п. 49.18.1).

Таким образом, если идти по логике законодателя – срок уплаты составляет 20 дней + 10 дней = 30 дней, следующих за последним днем отчетного месяца. Но ведь, согласно абзацу четвертому п.57.1 НК авансовый платеж налога на прибыль осуществляется вообще без подачи декларации!

Очень хотелось бы, чтобы авансовые взносы стали еще одним шагом к цивилизованным механизмам уплаты налога на прибыль, максимально приближая налоговый период к общепринятому в цивилизованных странах годовому.

Однако, количество оговорок и несогласованностей в тексте норм п.57.1 ст.57 НК порождает обоснованные сомнения в этом. Так или иначе, всем плательщикам налога на прибыль, соответствующим указанным в законе критериям, в январе – феврале 2013 года, следует уплатить авансовый взнос налога в размере 1/9 налога на прибыль, начисленного в налоговой отчетности за 9 месяцев 2012г. Взнос должен быть осуществлен в течение 20 календарных дней, которые наступают за последним календарным днем отчетного налогового месяца. Бесспорно, порадует налогоплательщиков и напоминание о том, что с 1 января следующего года вступает в силу статья 39 НК, вместо которой сегодня действует п.1.20 статьи 1 Закона "О налогообложении прибыли предприятий".

Речь идет об обычных ценах и некоторых нюансах их определения, вводимых Налоговым кодексом. Что нового в регулировании "обычного ценообразования" нам следует ожидать?

Также как и согласно действующей норме после нового года обычная цена на товары, работы и услуги совпадает с договорной ценой, если не будет доказано иное, в том числе, если обычную цену невозможно будет установить. При этом бремя доказывания факта не соответствия договорной и обычной цены возлагается на налоговый орган.

 Налоговый орган имеет право обратиться к плательщику за обоснованием договорной цены, однако плательщик имеет право не предоставлять такое обоснование, сославшись на то, что обязанность по доказыванию соответствующего факта лежит на налоговом органе.

Приятным для плательщиков является то обстоятельство, что в случае отклонения договорных цен от обычных менее чем на 20%, такое отклонение не может быть основанием для доначисления соответствующих сумм налога.

Кроме того, законом установлен особый порядок определения суммы налогового обязательства в случае отклонения договорной цены от обычной. Принятое по результатам пересмотра цены и соответствующего пересчета объекта налогообложения налоговое уведомление-решение считается отозванным в случае, если оно будет обжаловано плательщиком либо просто установленная в нем сумма денежного обязательства не будет оплачена в установленные сроки. В таком случае, сумма недоимки подлежит взысканию с плательщика по иску налогового органа через суд в обычной процедуре искового производства.

Кроме того, статья 39 НК содержит детальное описание методов определения обычной цены, также случаи, когда применение обычной цены является обязательным (операции со связанными лицами, бартерные операции, операции с плательщиками, пребывающими на специальных режимах налогообложения). Перечень не является исключительным, посему обычные цены могут применяться и в других случаях, установленных законом (например, при налогообложении НДС - ст.188 НК)

Если коротко охарактеризовать основные изменения налогового законодательства, касающегося отдельных отраслей экономики, то обращает на себя внимание исключение рентной платы за нефть, газ и газовый конденсат, добываемых на территории Украины (раздел Х НК). Нововведение, вызвавшее в свое время очень горячие дискуссии в определенных узких кругах.

С 2013 г. восстанавливаются ранее существовавшие ставки акцизов на нефтепродукты (хотя шансов на то, что в последний день их снова не поднимут не много). Также не всех, но многих коснутся изменения в правовое регулирование экологического налога (уточняется состав плательщиков налога и в соответствии с Переходными положениями НК (п.2 подраздела 5) на протяжении всего 2013 года ставки налога составят 75% от установленных базовых ставок НК).

Таковыми (если оставить за скобками акцизы, многострадальный налог на недвижимость) являются основные налоговые сюрпризы, заботливо приготовленные властью под елочку 2013 года отечественному бизнесу.

Несмотря на то, что во многие из нововведений заложены абсолютно позитивные идеи, грешат в равной степени все они одним – низким уровнем нормотворческой техники, ошибками и противоречиями, способными нивелировать либо свести к минимуму весь их позитив. К сожалению, работа над ошибками не до введения (а в идеале – до принятия), а уже в процессе исполнения налоговых норм стала признаком, отличающей чертой налоговой политики государства на протяжении всей истории украинской независимости.

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: