Народов РФ не облагаются НДС

 

Согласно подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.) не облагались НДС ремонтно-реставрационные, консервационные и восстановительные работы, выполняемые при реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, культовых зданий и сооружений, находящихся в пользовании религиозных организаций (за некоторыми исключениями). Применение налогоплательщиками освобождения от уплаты НДС в соответствии с данной нормой приводило к спорам с налоговыми органами из-за неоднозначности ее толкования.

Во-первых, возникал вопрос, какие именно работы по ремонту, реставрации и восстановлению памятников истории и культуры, охраняемых государством, а также культовых сооружений следует освобождать от обложения НДС. Минфин России (см., например, Письма от 18.11.2008 N 03-07-07/125, от 10.10.2008 N 03-07-11/334) разъяснял, что при решении этого вопроса следует руководствоваться ст. ст. 42 и 43 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ "Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации". Арбитражные суды с этим соглашались (подробнее по данному вопросу см. Энциклопедию спорных ситуаций по НДС). Однако, как признавали суды, льготой по подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.) нельзя было воспользоваться при осуществлении работ, связанных с приспособлением объекта культурного наследия для современного использования (Постановления ФАС Северо-Западного округа от 06.12.2010 N А52-1576/2010, от 30.11.2010 N А52-1577/2010, от 30.11.2010 N А52-1574/2010). Это объяснялось тем, что в ст. 44 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ такие работы рассматриваются в качестве самостоятельного вида работ, не включаемого в понятия ремонта, реставрации и консервации объекта культурного наследия, определяемые ст. ст. 41, 42 и 43 указанного Закона.

Во-вторых, споры касались также применения льготы при реставрации вновь выявленного памятника истории и культуры до включения его в Единый государственный Реестр объектов культурного наследия. ФАС Северо-Западного округа в Постановлениях от 14.04.2008 N А56-38000/2007, от 16.04.2008 N А56-43752/2007 отметил, что вновь выявленный памятник истории и культуры до включения в указанный реестр в силу ст. ст. 18, 64 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ приравнивается к памятникам, включенным в реестр. Следовательно, льгота по НДС, предусмотренная подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.), могла применяться в отношении работ по реставрации вновь выявленного памятника. Дополнительные материалы по данному вопросу см. в Энциклопедии спорных ситуаций по НДС.

В-третьих, налоговые органы отказывали в применении освобождения от уплаты НДС при осуществлении реставрационных работ по причине ненадлежащего документального подтверждения. Арбитражные суды признавали, что в подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ (в редакции, действовавшей до 1 января 2012 г.) не приведен перечень специальных документов, необходимых для заявления права на льготу (см. например, Постановление ФАС Северо-Западного округа от 01.12.2010 N А52-1573/2010). При этом суды отмечали, что обязательными условиями для применения льготы являются наличие лицензии на осуществление деятельности по реставрации памятников (ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001 N 128-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности"), письменного разрешения на проведение работ, выданного соответствующим органом, а также наличие паспорта на памятник архитектуры. Такая позиция отражена, например, в Постановлениях ФАС Уральского округа от 30.08.2007 N Ф09-6469/07-С2, ФАС Центрального округа от 21.02.2007 N А64-1980/06-19, ФАС Московского округа от 06.05.2006 N КА-А40/3720-06. Поддержало ее и УФНС России по г. Москве в Письмах от 23.04.2010 N 16-15/043550, от 03.02.2009 N 16-15/008664.

С 1 января 2012 г. перечисленные проблемы при применении льготы по подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ возникать не будут, поскольку эта норма подверглась изменению. Теперь прямо указано, что в целях применения льготы работы (услуги) по сохранению объекта культурного наследия должны проводиться в соответствии с требованиями Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ. Освобождение применяется также, если работы осуществляются на выявленном объекте культурного наследия.

Кроме того, перечень видов не облагаемых НДС работ (услуг), установленный в подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ, согласуется с понятием "сохранение культурного наследия", содержащимся в ст. 40 Федерального закона от 25.06.2002 N 73-ФЗ. В нем значатся и работы по приспособлению объекта культурного наследия для современного использования.

Также новшеством является то, что в подп. 15 п. 2 ст. 149 НК РФ прямо указано, при предоставлении каких документов можно использовать льготу. Теперь помимо лицензии на осуществление деятельности по реставрации памятников и соответствующего разрешения на проведение работ в налоговые органы для подтверждения освобождения надо будет представить:

- справку об отнесении объекта к объектам культурного наследия, включенным в Единый государственный реестр объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов РФ, или справку об отнесении объекта к выявленным объектам культурного наследия, выданную Минкультуры России или уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ;

- копию договора на выполнение указанных работ (услуг).

 

Расширен перечень операций по страхованию,

Сострахованию и перестрахованию, которые не облагаются НДС

 

В связи с реформой системы обязательного медицинского страхования дополнены положения подп. 7 п. 3 ст. 149 НК РФ, согласно которому не облагаются НДС услуги по страхованию, сострахованию и перестрахованию, оказанные страховыми организациями. Теперь такими операциями признается также получение страховыми медицинскими организациями - участниками ОМС средств от территориального фонда обязательного медицинского страхования (ТФОМС), если данные средства:

- являются целевыми и перечисляются на основании договора о финансовом обеспечении ОМС;

- предназначены для расходов на ведение дела по ОМС в соответствии с указанным договором;

- являются вознаграждением за выполнение действий, предусмотренных договором о финансовом обеспечении ОМС.

 

Услуги по проведению технического осмотра

Не облагаются НДС

 

С 1 января 2012 г. действуют новые правила проведения технического осмотра транспортных средств, установленные Федеральным законом от 01.07.2011 N 170-ФЗ. Проводить техосмотр могут операторы технического осмотра (организации и предприниматели), соответствующие определенным требованиям и получившие аккредитацию в Российском союзе автостраховщиков (ст. 1, п. 1 ст. 5, ст. 11 указанного Закона). Услуги по проведению техосмотра указанными налогоплательщиками не облагаются НДС (подп. 17.2 п. 2 ст. 149 НК РФ). Напомним, что отказаться от льготы, предусмотренной в п. 2 ст. 149 НК РФ нельзя, поэтому операторы технического осмотра обязаны вести раздельный учет облагаемых и не облагаемых НДС операций (п. 4, 5 ст. 149 НК РФ).

 


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: